Эффективная схема анализа урока по ФГОС: проверенный образец

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от качества проводимых педагогами уроков. Как же обеспечить соответствие уроков современным стандартам и одновременно содействовать профессиональному росту учителей? Ответ кроется в продуманной схеме анализа занятий.

Значение систематизированного подхода к анализу уроков

Внедрение профессионального стандарта «Педагог» и требований ФГОС к структуре и содержанию современного урока диктует необходимость регулярного и всестороннего анализа проводимых педагогами занятий. Анализ позволяет объективно оценить:

  • соответствие целеполагания на уроке требованиям ФГОС;
  • оптимальность выбранных методик и структуры урока;
  • эффективность этапов урока и приемов активизации деятельности учащихся.

Однако для получения действительно полезных и практичных результатов анализа требуется системный подход. Эффективная схема анализа урока по ФГОС должна соответствовать следующим критериям:

  1. Охватывать все этапы современного урока;
  2. Содержать понятные и измеримые критерии оценки;
  3. Учитывать специфику разных типов занятий;
  4. Предусматривать выработку конкретных рекомендаций по итогам анализа.

Только при соблюдении этих условий анализ уроков будет действительно способствовать росту квалификации педагогов и повышению качества образования.

Разбор примерной схемы анализа урока по ФГОС

Рассмотрим подробно схему анализа урока по ФГОС, публикуемую в приложенном к заданию материале. Данная схема охватывает основные аспекты современного учебного занятия и содержит конкретные критерии для оценки каждого этапа урока.

Анализ целеполагания и задач урока

В схеме анализа обращается особое внимание на этапы постановки целей и задач урока:

  • Были ли они сформулированы педагогом или обозначены самими учениками?
  • Насколько конкретно сформулирована образовательная цель урока?
  • Как сформулированы развивающие и воспитательные задачи занятия?

Анализ целеполагания крайне важен, ведь именно от целей и задач урока зависит выбор методик и организация всех последующих этапов занятия.

Оценка мотивации и активности учащихся

Еще один важный аспект, на который обращает внимание приведенная в материале схема анализа урока по ФГОС, это приемы мотивации и активизации познавательной деятельности школьников. В схеме эксперт должен дать ответы на такие вопросы:

  • Какие методы мотивации использовал педагог?
  • Насколько ученики были вовлечены в ход урока?
  • Какие приемы активизации деятельности учащихся применялись?

Отслеживание уровня мотивации и включенности школьников в работу позволяет оценить общий эмоциональный фон урока и заинтересованность детей в усвоении нового материала.

Оценка соответствия структуры урока требованиям ФГОС

Еще одним важным этапом при анализе современного занятия является соответствие его структуры и организации правилам и рекомендациям ФГОС. Схема анализа урока по ФГОС предлагает эксперту детально оценить:

  • Насколько структура урока соответствует выбранному типу в рамках ФГОС (урок освоения новых знаний, закрепления материала, контроля и т.д.);
  • Насколько логично и методически грамотно выстроены основные этапы занятия;
  • Какие образовательные технологии и методики были применены учителем.

Анализ формирования универсальных учебных действий

Еще одно важное нововведение ФГОС, контролируемое в рамках данной схемы анализа урока фгос образец, это нацеленность занятия на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Эксперту предлагается проанализировать, какие именно УУД формировались в ходе урока в разных группах:

  1. Личностные УУД;
  2. Регулятивные УУД;
  3. Познавательные УУД;
  4. Коммуникативные УУД.

Такая дифференцированная оценка позволяет выявить сильные и слабые стороны урока с точки зрения внедрения требований ФГОС.

Анализ завершающих этапов занятия

Не менее важны в контексте схемы анализа урока фгос пример и заключительные этапы современного урока:

  • Был ли проведен этап рефлексии, позволяющий учащимся оценить собственную деятельность на уроке?
  • Содержал ли урок четкие итоговые выводы и обобщения изученного материала?
  • Удалось ли учителю соотнести поставленные в начале уроке цели с полученными по его итогам результатами?

Ответы на эти вопросы помогают оценить степень завершенности учебного цикла в рамках конкретного занятия.

Выработка рекомендаций по итогам анализа

Одним из важнейших преимуществ рассматриваемой схемы анализа урока фгос образец является возможность сформулировать конкретные и практически применимые рекомендации для учителя на основе проведенного разбора урока. В схеме выделен специальный блок для отметки экспертом таких рекомендаций, как:

  • Пересмотр планирования и выстраивания логики урока;
  • Более обдуманный выбор методик и форм работы;
  • Использование приемов дифференциации и индивидуализации обучения;
  • Применение современных технических средств обучения;
  • Совершенствование организации начала и завершения занятия.

Реализация таких конкретных и адресных рекомендаций позволит учителю оперативно скорректировать и улучшить структуру и содержание проводимых уроков.

Универсальность схемы для разных типов уроков

Еще одно важное достоинство анализируемой схемы анализа урока фгос образец — это универсальность для разбора уроков любых типов, определенных в рамках ФГОС. Благодаря приложению со структурой разных видов занятий, схема позволяет гибко адаптировать критерии анализа к специфике каждого конкретного урока.

Комментарии