Социометрия вопросы: как проводить тестирование в классе

Социометрия - эффективный инструмент для изучения межличностных отношений в группе. В статье мы разберем, как грамотно подобрать критерии, провести тестирование, проанализировать результаты и составить рекомендации для оптимизации групповой динамики. При выборе критериев для социометрии в классе нужно учитывать несколько важных моментов.

Положительные и отрицательные критерии

Положительные критерии формулируются позитивно, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?". Отрицательные - содержат отказ, например: "Кого бы ты не хотел видеть в своей команде по волейболу?".

Преимущества положительных критериев:

  • Не создают напряжения в группе
  • Позволяют выявить лидеров

Преимущества отрицательных критериев:

  • Помогают обнаружить отвергнутых
  • Дают возможность конструктивно поработать с конфликтами в классе

Формальные и неформальные критерии

Формальные критерии связаны с учебной деятельностью, например: "С кем бы ты вместе готовил проект по истории?".

Неформальные относятся к личным предпочтениям, например: "Кого бы ты пригласил на свой день рождения?"

Рекомендуется сочетать оба типа критериев для получения объективной картины.

Подготовка и проведение социометрического опроса

Перед началом социометрического опроса в классе нужно тщательно подготовиться.

Составьте понятную инструкцию, объясните цели опроса, укажите правила заполнения анкеты.

Напишите имена трех одноклассников, с которыми вам было бы интересно работать над проектом. Постарайтесь ответить искренне, это поможет нам сделать работу в классе более эффективной.

Количество возможных выборов

Ограничение выборов до 3-5 человек делает обработку данных проще, но снижает достоверность.

При неограниченном выборе растет нагрузка на обработку, но результаты получаются точнее.

Меньше выборов Больше выборов
+ Проще обработать + Выше достоверность
- Ниже точность - Сложнее обработать

Оформление бланка опроса

Бланк опроса должен содержать:

  • Инструкцию
  • Перечень критериев с полями для ответов
  • Графу для фамилии, имени и класса респондента

Форма может быть как на бумаге, так и в электронном виде.

Объясните, что опрос проводится в исследовательских целях и ответы никто не узнает. Гарантируйте конфиденциальность данных.

Типичные ошибки

Избегайте:

  • Неясных инструкций
  • Сложных формулировок критериев
  • Подглядывания и обсуждения ответов

Построение матрицы выборов

В матрицу заносятся ответы респондентов: кому они отдали свои голоса. Взаимные выборы подсвечиваются. По матрице считаются основные показатели.

Вычисляются:

  • Социометрический статус каждого ученика
  • Коэффициент взаимности выборов в классе

Затем по статусу класс делится на статусные группы.

Наглядно отображает взаимные симпатии и антипатии в группе. Например, в виде "мишени" с концентрическими окружностями.

Интерпретация данных социометрии

После обработки результатов проводится интерпретация - выявляются особенности групповой динамики.

Анализируются ответы на ключевые вопросы социометрии:

  • Кто лидеры и аутсайдеры в классе?
  • Насколько класс сплочен?
  • Какие группировки присутствуют?

Выявляются "больные" зоны класса по результатам тестирования. Например, конфликтные отношения между мальчиками и девочками.

Ограничения метода

При интерпретации данных социометрии стоит учитывать некоторые ограничения метода:

  • Результаты отражают ситуацию на момент проведения опроса
  • Возможны искажения из-за желания респондентов казаться лучше
  • Субъективность критериев затрудняет сравнение разных групп

Чтобы свести к минимуму влияние этих факторов, рекомендуется:

  • Периодически повторять диагностику
  • Использовать дополнительные методы
  • Тщательно формулировать критерии под конкретные задачи

Социометрия: пример

Рассмотрим интерпретацию результатов на конкретном примере. Проведена диагностика в классе по двум критериям. По первому критерию (с кем бы сели за одну парту) социометрический статус у девочек в среднем выше. По второму (с кем бы вместе готовили проект) - у мальчиков.

Можно сделать вывод, что в классе наблюдается разобщенность по гендерному признаку: девочки предпочитают общаться друг с другом, мальчики - между собой. Эту ситуацию желательно скорректировать.

Когда в классе выявлены "проблемные зоны", нужно дать конкретные рекомендации для улучшения ситуации.

Повышение статуса непринятых учеников

Можно предложить:

  • Чаще хвалить их публично
  • Давать ответственные индивидуальные поручения
  • Подчеркивать их достоинства

Нужно направлять влияние лидеров в социально одобряемое русло, а также налаживать коммуникацию между разобщенными группами учеников.

Методы повышения сплоченности

Чтобы увеличить сплоченность класса, эффективны следующие методы:

  • Проведение тренингов командообразования
  • Организация совместных праздников и экскурсий
  • Коллективное участие в конкурсах и проектах

Главное - создавать условия для сотрудничества и взаимопомощи.

Коррекция конфликтных отношений

Чтобы наладить взаимоотношения между конфликтующими учениками, полезно:

  • Организовывать им совместную работу
  • Проводить примирительные беседы при участии школьного психолога
  • Устраивать дискуссии и тренинги на сплочение

Программа развития класса

Для достижения долгосрочного результата имеет смысл разработать целостную программу развития классного коллектива на основе данных социометрических исследований.

Она может включать комплекс различных мероприятий, реализуемых в течение учебного года под чутким контролем классного руководителя.

Ошибки при проведении социометрии в классе

Несмотря на кажущуюся простоту, при проведении социометрии легко допустить серьезные ошибки.

Критерии должны соответствовать возрасту и задачам исследования. Например, не стоит спрашивать младших школьников о карьерных предпочтениях.

Вопросы должны быть максимально конкретны, четки и понятны респондентам. Иначе ответы могут оказаться недостоверными.

Нарушение анонимности

Если опрашиваемые чувствуют, что их ответы будут раскрыты, они начинают искажать информацию. Это сводит результаты социометрии к нулю.

Некорректная интерпретация

Нельзя делать категоричные выводы, игнорируя ограничения методики. Требуется осторожный и взвешенный подход к анализу данных.

Игнорирование этических норм

Полученные сведения о личных симпатиях и антипатиях учащихся можно использовать во вред. Недопустимо разглашать результаты тестирования или принимать на их основе необдуманные решения.

Альтернативы классической социометрии

Кроме традиционного подхода Морено, существует несколько альтернативных методик:

Методика "Цветик-семицветик"

Основана на рисовании цветов для обозначения членов группы. Позволяет отразить субъективное отношение через цвет и композицию.

Социоигровые методы

Делают акцент на активной групповой работе, дискуссиях, ролевых играх. Также используют арт-технологии.

Упрощают и ускоряют сбор и обработку данных. Например, можно создать тест с помощью Google Форм, SurveyMonkey или других сервисов.

Комментарии