Частично-поисковый или эвристический метод обучения
Частично-поисковый или эвристический метод обучения - это метод, при котором учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новые знания в процессе выполнения поисковой деятельности.
Определение метода
Суть частично-поискового метода заключается в следующем:
- Учебный материал не предоставляется ученикам в готовом виде, его необходимо добыть самостоятельно в процессе активной познавательной деятельности.
- Задача учителя - сформулировать познавательную проблему, поставить учебную задачу перед учениками, наметить основные шаги в решении этой задачи.
- Ученики под руководством педагога анализируют условия задачи, строят предположения о путях ее решения, обобщают факты, делают выводы и таким образом овладевают новыми знаниями.
Такой метод обучения называется частично-поисковым, так как поисковая деятельность учеников осуществляется под руководством учителя. Учитель лишь направляет этот поиск в нужном направлении, а не предоставляет готовые решения. Отсюда проистекают основные достоинства метода:
- Активизация познавательной деятельности, мышления и воображения учащихся.
- Прочность и осознанность получаемых знаний.
- Формирование умений и навыков самостоятельной поисковой деятельности.
Этапы применения частично-поискового метода
Частично-поисковый метод реализуется в следующей последовательности этапов:
- Постановка познавательной задачи перед учениками.
- Мотивация учащихся и актуализация их предварительных знаний по теме.
- Анализ условий задачи и построение предположений о путях ее решения.
- Поиск и отбор необходимой информации, фактов, средств для решения задачи.
- Непосредственное выполнение задания учениками, решение проблемы.
- Анализ полученных результатов, обобщение, формулирование выводов.
- Применение полученных знаний на практике, закрепление навыков.
В процессе каждого этапа педагог осуществляет управление деятельностью учащихся: направляет их мысль в нужное русло, предостерегает от возможных ошибок, помогает преодолеть затруднения. Но при этом поисковая активность исходит в первую очередь от самих учеников.
Приемы частично-поискового метода
Для реализации частично-поискового или эвристического метода учитель может использовать различные приемы, например:
- Постановка проблемных вопросов.
- Создание проблемной ситуации.
- Использование информационного вакуума, утаивание данных.
- Предложение гипотез для решения проблемы.
- Деление задания на подзадачи, этапы.
- Сравнение, сопоставление фактов, явлений.
- Эвристическая беседа (цепочка наводящих вопросов).
Такие приемы направлены на стимулирование активной мыслительной деятельности учеников, вовлечение их в процесс самостоятельного поиска.
Главное преимущество частично-поискового метода обучения в том, что он формирует у школьников важнейшие умения и навыки: анализировать, оценивать ситуацию, отделять известное от неизвестного, ставить познавательные цели, находить оптимальные способы решения проблем.
Эти умения крайне необходимы для полноценного развития личности и успешного обучения в дальнейшем.
Пример использования метода
Рассмотрим конкретный пример применения частично-поискового метода на уроке литературы. Тема урока: "Образ Башмачкина в поэме Н.В. Гоголя "Шинель".
- Учитель создает проблемную ситуацию: "Башмачкин предстает перед нами жалким, забитым человеком. Но так ли уж он безволен и слаб? Давайте разберемся".
- Предлагает ученикам найти в тексте свидетельства в пользу и против данного утверждения.
- Ученики анализируют описание Башмачкин, приводят цитаты и аргументы.
- Подводятся итоги: Башмачкин и вправду жалок, но проявляет твердость, когда у него появилась мечта о шинели.
Так через выдвижение противоречивых суждений и их совместный анализ учащиеся приходят к более глубокому пониманию образа героя произведения.
В данном случае учитель лишь сформулировал исходную проблему и координировал ход обсуждения. А познавательная деятельность, поиск решения исходили от самих ребят, что позволило получить осознанные и прочные знания.
Достоинства частично-поискового метода
К достоинствам частично-поискового метода обучения можно отнести:
- Развитие познавательного интереса учащихся, мотивации к изучению предмета.
- Активизация мыслительных процессов, воображения и творческих способностей.
- Усвоение прочных, глубоких и осознанных знаний.
- Формирование важных интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное и т.д.
- Приобретение навыков исследовательской и поисковой деятельности.
Все это в комплексе способствует развитию познавательной активности и самостоятельности школьников, а значит, повышению эффективности учебного процесса.
Ограничения метода
Однако у частично-поискового или эвристического метода есть и определенные ограничения:
- Требует от учителя высокого педагогического мастерства, умения грамотно организовать поисковую деятельность учеников.
- Применим далеко не на каждом этапе урока, для объяснения нового материала подходит не всегда.
- Требует достаточной базы знаний и развития интеллектуальных умений у школьников.
- Занимает много времени по сравнению с другими методами.
Поэтому применять его нужно в меру и уместно, учитывая особенности материала и уровень класса.
Сочетание с другими методами обучения
Наибольший эффект достигается при сочетании частично-поискового метода с другими методами - объяснительным, репродуктивным, исследовательским. Например:
- Объяснение учителем новой темы.
- Закрепление материала с помощью репродуктивных заданий.
- Применение новых знаний при решении поисковых задач.
- Творческие, исследовательские работы учащихся по данной теме.
Такой подход позволяет максимально задействовать сильные стороны каждого метода для достижения целей обучения.
Подготовка учителя к применению метода
Для успешного применения частично-поискового метода на уроке учителю необходимо:
- Тщательно продумать и сформулировать познавательную проблему, поисковое задание для учащихся.
- Определить необходимый уровень трудности задания, чтобы оно было доступно, но требовало определенных усилий.
- Продумать этапы решения проблемы, возможные затруднения учеников.
- Подготовить необходимые опорные средства: карточки, схемы, видеофрагменты и т.д.
- Спланировать приемы педагогической поддержки учащихся на каждом этапе решения задания.
Такая подготовка позволит максимально эффективно руководить самостоятельной поисковой деятельностью школьников.
Критерии оценки результатов применения метода
Для оценки результативности использования частично-поискового метода можно использовать следующие критерии:
- Уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся при выполнении задания.
- Количество учеников, справившихся с поисковой задачей.
- Глубина, осознанность и прочность приобретенных знаний (проверяется отсроченно).
- Умение учащихся применить новые знания для решения похожих задач.
Анализируя эти показатели, учитель может оценить педагогическую эффективность проведенного занятия и скорректировать дальнейшее применение метода.
Рекомендации по применению метода
Чтобы повысить эффективность частично-поискового метода, рекомендуется:
- Использовать метод не на каждом занятии, а достаточно регулярно, чтобы поддерживать у учащихся привычку к поисковой деятельности.
- Чередовать задания разного уровня сложности и творческого характера, чтобы задействовать как сильных, так и слабых учеников.
- Поощрять оригинальные и нестандартные решения, пусть даже и не самые верные - это стимулирует творческое мышление.
- Анализировать типичные затруднения учащихся и продумывать способы их предупреждения в дальнейшем.
- Обязательно подводить итоги поисковой деятельности, обсуждать полученные результаты, закреплять новые знания.
Применение метода во внеурочное время
Частично-поисковый метод может активно использоваться не только на уроках, но и во внеурочной работе со школьниками:
- на занятиях факультативов, кружков, секций;
- при выполнении учениками творческих и исследовательских проектов;
- на интеллектуальных соревнованиях и олимпиадах;
- в ходе экскурсий и других внеурочных мероприятий.
Это позволяет не только расширять и углублять знания школьников, но и развивать их познавательную активность, креативность, коммуникативные умения.