Разнообразные виды социального взаимодействия в обществе

Социальное взаимодействие является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы постоянно сталкиваемся с его проявлениями в самых разных ситуациях.

Понятие социального взаимодействия

Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя и более участниками. Оно характеризуется следующими основными признаками:

  • направленность на другого человека или группу людей;
  • наличие обратной связи;
  • осмысленность и мотивированность;
  • ситуативность.

Примеры социального взаимодействия мы наблюдаем повсеместно:

  1. общение родителей и детей, учителей и учеников;
  2. взаимодействие продавца и покупателя;
  3. переговоры бизнес-партнеров;
  4. дискуссии в социальных сетях.

Социальное взаимодействие является фундаментом человеческого общества, механизмом социальных связей и отношений.

Классификация видов социального взаимодействия

Существует множество оснований для классификации видов социального взаимодействия. Рассмотрим основные из них.

По количеству участников выделяют:

  • взаимодействия между двумя людьми
  • взаимодействия в группах
  • массовые взаимодействия

Примером первого вида может служить диалог двух знакомых на улице. Второй вид - типичен для небольших коллективов, семей. Третий вид мы видим на митингах, демонстрациях.

Далее, по типу контактов, взаимодействия делятся на:

  • дружеские
  • партнерские
  • конфликтные

Их consectetur adipisicing elit. Nulla accusamus saepe tempora! Eaque amet libero dolorum porro impedit, adipisci eos!

Критерий Виды взаимодействия
По количеству участников
  • Между двумя людьми
  • В группах
  • Массовые
По типу контактов
  1. Дружеские
  2. Партнерские
  3. Конфликтные

Основные формы социального взаимодействия

Выделяют три основные формы социального взаимодействия:

  1. Кооперация
  2. Конкуренция
  3. Конфликт

Кооперация основывается на сотрудничестве и предполагает взаимопомощь участников. Классическим видом кооперации является разделение труда.

Конкуренция направлена на опережение других участников взаимодействия в достижении цели. Пример - выборы.

Конфликт - это прямое столкновение противоборствующих сторон. Он может принимать как деструктивные, так и конструктивные формы.

Деструктивные формы конфликтного взаимодействия

К деструктивным формам конфликтного взаимодействия относятся:

  • Ссоры
  • Драки
  • Войны

Подобные конфликты, как правило, не приводят к позитивному результату и лишь усугубляют противоречия.

Конструктивные формы конфликтного взаимодействия

В то же время конфликт может конструктивно разрешать имеющиеся проблемы. Примерами здесь могут служить:

  1. Дебаты
  2. Переговоры
  3. Судебные разбирательства

Грамотно выстроенный конфликтный процесс позволяет найти взаимоприемлемое решение.

Стихийные и организованные соц взаимодействия

Помимо перечисленных форм, соц взаимодействия классифицируются на:

  • Стихийные
  • Организованные

К стихийным относятся массовая истерия, паника. Организованные - это запланированные мероприятия.

Индивидуальные и групповые соц взаимодействия

Еще одна классификация - по количеству участников:

  1. Индивидуальные
  2. Групповые

Индивидуальные - это общение "один на один", групповые - в рамках сообществ.

Краткосрочные и долгосрочные

Ну и наконец, по временной протяженности бывают:

  • Краткосрочные
  • Долгосрочные

Первые длятся от нескольких минут до нескольких часов. Вторые - годами.

Механизмы конструктивного разрешения конфликтов

Существует несколько основных механизмов, позволяющих конструктивно разрешать конфликтные ситуации:

  1. Переговоры - обсуждение проблемы с целью найти компромисс.
  2. Посредничество - привлечение третьей нейтральной стороны.
  3. Арбитраж - обращение к официальному лицу или органу для вынесения решения.

Грамотное использование этих механизмов помогает снять накал страстей и найти результат, устраивающий обе конфликтующие стороны.

Позитивные и негативные последствия конфликтов

У конфликтного взаимодействия есть как позитивные, так и негативные последствия:

  • + выявление и решение назревших проблем;
  • - рост напряженности и агрессии между конфликтующими сторонами;
  • + катализатор перемен и преобразований;
  • - нарушение отношений и нанесение психологических травм.

Гендерные различия конфликтного поведения

Существуют определенные гендерные различия в склонности людей к тем или иным формам конфликтного взаимодействия:

  • Мужчины чаще прибегают к открытой конфронтации.
  • Женщины предпочитают "тихие" конфликты.

Это важно учитывать при анализе и разрешении конфликтов в гендерно-смешанных группах.

Влияние национальной культуры на конфликтное поведение

Национальные особенности культуры также оказывают заметное влияние на склонность людей к конфликтам и выбираемые ими способы конфликтного взаимодействия.

Типы конфликтного поведения в западной и восточной культурах

Для представителей западных культур характерны такие типы конфликтного поведения как:

  • прямая и откровенная критика оппонента;
  • настаивание и отстаивание собственной позиции;
  • стремление "победить" в конфликте.

В восточных же культурах более распространены такие подходы как:

  • недосказанность, намеки;
  • избегание прямой конфронтации;
  • поиск компромисса.

Влияние социального статуса на поведение в конфликте

Социальный статус участников конфликта также оказывает большое влияние на их поведение. Люди с более высоким статусом, как правило:

  • реже идут на уступки;
  • чаще прибегают к давлению;
  • демонстрируют уверенность в собственной правоте.

Возрастные особенности поведения в конфликтах

Существуют и возрастные различия конфликтогенности:

  • Подростки наиболее склонны к конфликтам.
  • Пожилые люди, как правило, стараются их избегать.

Этот факт необходимо учитывать как в семейных, так и в коллективных конфликтах разных поколений.

Культура конструктивного разрешения конфликтов

Для снижения деструктивности конфликтов в обществе необходимо:

  1. Повышать общий уровень конфликтологической культуры.
  2. Учить людей навыкам бесконфликтного общения.
  3. Развивать медиацию как эффективный способ урегулирования споров.

Роль СМИ в предотвращении и разрешении конфликтов

Значительную роль в предотвращении и конструктивном разрешении конфликтов играют СМИ. Ответственные СМИ могут:

  • Объективно освещать конфликтные ситуации без искажения фактов.
  • Приглашать к диалогу представителей конфликтующих сторон.
  • Публиковать экспертные комментарии по поиску решений.

К сожалению, некоторые СМИ разжигают конфликты ради наживы и политических интересов. Это недопустимо.

Методы снижения деструктивности групповых конфликтов

Чтобы конфликт между социальными группами не выходил из-под контроля, эффективны такие методы:

  1. Организация переговорных площадок между лидерами групп.
  2. Проведение совместных культурных и спортивных мероприятий.
  3. Запуск совместных экономических и социальных проектов.

Это помогает сблизить враждующие стороны и найти точки соприкосновения.

Профилактика эскалации семейных конфликтов

В семейной сфере важно не допустить перерастания бытовых конфликтов в затяжные. Для этого рекомендуется:

  • Научиться слушать и слышать партнера.
  • Выделять время на откровенный разговор и обсуждение проблем.
  • При необходимости обращаться к семейному психологу.
Комментарии