Анализ посещенного урока: цели, задачи, особенности

Контроль качества образования в школах невозможен без регулярного посещения и анализа уроков администрацией. Но как грамотно это делать?

Цели посещения уроков школьным руководством

Директора и их заместители посещают уроки с разными целями:

  • контроль качества образования и выполнения учебных программ;
  • выявление сильных и слабых сторон конкретных педагогов;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • оказание методической помощи молодым учителям;
  • мониторинг исполнения учебных программ и планов.

Таким образом, посещение и анализ уроков - это важная часть внутришкольного контроля, позволяющая выявлять проблемы и оперативно на них реагировать.

Основные типы посещений уроков

Существует несколько разновидностей посещений уроков школьной администрацией:

  1. Выборочное - директор или завуч неожиданно заходят на урок, чтобы увидеть естественную работу учителя и класса.
  2. Тематическое - посещение уроков одного учителя по определенной теме для оценки методики преподавания.
  3. Параллельное - одновременное посещение аналогичных по тематике уроков в параллельных классах.
  4. Комплексное - присутствие в одном классе в течение всего учебного дня.
  5. Целевое - приглашение эксперта-предметника для углубленной оценки методики преподавания.

Каждый из этих типов посещений позволяет решать свои задачи внутришкольного контроля. Их оптимальное сочетание дает объективную картину об уровне обучения в классах.

Подготовка к анализу урока

Перед посещением уроков администрация должна тщательно подготовиться:

  • изучить классные журналы, чтобы понимать общий уровень класса;
  • определить, какая тема сейчас изучается;
  • выбрать форму анализа - журнал наблюдений, устное обсуждение и т.д.

Такая подготовка позволяет более качественно проанализировать увиденное на уроке.

Например, завуч начальной школы перед посещением знакомится с журналом 2 "Б" класса. Она видит, что на прошлых уроках математики у детей возникали сложности с решением задач в 2 действия. А сегодня как раз запланирована такая тема. Значит, при анализе урока особое внимание нужно уделить тому, как учитель организует отработку этого навыка.

Структура анализа анализ посещенного урока

Полноценный анализ урока включает в себя следующие элементы:

  1. Самоанализ урока учителем.
  2. Оценка достижения цели урока.
  3. Выделение положительных моментов урока.
  4. Указание недостатков, проблем.
  5. Рекомендации и советы учителю.

Такая структура позволяет всесторонне проанализировать анализ посещенного урока и наметить пути развития для педагога.

Плюсы урока Интересные находки в изложении материала, высокая активность учеников, хорошая дисциплина
Проблемные зоны Недостаточное количество заданий дифферентного уровня, слабый контроль усвоения материала

Вот пример выделения сильных и слабых сторон на основе анализ посещенного урока.

Образец анализа урока в начальной школе

Рассмотрим конкретный образец анализа посещенного урока в начальной школе. В журнал наблюдений заносятся следующие позиции:

  • Ход урока, действия учителя и учеников.
  • Сильные стороны работы учителя на данном уроке.
  • Проблемные моменты, над которыми необходимо работать.

Такая форма фиксации позволяет детально разобрать все этапы урока.

Рекомендации при проведении анализа

При анализе посещенного урока важно:

  • Учитывать индивидуальные особенности и опыт педагога.
  • Опираться на сильные стороны учителя.
  • Поощрять творческий подход.
  • Оценивать обоснованность выбора методик.

Такой подход позволит сформулировать объективные и конструктивные рекомендации.

Фиксация результатов анализа

Результаты анализа посещенного урока можно фиксировать в виде:

  • Записей в журнале посещений.
  • Устного обсуждения с педагогом.
  • Письменного отчета или справки по итогам анализа.

Повторные посещения уроков

Для отслеживания динамики развития навыков педагогов необходимо:

  • Планировать повторные посещения через 1-2 месяца.
  • Анализировать, какие рекомендации были учтены, какие нет.
  • При необходимости корректировать рекомендации.

Такой мониторинг позволяет оказывать непрерывную методическую поддержку.

Анализ урока русского языка

Рассмотрим особенности анализа урока русского языка. В данном случае важно обратить внимание на:

  • Наличие этапа актуализации имеющихся знаний.
  • Объяснение нового материала с опорой на примеры.
  • Наличие этапа первичного закрепления.
  • Организацию работы по отработке орфографических и пунктуационных навыков.

Анализируя урок русского языка, важно понимать специфику этого предмета и оценивать реализацию всех необходимых этапов усвоения материала.

Особенности анализа урока английского языка

При анализе урока английского языка обращают внимание на:

  • Соотношение языковой практики учителя и учеников.
  • Наличие этапа речевой зарядки в начале урока.
  • Использование аудио- и видеоматериалов.
  • Организацию парной и групповой работы.

Важно понимать специфику обучения иностранному языку и учитывать это при анализе посещенного урока английского языка.

Выявление причин проблем

Если при анализе выявляются систематические проблемы в проведении уроков, необходимо разобраться в возможных причинах:

  • Недостаточная квалификация учителя.
  • Психологические трудности у педагога.
  • Проблемы с дисциплиной в классе.
  • Слабая мотивация учеников.

Только понимание истинных причин позволит найти верное решение.

Мотивация учителей к самосовершенствованию

Для того, чтобы рекомендации по итогам анализа уроков реализовывались, важно мотивировать учителей к самосовершенствованию. Этого можно добиться с помощью:

  • Донесения рекомендаций в корректной форме, без насмешек и оскорблений.
  • Демонстрации заинтересованности администрации в профессиональном росте каждого педагога.
  • Поощрения инициативы и желания экспериментировать на уроках.
  • Предоставления возможностей для повышения квалификации.

При таком подходе учителя будут воспринимать анализ как помощь, а не критику.

Взаимопосещение уроков педагогами

Полезной практикой является организация взаимопосещения уроков самими педагогами. Это позволяет:

  • Обмениваться профессиональным опытом в неформальной обстановке.
  • Перенимать интересные находки коллег.
  • Обсуждать актуальные проблемы преподавания.
  • Мотивировать на самосовершенствование.

Психологический климат в коллективе

Для эффективности анализа уроков важно создать в школе атмосферу взаимного уважения и поддержки. Администрация должна:

  • Следить за предупреждением и разрешением конфликтов в коллективе.
  • Поощрять взаимопомощь и обмен опытом между коллегами.
  • Создать условия для неформального общения учителей.
  • Личным примером демонстрировать уважительное отношение ко всем сотрудникам.

Работа с родителями учеников

Для повышения эффективности обучения важно наладить взаимодействие школы с родителями учеников. В частности, по итогам анализа уроков администрация может:

  • Проводить тематические родительские собрания для обсуждения возникающих у детей проблем с усвоением материала.
  • Давать рекомендации родителям о том, как организовать помощь ребенку в освоении сложных тем.
  • Привлекать активных родителей к участию в учебном процессе (экскурсии, классные часы, внеклассные мероприятия).
  • Организовывать индивидуальные встречи родителей и учителей для согласования действий.

Материально-техническое оснащение уроков

В ходе анализа уроков важно также обращать внимание на уровень их материально-технического оснащения и при необходимости принимать меры по устранению выявленных недостатков:

  • Оснащение кабинетов современной техникой и наглядными пособиями.
  • Обновление библиотечного фонда учебной, методической и справочной литературы.
  • Пополнение медиатеки видео- и аудиоматериалами по предметам.
  • Обеспечение доступа педагогов и учеников к электронным образовательным ресурсам.

Для стимулирования профессионального роста на основе результатов анализа уроков можно использовать как моральные, так и материальные методы.

Комментарии