Способности человека, что это такое: определение и примеры
Способности человека - это индивидуально-психологические особенности, которые определяют успешность выполнения им различных видов деятельности. Рассмотрим подробнее, что такое способности человека, какие они бывают и как развиваются.
Определение понятия "способности человека"
Что такое способности человека? Способности человека - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Иначе говоря, способности человека это такие его личностные черты и особенности, которые позволяют ему успешно заниматься той или иной деятельностью. У каждого человека есть свой уникальный набор способностей, выраженных в разной степени.
Виды способностей
Существует несколько подходов к классификации способностей. Рассмотрим основные из них.
Общие и специальные способности
Общие способности - это способности, которые проявляются в широком круге видов деятельности. К ним относятся:
- интеллектуальные способности - способность к логическому мышлению, анализу, обобщению;
- креативные способности - способность к творчеству, нестандартному мышлению;
- коммуникативные способности - способность к общению и взаимодействию с другими людьми.
Специальные способности проявляются в конкретных видах деятельности. К ним относятся музыкальные, литературные, математические, спортивные и многие другие способности.
Врожденные и приобретенные способности
Эта классификация основана на происхождении способностей. К врожденным, или задаткам, относятся анатомо-физиологические особенности организма. Например, абсолютный музыкальный слух, феноменальная зрительная память.
Приобретенные способности формируются в процессе жизнедеятельности и зависят от условий воспитания, обучения, собственной активности. Большинство специальных способностей относятся именно к этому типу.
Учебные и творческие способности
Учебные способности проявляются в успешности освоения знаний, формирования умений и навыков.
Творческие способности позволяют создавать оригинальные, нестандартные продукты деятельности, находить нетривиальные решения.
Как развиваются способности человека
Развитие способностей человека происходит под влиянием внешних и внутренних факторов на протяжении всей жизни.
К внешним факторам относятся:
- целенаправленное обучение и тренировка;
- широта жизненного опыта;
- среда и условия жизни.
К внутренним факторам относятся:
- особенности нервной системы;
- функциональные возможности анализаторов;
- уровень умственного и физического развития.
Для развития способностей важны оба типа факторов. Так, без внутренних предпосылок даже самые благоприятные внешние условия не приведут к выдающимся результатам. Но и мощные задатки без тренировки и стимулирования могут так и остаться нереализованным потенциалом.
Примеры проявления способностей
Примеры способностей человека можно привести в самых разных сферах деятельности.
Яркий пример проявления музыкальных способностей - вундеркинды, дети, обладающие феноменальным слухом, памятью, исполнительским мастерством в очень раннем возрасте.
В спорте выдающиеся способности часто проявляются в виде уникальной физической силы, выносливости, координации движений.
Ярким примером математических и интеллектуальных способностей может служить индийский математик Сриниваса Рамануджан, самостоятельно сделавший ряд выдающихся открытий в области теории чисел.
Сенсорные способности
Особую группу составляют сенсорные, или сенсомоторные способности. Они связаны с эффективностью работы органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.) и двигательного аппарата.
Ярким примером сенсорных способностей может служить абсолютный слух, позволяющий человеку точно определять высоту музыкальных звуков.
Креативность и творческие способности
Одной из важнейших способностей человека является креативность - способность к творчеству, созданию принципиально новых идей, отклонению от традиционных схем мышления.
На базе креативности формируются творческие способности в различных сферах деятельности - науке, искусстве, конструировании и др.
Высокий уровень творческих способностей характерен для талантливых ученых, изобретателей, писателей, художников, музыкантов.
Что такое способности человека
Итак, еще раз ответим на вопрос: что такое способности человека? Способности человека - это индивидуально-психологические свойства личности, определяющие успешность и качественное своеобразие осуществления определенного рода деятельности.
Определение способностей человека
Способности человека - это такие психические и психофизиологические особенности, которые являются условиями успешного осуществления определенного вида продуктивной деятельности.
Таким образом, определяющими характеристиками способностей выступают:
- индивидуальная мера их выраженности;
- влияние на успешность деятельности;
- качественное своеобразие достижений.
Человеческие способности и задатки
В основе всех человеческих способностей лежат задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности.
Задатки представляют собой лишь потенциал, который может развиться в способности при благоприятных условиях среды и активности самого человека.
Развитие способностей на разных возрастных этапах
Процесс развития способностей имеет свою специфику на разных возрастных этапах.
В раннем и дошкольном детстве ведущую роль играет формирование сенсорно-перцептивной сферы, моторики, речи. Это фундамент для последующего когнитивного и творческого развития.
В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются учебные, интеллектуальные способности. Формируются культура умственного труда, навыки работы с информацией.
Способности и профессиональное самоопределение
В подростковом и юношеском возрасте ведущую роль начинает играть профессиональное и личностное самоопределение. Происходит дальнейшее развитие и дифференциация специальных способностей.
Успешный выбор профессии во многом определяется способностями человека, его интересами и склонностями. Однако и целенаправленное развитие нужных для профессии способностей также играет большую роль.
Творческая реализация способностей
Наиболее полная творческая реализация способностей происходит в зрелом возрасте, когда накоплен достаточный профессиональный и жизненный опыт.
Именно в этот период деятели науки, искусства, техники создают свои самые яркие и значимые произведения и открытия.
Способности пожилого человека
В пожилом и старческом возрасте возможности реализации многих способностей снижаются в связи с физиологическими изменениями в организме.
Однако пожилые люди часто сохраняют высочайший творческий, интеллектуальный и духовный потенциал, а также способность передавать накопленные знания и опыт молодым поколениям.
Развитие креативности
Одним из важнейших направлений в развитии человеческих способностей является развитие креативности - творческих способностей, дающих возможность генерировать новые, нестандартные идеи.
Основными подходами к развитию креативности являются:
- создание творческой среды, стимулирующей нестандартное мышление;
- овладение эвристическими методами решения задач;
- развитие дивергентного мышления;
- тренировка воображения и ассоциативного мышления.
Важную роль в развитии детской креативности играют игровая деятельность, художественное творчество, конструирование.
Способности и мотивация
Ключевым фактором реализации и развития способностей является мотивация - наличие внутренних побуждений к осуществлению деятельности.
Высокоразвитые способности могут так и не проявиться, если человек не имеет интереса и желания их реализовывать. И наоборот, сильная увлеченность делом помогает значительно продвинуться даже при скромных изначальных задатках.
Саморазвитие способностей
На определенном этапе важнейшим фактором развития способностей становится собственная активность человека по самосовершенствованию и саморазвитию.
Элементами саморазвития выступают:
- осознание человеком своих сильных и слабых сторон;
- постановка целей саморазвития;
- выбор средств и методов самосовершенствования;
- объективная оценка достигнутых результатов.
В зрелом возрасте саморазвитие становится основной формой совершенствования и реализации способностей человека.