Эпикурейцы - яркие представители философского течения в Древней Греции

Эпикуреизм - одно из влиятельных философских течений античности, основанное Эпикуром в 306 году до н.э. Его последователи стремились к достижению душевного спокойствия (атараксии) через разумный подход к удовольствиям жизни.

Основатель Эпикур и его школа

Основатель эпикуреизма Эпикур родился на острове Самос в 341 году до н.э. Еще в молодости он решил посвятить себя философии, путешествовал и обучался у разных мыслителей. В 306 году Эпикур приобрел сад в Афинах и основал там свою школу, открытую для всех. Это место получило название Сад и сыграло большую роль в распространении эпикурейской философии .

Отличительными чертами школы-сада были:

  • доступность знаний для всех желающих;
  • атмосфера дружбы и взаимопомощи между учениками;
  • простота и скромность в быту;
  • почитание основателя.

Согласно преданию, над входом в Сад висела надпись: «Странник, здесь ты будешь счастлив; здесь удовольствие - высшее благо».

Основы физики эпикурейцев

Эпикурейцы в своей натурфилософии опирались на идеи Демокрита об атомах как «кирпичиках» мироздания. Однако если Демокрит считал движение атомов полностью детерминированным, то эпикурейцы допускали наличие случайных, спонтанных отклонений атомов от первоначального направления.

Такое допущение позволяло объяснить многие явления и оставляло место для свободы человеческой воли. Эпикурейцы полагали, что именно благодаря случайным столкновениям атомов возникли многочисленные миры в бесконечной Вселенной.

Этика эпикуреизма

Главной целью эпикурейцев было достижение спокойного, радостного состояния духа, которое Эпикур назвал атараксией (отсутствие тревоги). По его мнению, к атараксии ведут разумное стремление к удовольствиям и избавление от ложных верований, мешающих душевному покою.

Эпикур различал удовольствия деятельные и состояния покоя. При этом наивысшее благо он видел не в непрерывном движении от одного удовольствия к другому, а в стабильном отсутствии душевных и телесных страданий.

«Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не наслаждение чувствами, как полагает толпа... но мы разумеем свободу тела от страданий и души от смятения».

Такой подход резко отличал эпикуреизм от вульгарного гедонизма, стремящегося к непрерывному умножению чувственных наслаждений.

Принципы эпикурейской этики:

  1. Разумный подход к естественным желаниям, умеренность во всем;
  2. Избавление от ложных верований и страхов (смерти, богов, рока), мешающих душевному спокойствию;
  3. Дружба как важнейшая ценность, источник радости и взаимопомощи.

Эпикур был убежден, что его философия делает жизнь по-настоящему счастливой и свободной. Он писал: «Живи незаметно!», имея в виду спокойную жизнь в кругу единомышленников вдали от суеты и политики больших городов.

Преимущества эпикуреизма Недостатки эпикуреизма
Устранение ложных страхов и предрассудков Обвинения в чревоугодии и распутстве
Доступность знаний широким массам Упрощенность некоторых идей

Эпикурейская этика оказала большое влияние на последующие поколения и по сей день имеет много сторонников. Особенно ее идеи перекликаются с современной наукой о счастье, призывающей людей развивать в себе устойчивость к невзгодам и умение ценить простые радости жизни.

Распространение эпикуреизма

После смерти Эпикура в 270 году до н.э. его учение продолжало активно распространяться благодаря усилиям представителей школы. Эпикурейцы представители основали множество философских кружков по всему эллинистическому миру.

Одним из наиболее известных представителей был Метродор из Лампсака, ближайший друг и преемник Эпикура. Его лекции посещали до 600 человек. Другой выдающийся представитель - Гермарх из Митилены возглавлял Сад в течение 32 лет.

Борьба с религией

Эпикурейцы представители резко критиковали религиозные верования, считая их источником суеверий и душевных страданий людей. Они выступали против идеи Бога как активной силы, вмешивающейся в мир.

С точки зрения представителей эпикуреизма, боги существуют в виде бесплотных образов где-то между мирами, наслаждаясь безмятежным бытием и не интересуясь людьми.

Эпикурейцы представители против стоицизма

Основными оппонентами представителей эпикуреизма выступали сторонники стоицизма - еще одной популярной школы в Древней Греции и Риме. Противостояние между этими направлениями шло по многим вопросам.

В частности, эпикурейцы представители полемизировали со стоиками по поводу цели жизни (наслаждение или долг), свободы воли, отношения к страданиям, смерти и многого другого. Эти дискуссии оказали большое влияние на развитие философской мысли античности.

Эпикуреизм в поздней античности

На закате античного мира популярность эпикуреизма пошла на спад, так как его идеи вступали в противоречие с христианским мировоззрением. Тем не менее отдельные представители этого учения сохранялись.

Последним известным римским представителем был поэт-эпикуреец Диоген из Ойноанды, друживший с императором Юлианом Отступником в 4 веке н.э. Даже в Средние века тексты Эпикура и Лукреция переписывались и изучались ведущими мыслителями.

Комментарии