Кто такие эти загадочные чухонцы?
Чухонцы - таинственный народ, населяющий северо-западные земли России. Их происхождение теряется в глубине веков, а культура до сих пор хранит много загадок. Этот этнос впервые упоминается в исторических хрониках в XV веке. С тех пор чухонцы живут на территориях современных Ленинградской и Псковской областей, Эстонии, Карелии. Их язык, верования, традиции кажутся странными и непонятными для других народов. Давайте попробуем разобраться, кто же они такие, эти чухонцы.
Религиозные верования
Изначально чухонцы придерживались традиционных языческих верований своих предков. Со временем под влиянием христианства они были крещены, однако многие дохристианские обряды сохранились в их культуре.
Язычество
В языческих воззрениях чухонцев центральное место занимал культ предков. Существовали представления о тесной взаимосвязи мира живых и мира мертвых.
Переход в христианство
Принятие христианства чухонцами происходило постепенно на протяжении нескольких столетий. Первые попытки крещения предпринимались в XII-XIV веках.
Сохранившиеся языческие обряды
Несмотря на формальный переход в христианство, у чухонцев сохранялись многие элементы прежних верований.
Культ предков
Одним из важнейших пережитков язычества был культ почитания предков. Кто такие чухонцы по своим верованиям? Они свято верили в неразрывную связь с умершими родственниками.
Жертвоприношения
Еще одним распространенным обычаем были жертвоприношения духам и божествам. Их приносили для исполнения желаний, исцеления больных, обеспечения урожая.
Гадания и приметы
Чухонцы верили в приметы, которые помогали предсказать будущее и повлиять на него. Также были распространены гадания на картах, по полету птиц, на рождественской соломе.
Кто такой чухонец в фольклоре
В фольклоре соседних народов сложился определенный поэтический образ чухонца. Его часто изображали как бедняка, приют которого - убогая хижина посреди болот. Такой романтический образ приюта убогого чухонца мы видим у Пушкина в "Медном всаднике".
Чухонцы и власть
На протяжении истории у чухонцев складывались непростые отношения с государственной властью. Их пытались подчинить, крестить, русифицировать, но они упорно хранили свою самобытность.
Новгородское владычество
Первые контакты чухонцев с внешним миром происходили через Новгородскую республику. Новгородские князья собирали с них дань мехами и рыбой.
В составе Московского царства
После падения Новгорода чухонцы попали под власть Москвы. Московские власти стремились распространить на них православие и обложить налогами.
В XVI-XVII веках предпринимались попытки насильственного крещения чухонцев. Их заставляли принимать православие, уничтожали языческие капища.
Чухонцы были обязаны платить ясак - пушнину, мед, воск. Эта повинность была тяжела для бедных чухонцев.
Власти запрещали чухонцам переходить на службу к шведам, ограничивали их передвижения в приграничных районах.
При Петре I
При Петре I многих чухонцев насильно переселяли для освоения завоеванных земель, заставляли работать на строительстве Петербурга.
Переселение чухонцев в другие губернии шло хаотично, без учета их интересов. Многие погибали в дороге.
На строительстве Санкт-Петербурга чухонцев использовали как дешевую рабочую силу. Условия труда были тяжелыми.
В Российской империи
В имперский период продолжались попытки христианизации и русификации чухонцев.
Чухонские крестьяне были обложены тяжелыми податями и повинностями.
Власти ограничивали использование чухонцами родного языка, запрещали издание книг.
Советская национальная политика
После революции большевики поначалу поощряли развитие национальных культур. Затем начались репрессии и насильственная коллективизация.
В 1920-30-е годы проводилась насильственная коллективизация чухонских хозяйств. Крестьянам приходилось вступать в колхозы.
Многие грамотные и активные представители чухонской интеллигенции были репрессированы как "враги народа".
В послевоенное время усилилась миграция чухонцев в города. Стала разрушаться традиционная деревенская культура.
Чухонцы в современной России
С распадом СССР чухонцы получили возможность возрождать свою культуру и традиции.
Однако их язык и этническая идентичность все еще находятся под угрозой исчезновения из-за ассимиляции.
Предпринимаются меры по сохранению фольклорного и культурного наследия чухонцев, издаются газеты и книги на чухонском языке.
Чухонский язык вытесняется русским языком, молодежь все меньше говорит на родном наречии.
Исчезают элементы традиционного быта, уклада, обрядности чухонцев.
Молодые чухонцы часто уезжают в города на заработки, порывая связь с деревенским укладом жизни.
Предпринимаются различные меры по поддержке чухонского языка, издаются газеты и фольклорные сборники.
Предпринимаются различные меры по поддержке чухонского языка, издаются газеты и фольклорные сборники.
Однако этих мер недостаточно, необходима целенаправленная государственная политика по сохранению самобытности чухонцев.
Проблемы этнической идентичности
Многие чухонцы, особенно молодое поколение, не идентифицируют себя как представителей отдельного этноса.
Происходит ассимиляция, размывание этнического самосознания под влиянием русской культуры.
Перспективы культурного возрождения
Сохраняется интерес к традиционной культуре чухонцев, развивается этнографический туризм в местах их проживания.
Появляются этнокультурные центры и фольклорные ансамбли, популяризирующие чухонские традиции.