Что такое харакири в Японии: исторические корни и эстетика проведения
Харакири (せっぷく) - древний самурайский обычай ритуального самоубийства в Японии путем вскрытия живота. Он широко практиковался среди самураев в Средневековье и вплоть до XIX века.
История возникновения
Харакири зародилось в период Хэйан (794-1185). Считается, что первый известный случай произошел в 1180 году после битвы при Удзи. Самурай Минамото no Еримаса совершил сэппуку, дабы избежать плена и пыток от своих врагов. Впоследствии многие самураи, терпящие поражение на поле боя, поступали так же - лишали себя жизни, чтобы умереть "своей" смертью, а не от рук врага.
Причины совершения харакири
Основными причинами для совершения харакири были:
- Для искупления какого-либо "постыдного" поступка;
- Чтобы избежать плена или пыток от врагов;
- В знак преданности своему господину (если тот погибал);
- По приговору за серьезные проступки.
Однако харакири нельзя было совершить без разрешения старшего по званию - дайме или сегуна. Иначе это считалось бесчестием.
Как происходило харакири
Что такое харакири представляло собой четкий ритуал со множеством правил и деталей. Рассмотрим основные его этапы:
- Назначалось точное время проведения обряда, чтобы самурай успел морально подготовиться.
- Перед самураем на ткани расстилали его меч-танто.
- Он садился в позу сэйдза и обнажал живот, открывая полы кимоно.
- Хватал танто за лезвие и вонзал себе в живот.
- Делал один или несколько разрезов по животу строго определенным способом.
- Стараясь сохранять невозмутимость, терпел муки как можно дольше.
- Кайсяку (помощник) наносил ему удар мечом, частично отрубая голову, дабы прекратить страдания.
После этого голову поднимали за волосы, демонстрируя присутствующим, и накрывали тканью. Тело хоронили со всеми почестями.
"Японское самоубийство" в виде харакири совершали и женщины из самурайских семей. В отличие от мужчин, они вонзали кинжал себе в сердце или перерезали горло.
Запрет харакири в Японии
В 1868 году в Японии произошла реставрация Мэйдзи и начались радикальные реформы по модернизации страны на европейский лад. В результате практика официальных казней через харакири была отменена.
Однако традиция эта оказалась настолько глубоко укоренившейся в менталитете японцев, что случаи добровольного сэппуку встречались в Японии и в XX веке. Самые известные примеры - это писатель Юкио Мисима (1970) и дзюдоист Исао Инокума (2001).
Харакири в Японии сегодня
Несмотря на официальный запрет, традиция харакири до сих пор жива в японском обществе и пользуется скрытым одобрением. Это связано с менталитетом японцев, для которых честь и репутация имеют огромное значение. А харакири рассматривается как возможность искупить вину и избежать позора.
По официальной статистике, Япония занимает одно из первых мест в мире по количеству самоубийств. И хотя прямой связи между этим и традицией харакири нет, можно предположить, что эта традиция оказывает определенное влияние на выбор такого способа ухода из жизни.
Причины популярности харакири
Почему же практика получила столь широкое распространение в средневековой Японии и укоренилась в менталитете нации? Рассмотрим основные причины.
Религиозно-философские взгляды
Согласно буддизму, который исповедовали самураи, смерть - это лишь переход души в новое тело. А позволяло освободить душу отдельным и "правильным" способом. Кроме того, в философии дзен центром человеческой души считался именно живот.
Самурайский кодекс чести
Важнейшим самурайским принципом была верность своему господину. И такое преданность часто выражалась в готовности умереть вместе с ним или ради него. Также кодекс Бусидо требовал от самураев сохранения чести и достоинства, вплоть до самопожертвования.
Воинские традиции
Такое
ритуальное самоубийство, как харакири, изначально было присуще именно воинскому сословию. Ведь основным их оружием был меч, который всегда находился при них. А использование меча для самоубийства было наиболее доступным и "под рукой" способом уйти из жизни.
