Что изучается в разделе науки о языке "Словообразование"

Словообразование – это увлекательная наука о том, как в русском языке из простых слов образуются новые. Знание законов словообразования позволит вам с легкостью анализировать структуру незнакомых слов, понимать их значение и даже самостоятельно образовывать новую лексику.

Определение словообразования

Что изучается в разделе науки о языке "Словообразование"? Этот лингвистический раздел изучает способы и средства образования новых слов в языке на базе уже имеющихся. То есть словообразование показывает, как из простого корня можно "вырастить" целое гнездо новых однокоренных слов.

Основателем словообразования как науки считается выдающийся русский лингвист А.А. Шахматов. В начале XX века он предложил выделить словообразование в отдельный раздел языкознания. Позднее большой вклад в становление этой дисциплины внесли В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий и другие ученые.

Ключевыми понятиями словообразования являются:

  • Мотивированность – смысловая связь между производным и производящим словами.
  • Производящая основа – часть слова, общая для производного и мотивирующего слов.
  • Словообразовательный формант – морфема, с помощью которой образуется новое слово.

Единицы словообразования

"В словообразовании изучается единица языка" – верно, изучается целый ряд структурных единиц разного уровня.

  1. Словообразовательная пара – производящее и производное слово:
      читать – перечитать лес – лесок
  2. Словообразовательная цепочка – последовательный ряд пар:
      читать – перечитать – перечитывать – перечитывание
  3. Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных слов:
      читать, читка, чтец, читатель, читальня, читабельный и т.д.
  4. Словообразовательная парадигма – все слова от одного мотиватора:
      стол – столик, столовый, застолье, столяр и т.д.
  5. Словообразовательный ряд – слова с общим формантом:
      синий – красный – зеленый; учител – писатель – читатель

Таким образом, изучение единиц словообразования позволяет увидеть, как слова в языке устроены в единую систему.

Способы образования слов

Теперь давайте разберем, какими способами можно образовывать новые слова в русском языке.

Аффиксальный способ

Самый распространенный способ – с помощью аффиксов, то есть приставок, суффиксов, постфиксов. Различают:

  • Приставочный – добавление приставки: бежать – выбежать ехать – заехать
  • Суффиксальный – добавление суффикса: новый – новинка учить – учитель
  • Приставочно-суффиксальный: город – пригородный снег – подснежник
  • Бессуффиксный – отсечение суффикса/окончания: тихий – тишь ходить – ход

Сложение основ

Объединение двух основ:

  • водо+пад = водопад
  • само+лет = самолет

Аббревиация

Образование сложносокращенных слов:

  • МГУ – Московский государственный университет
  • ФМ – факультет менеджмента

Конверсия

В разделе словообразования изучается также особый вид перехода слов из одной части речи в другую:

Исходное слово Конверсия
читать (гл.) читка (сущ.)
глубокий (прил.) глубоко (нареч.)

Как видите, знание способов словообразования открывает богатые возможности для создания и понимания новых слов в русском языке.

Морфемный и словообразовательный анализ слов

Чтобы глубже разобраться, как устроено слово, применяют два вида анализа:

  1. Морфемный – выделение морфем (приставки, корня, суффикса, окончания) в слове.
  2. Словообразовательный – определение способа образования слова.

Рассмотрим на примере:

Прибрежный

  1. Приставка: при-
  2. Корень: бреж-
  3. Суффикс: -н-
  4. Окончание: -ый
  5. Способ образования: приставочно-суффиксальный от слова "берег"

А теперь проанализируем слово "речной":

  1. Приставка: нет
  2. Корень: реч-
  3. Суффикс: -н-
  4. Окончание: -ой
  5. Способ: суффиксальный от слова "река"

Что изучается в словообразовании 7 класс

Что изучается в разделе словообразования в 7 классе? Рассмотрим основные темы:

  • Понятие морфемы и словообразования
  • Основные способы образования слов
  • Разбор слов по составу
  • Различные словообразовательные модели

Таким образом, в 7 классе большое внимание уделяется изучению структуры слова и овладению практическими навыками словообразовательного анализа.

Правила словообразования

Что изучается в словообразовании? Это также определенные закономерности, правила.

К основным из них относятся:

  • Сохранение части речи при образовании нового слова.
  • Сохранение лексического значения корня.
  • Ограничения при выборе аффиксов.

Соблюдение этих правил позволяет правильно и грамотно образовывать новые слова.

Практическое применение словообразования

Знания о структуре и способах образования слов имеют большое практическое значение.

Во-первых, это помогает определять лексическое значение незнакомых слов, если вы знаете значение корня и аффиксов. Например:

  • подснежник – цветок, растущий под снегом (приставка под-, корень -снег-, суффикс -ник-)
  • пригород – территория возле города (приставка при-, корень -город-)

Во-вторых, можно самому образовывать новые слова, нужные в речи. Добавляя к известному корню приставку или суффикс, вы легко создадите недостающее слово.

Рекомендации по использованию аффиксов

Чтобы правильно подобрать аффикс, нужно знать:

  • К какой части речи относится корень.
  • К какой части речи должно относиться новое слово.
  • Значение аффикса.

Например, от глагола "красить" суффиксом -тель- образуем существительное "краситель", а от существительного "краска" тем же суффиксом -тель- получаем "краситель".

Трудные случаи словообразования

Несмотря на наличие правил, в языке встречаются и исключения, трудные для словообразования случаи. Это может быть:

  • Нестандартный набор аффиксов.
  • Необычный порядок морфем.
  • Исторические изменения в структуре слов.

Поэтому так важно пополнять словарный запас, читать книги – это расширит ваши знания о системе русского словообразования.

Комментарии