Приспособление в конфликте это: стратегии поведения в конфликте

Конфликтные ситуации неизбежно возникают в нашей жизни. От того, как мы ведем себя в конфликте, зависит его исход и дальнейшее развитие отношений.

Что такое стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения в конфликте - это различные модели поведения, которые человек выбирает в зависимости от ситуации и поставленных целей.

Приспособление в конфликте это одна из основных стратегий поведения, которая заключается в том, что человек жертвует собственными интересами ради интересов или потребностей другого.

Существует несколько основных стратегий поведения в конфликте:
  • соперничество;
  • приспособление;
  • компромисс;
  • избегание;
  • сотрудничество.

Каждая стратегия имеет свои плюсы и минусы. Выбор той или иной зависит от целей, которые ставит перед собой человек, а также от ситуации.

Стратегия приспособления

Приспособление в конфликте это отказ от собственных интересов в пользу интересов оппонента. Человек как бы "подстраивается" под требования или поведение другого участника конфликта.

Такая стратегия часто используется, когда сохранение хороших отношений с оппонентом является приоритетной задачей. Например, если это ваш начальник, близкий друг или родственник.

Приспособление в конфликте также уместно, если предмет разногласий не так уж важен для вас, но крайне важен для оппонента.

Плюсы стратегии приспособления:

  • Позволяет сохранить хорошие отношения;

  • Снимает напряжение и агрессию;

  • Экономит время и силы на борьбу.

Минусы стратегии приспособления:

  • Ваши интересы и потребности остаются неудовлетворенными;
  • Вы теряете уважение и влияние в глазах оппонента;
  • В дальнейшем оппонент может воспользоваться вашей уступчивостью.

Таким образом, полностью отказываться от собственных интересов в пользу другого не стоит. Это ведет к накоплению негатива и внутренним конфликтам.

Однако в некоторых ситуациях приспособление может быть разумным выбором стратегии.

Другие стратегии поведения в конфликте

Компромисс в конфликте - это взаимные уступки ради скорейшего разрешения конфликта. Каждая из сторон отказывается от части своих претензий, чтобы удовлетворить часть претензий другой стороны.

Стратегия сотрудничества в конфликте означает поиск такого решения, которое полностью или хотя бы частично удовлетворит интересы обеих сторон. Это наиболее конструктивный подход, который, однако, требует времени и усилий.

Стратегия избегания - уклонение от конфликта, отстраненность. Иногда это бывает оправданно, но чаще конфликт таким образом только загоняется вглубь.

Наконец, жесткое отстаивание исключительно собственных интересов в ущерб интересам оппонента называют стратегией соперничества или конкуренции.

Таковы основные стратегии поведения участников конфликта. Каждая имеет область применения в зависимости от ситуации и целей сторон.

Стратегия Описание
Приспособление Поступиться своими интересами ради другого
Компромисс Взаимные уступки ради быстрого решения

Выбор стратегии поведения в конфликте

Выбор стратегии поведения личности в разрешении конфликта зависит от многих факторов.

Во-первых, это цели, которые человек ставит перед собой. Например, быстрое прекращение конфликта или долгосрочное конструктивное решение.

Во-вторых, важное значение имеет то, насколько важен предмет спора для каждой из сторон. Если для одной стороны он принципиален, а для другой несуществен, выбор стратегии очевиден.

Зависимость от типа конфликтующих личностей

Характер личностей, участвующих в конфликте, также во многом определяет выбор стратегии поведения.

Люди с завышенной самооценкой обычно прибегают к соперничеству, пытаясь навязать свою точку зрения. А люди с низкой самооценкой, наоборот, часто идут на уступки и приспособление.

Гендерный аспект

Существуют гендерные различия в выборе стратегий поведения в конфликте. Мужчины чаще прибегают к открытому соперничеству, а женщины - к компромиссу или приспособлению.

Однако это лишь общие закономерности. Конкретная ситуация и личностные особенности могут вносить свои коррективы.

Стратегии конфликта в психологии

В психологии подробно изучены различные стратегии поведения личности в конфликте и факторы, влияющие на их выбор.

Существуют опросники и тесты, позволяющие определить, к каким стратегиям человек более склонен в кризисных ситуациях.

Знание собственных типичных моделей реагирования помогает объективно оценить сильные и слабые стороны своего поведения в конфликте.

На основе этого можно выработать более гибкий и конструктивный подход к разрешению сложных ситуаций.

Развитие стратегий поведения в конфликте

С возрастом и накоплением жизненного опыта человек обычно учится более гибко подходить к разрешению конфликтных ситуаций.

Если в молодости мы склонны прибегать к крайностям - либо полностью идти на поводу у другого человека, либо отстаивать свою позицию "до последнего", то со временем обычно формируются навыки управления конфликтом.

Понимание других точек зрения

Постепенно человек учится принимать во внимание и другие точки зрения, искать общее решение или хотя бы временный компромисс.

Конфликт перестает восприниматься как нечто исключительно негативное, формируется более взвешенный подход к нему как к временному явлению, которое необходимо конструктивно разрешить.

Гибкость

Человек овладевает несколькими моделями поведения в конфликте и гибко применяет ту или иную в зависимости от ситуации и поставленных целей.

Идеальный вариант - когда у человека в арсенале есть несколько стратегий поведения в конфликте, и он способен выбрать наиболее подходящую для конкретного случая.

Это позволяет добиваться наилучших результатов с наименьшими потерями для всех участников.

Комментарии