Ведущее направление современного психоанализа: объектные отношения в психологии

Теория объектных отношений является одним из ведущих направлений в современном психоанализе. В центре ее внимания находятся взаимоотношения человека с другими людьми и роль этих отношений в формировании личности и развитии психопатологии.

Истоки теории объектных отношений

Зарождение концепции объектных отношений относится к 30-40-м годам XX века. Основоположниками данного направления принято считать Мелани Кляйн и Рональда Фэйрбейрна.

Объектные отношения получили дальнейшее развитие в работах Fairbairn'а (1952, 1994) и Winnicoll^ (1958, 1971).

В отличие от классического психоанализа с его фокусом на влечениях и инстинктах, теория объектных отношений сосредоточилась на изучении связей индивидуума с другими людьми. Первичной мотивацией человека объявлялась потребность в контакте с объектом, а не получение удовольствия или снятие напряжения.

Интернализация объектных отношений

Одним из ключевых понятий теории объектных отношений является интернализация. Под ней понимается процесс усвоения внешних межличностных отношений и превращения их во внутренние структуры личности.

Согласно данному подходу, ребенок с самого рождения вступает во взаимодействие с окружающими (в первую очередь, матерью) и интернализует сложившиеся отношения. Эти отношения становятся частью его внутреннего мира и оказывают влияние на дальнейшее развитие.

  • Полноценные, эмоционально теплые отношения способствуют формированию здоровой, целостной личности.
  • Нарушенные, патологические отношения интернализуются в виде «плохих объектов» и могут приводить к психическим расстройствам в будущем.

Одним из важнейших механизмов является расщепление Я. Ребенок бессознательно отождествляет себя с патологическими чертами «плохих» родителей, чтобы сохранить с ними связь. В результате его Я как бы расщепляется.

По Fairbairn’у, главное в анализе личности - изучение этих внутренних объектных отношений.

Объектные отношения и психотерапия

Теория объектных отношений оказала большое влияние на развитие психоаналитической терапии. Было показано, что:

  1. Перенос в терапии связан не столько с проекцией подавленных влечений, сколько с «проигрыванием» ранее интернализованных объектных отношений.
  2. На характер переноса влияют не только особенности пациента, но и реально складывающиеся отношения между ним и терапевтом.
  3. Целью становится не только «снятие» симптомов, но замена патологических объектных отношений на более конструктивные.

Такой подход изменил понимание роли психоаналитика и условий эффективной терапии.

Современное развитие теории объектных отношений

В настоящее время теория объектных отношений продолжает развиваться в работах современных психоаналитиков.

Особое внимание уделяется изучению:

  • Роли самых ранних диадических отношений матери и младенца;
  • Процессов бессознательной коммуникации между пациентом и терапевтом;
  • Природы и функций «переходных объектов».

Проводятся междисциплинарные исследования, интегрирующие достижения современной психологии развития, теории привязанности и нейробиологии.

Таким образом, несмотря на длительную историю, теория объектных отношений до сих пор остается одним из самых перспективных направлений в психоанализе.

Роль первичных объектных отношений

Согласно теории объектных отношений, фундамент личности закладывается в самом раннем детстве в процессе взаимодействия младенца с матерью или другим близким взрослым.

Характер этих первичных объектных отношений имеет определяющее значение для дальнейшего психического развития ребенка.

Полноценные, эмоционально теплые отношения способствуют формированию здоровой, целостной личности.

Нарушенные, патологические отношения приводят к нарушениям в структуре личности, формированию ложного Я и развитию психопатологии.

Теория объективных отношений о расщеплении Я

Одним из важнейших механизмов, объясняющих влияние детских объектных отношений на личность, является расщепление Я.

Ребенок, не получающий адекватного эмоционального отклика от родителей, вынужден бессознательно отождествлять себя с их патологическими чертами. Это позволяет ему хотя бы таким образом поддерживать связь с значимыми объектами.

Однако в результате происходит расщепление Я ребенка. Одна его часть связана с реальным миром, другая функционирует в рамках патологических объектных отношений.

Психотерапия с позиций теории объектных отношений психологии

Теория объектных отношений психологии оказала большое влияние на развитие психоаналитической терапии.

Было показано, что на характер переноса влияют не только особенности пациента, но и реально складывающиеся отношения между ним и терапевтом.

Целью становится не только снятие симптомов, но и замена патологических интернализованных объектных отношений более конструктивными.

Для этого необходимо, чтобы терапевт стал для пациента «хорошим объектом».

Современные исследования в рамках теории

В настоящее время теория объективных отношений продолжает активно развиваться.

Изучается роль:

  • бессознательных аспектов коммуникации между участниками терапевтического процесса;
  • «переходных объектов» в развитии личности;
  • ранних травм и их влияния на формирование Я.

Проводятся междисциплинарные исследования с использованием достижений современной психологии развития и нейробиологии.

Перспективы теории объектных отношений

Несмотря на многолетнюю историю, теория объектных отношений остается одной из самых перспективных концепций в психоанализе.

Она позволяет по-новому взглянуть на причины и механизмы формирования личности и развития психопатологии с учетом значимых межличностных отношений.

Дальнейшее изучение объектных отношений открывает путь к более глубокому пониманию человеческой психики и разработке эффективных методов психологической помощи.

Комментарии