Эвольвента - это: определение, значение

Эвольвента - удивительная математическая кривая, лежащая в основе большинства механизмов передачи вращательного движения. Давайте разберемся, что такое эвольвента и почему она так важна.

Что такое эвольвента

Эвольвента - это траектория точки на прямой линии, перекатывающейся без скольжения по окружности. Такая окружность называется основной. Эвольвента обладает уникальными свойствами:

  • Все эвольвенты одной основной окружности являются эквидистантными - равноотстоящими друг от друга
  • Линия, соединяющая текущую точку эвольвенты и центр кривизны, перпендикулярна касательной к эвольвенте в этой точке

Наглядно получить эвольвенту можно, если намотать нить на цилиндр и затем разматывать, удерживая натяжение. Конец нити будет описывать эвольвентную кривую. Математически эвольвента задается параметрическими уравнениями:

x = r*cos(t) + r*t*cos(α)

y = r*sin(t) + r*t*sin(α)

где r - радиус основной окружности, t - параметр, α - угол между касательной и радиусом основной окружности.

Эвольвента в зубчатых колесах

Большинство современных зубчатых колес и передач основаны на эвольвентном зацеплении. Это связано с уникальными достоинствами такого профиля:

  • Постоянство передаточного отношения при колебаниях межосевого расстояния
  • Высокий КПД и плавность работы
  • Простота изготовления стандартизированных колес

При эвольвентном зацеплении контакт зубьев происходит по линии зацепления - общей касательной к основным окружностям колес. Эта линия может смещаться при изменении межосевого расстояния, но закон зацепления выполняется.

Эвольвента - это кривая третьего порядка, траектория точки лежащей на прямой, перекатывающейся без скольжения по окружности.

Чтобы стандартизировать эвольвентные передачи, за основу берется стандартная рейка с прямолинейным профилем зуба. Она эквивалентна бесконечно большому эвольвентному колесу. Параметры стандартной рейки задают размеры всех элементов передачи - от высоты головки зуба до ширины впадины.

Модуль передачи m 2 мм
Число зубьев ведущего колеса Z1 25
Число зубьев ведомого колеса Z2 75

На основе этих параметров рассчитываются остальные размеры передачи - диаметры колес, шаг зацепления и так далее. Конструктивно валы с колесами могут крепиться с использованием шпонок, шлицевых соединений.

Основные параметры эвольвентных передач

Для полного описания эвольвентной цилиндрической передачи необходимо знать следующие параметры:

  • Модуль зацепления m
  • Число зубьев колес Z1 и Z2
  • Коэффициент смещения x1 и x2
  • Допуски на изготовление

Модуль m задает размер всей передачи и определяет основные геометрические параметры. Число зубьев влияет на передаточное отношение. Коэффициент смещения нужен для плавной работы.

Допуски на изготовление

При производстве зубчатых колес неизбежно возникают погрешности формы и расположения зубьев. Чтобы передача работала нормально, эти отклонения регламентируются стандартами.

Способы крепления колес на валах

Существует несколько распространенных способов:

  • Крепление с помощью шпонок
  • Применение шлицевых соединений
  • Напрессовка колес на конические поверхности валов
  • Сварные и смазываемые соединения

Расчет эвольвентных цилиндрических передач

Расчет передачи сводится к последовательному определению всех геометрических и прочностных параметров. Необходимо:

  1. Задать исходные данные
  2. Рассчитать основные геометрические параметры
  3. Проверить прочность зубьев по контактным напряжениям
  4. Подобрать подшипники и размеры валов

Особые виды эвольвентных передач

Помимо классических цилиндрических, применяют и другие типы на основе эвольвентного зацепления:

  • Конические передачи
  • Передачи с круговым зацеплением
  • Планетарные и дифференциальные механизмы
  • Глобоидные и гипоидные передачи

Пример расчета цилиндрической передачи

Рассмотрим расчет примера передачи с такими исходными данными:

  • Мощность передачи Р = 15 кВт
  • Частота вращения быстроходного вала n1 = 1440 об/мин
  • Передаточное число u = 4
  • Материал зубьев - сталь 20ХН3А

По исходным данным определяем модуль зацепления из условия прочности. Принимаем m = 4 мм. Тогда число зубьев

Z1 = 36 зубьев

Z2 = 144 зубьев

Далее находим окружную силу:

Фт = 9540 Н

По окружной силе рассчитываем контактные напряжения. Они укладываются в допустимые пределы, значит прочность обеспечена.

Особенности конических передач

В отличие от цилиндрических, в конических передачах зубчатые колеса имеют коническую форму. Это накладывает особенности:

  • Зацепление происходит по линии контакта, а не точке
  • Дополнительная составляющая силы вдоль оси вращения
  • Повышенная несущая способность

Передачи с круговым зацеплением

Отличаются расположением осей валов:

  • Могут быть со скрещивающимися и параллельными осями
  • Чаще всего применяются в планетарных механизмах
  • Обладают компактностью и высоким КПД
Комментарии