Харакири в массовой культуре
Несмотря на жестокость, образ харакири часто использовался и продолжает использоваться в произведениях массовой культуры:
- Картины и гравюры японских художников;
- Романы, повести, рассказы писателей;
- Фильмы, мультфильмы и аниме;
- Компьютерные игры.
Это свидетельствует о неослабевающем интересе мировой общественности к традициям древней Японии, одной из которых как раз и является харакири.
Современные аналоги харакири
Хотя прямого эквивалента харакири в современном мире не существует, можно провести некоторые параллели:
"Смерть до плена"
Это негласный девиз некоторых спецподразделений армий разных стран мира. Его суть в том, чтобы в случае захвата в плен лишить себя жизни, не дожидаясь пыток.
Самосожжение
В отдельных случаях люди прибегают к самосожжению в знак протеста или для привлечения внимания к какой-либо проблеме. Это тоже форма жертвы ради своих идеалов.
Эстетика харакири
Несмотря на внешнюю жестокость, в традиции харакири присутствовала и своя эстетика. Обряд был строго регламентирован, а поведение самурая во время совершения харакири должно было соответствовать определенным канонам.
Ритуальные детали
Тщательно продумывались все аспекты процедуры - от выбора одежды и оружия до поз и жестов. Особое внимание уделялось финальному моменту - частичному обезглавливанию. Голова должна была остаться висеть на полоске кожи, чтобы не коснуться земли.
Поведение самурая
Во время агонии самурай обязан был сохранять хладнокровие и стоицизм, не издавая ни звука. Это считалось проявлением мужества и презрения к смерти. Потеря контроля над собой расценивалась как позор и унижение.
Завершающий аккорд
Последний вздох самурая становился своего рода финальным аккордом представления. Затем тело торжественно заворачивали в белую ткань, а голову поднимали за волосы - для демонстрации присутствующим.
Харакири в литературе и театре
Тема харакири часто поднимается в произведениях классической японской литературы и театра, таких как:
- Пьесы для театров Кабуки и Но;
- Стихи хайку в жанре дзюнси;
- Роман "Сказание о доме Тайра";
- Рассказ Акутагавы Рюноскэ "В чаще".
Образ самурая, совершающего харакири, становится воплощением преданности, стойкости и благородства. Эти качества воспеваются авторами.
Харакири как социальный феномен
Помимо эстетической составляющей, стоит рассмотреть харакири и как социальное явление. Фактически речь идет об особой форме эвтаназии, которая одобрялась в самурайском обществе при определенных обстоятельствах.
Традиция харакири отражала мировоззрение и ценности самураев. И в этом смысле ее изучение дает ключи к пониманию всей культуры средневековой Японии.
Харакири в изобразительном искусстве
Тема харакири также нашла отражение в изобразительном искусстве Японии. Рассмотрим три классические картины, посвященные этому сюжету:
Харакири самурая
На этой картине изображен самурай в финальный момент обряда харакири. Он сидит в традиционной позе сэйдза на циновке. Его тело слегка наклонено вперед, рука все еще сжимает рукоять короткого меча-танто, которым был нанесен удар в живот. Лицо самурая спокойно и бесстрастно, он готовится принять смерть.
Прощание перед харакири
Здесь мы видим самурая, прощающегося со своей женой и детьми перед предстоящим харакири. Фигуры персонажей, их позы и жесты передают глубокий драматизм ситуации. Лица присутствующих выражают скорбь, самурай и его жена сдержанны в эмоциях, тверды в своем решении.
Помощник при харакири
На последней картине мы видим кайсяку - помощника при обряде харакири. Он изображен с мечом в руках в момент, когда собирается нанести решающий удар по шее самурая, чтобы завершить его страдания. Взгляд и поза кайсяку выражают сосредоточенность и готовность выполнить свой долг.
Таким образом, в изобразительном искусстве тема харакири предстает в разных ипостасях, передавая весь трагизм и философскую глубину этого обычая.