Задатки - что это? Определение и смысл

Задатки представляют собой врожденные анатомо-физиологические особенности, которые являются основой для формирования способностей человека.

Определение и сущность задатков

Согласно определению, принятому в психологии, задатки - это индивидуальные особенности строения и функционирования организма, мозга и психики человека, которые составляют природную предпосылку развития его способностей.

Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются, при благоприятных условиях, только в процессе деятельности.

Основные характеристики задатков:

  • Врожденный, генетически обусловленный характер
  • Индивидуальность и неповторимость
  • Являются лишь предпосылкой, основой для формирования способностей
  • Требуют среды и деятельности для своей реализации в виде способностей

Различают два вида задатков:

  1. Природные (врожденные) - обусловлены генетически и анатомо-физиологически
  2. Социальные (приобретенные) - формируются в процессе жизни и деятельности человека

Физиологической основой задатков являются такие характеристики, как задатки что это особенности строения и функционирования:

  • Нервной системы
  • Сенсорных систем (зрение, слух и т.д.)
  • Речевых зон коры головного мозга
  • Двигательного аппарата

Например, абсолютный слух как врожденная способность к различению музыкальных тонов является задатком к развитию музыкальных способностей. Устойчивое внимание может стать основой для формирования научных или конструкторских способностей.

Таким образом, задатки представляют собой как бы «строительный материал», из которого в процессе воспитания и обучения формируются задатки человека это индивидуальные психологические особенности - способности к тому или иному виду деятельности.

Выявление и развитие задатков

Для выявления задатков используются различные методы психодиагностики - тестирование, наблюдение, экспертная оценка.

Важную роль в развитии природных задатков играет целенаправленная деятельность человека. Задатки развиваются в деятельности - учебной, трудовой, творческой.

Рассмотрим на примере.

Задаток Деятельность Способность
Абсолютный слух Занятия музыкой Музыкальные способности

Как видно из примера, для того чтобы задаток абсолютного слуха трансформировался в развитую музыкальную способность, необходима целенаправленная музыкальная деятельность.

Существуют определенные этапы развития задатков:

  1. Выявление задатков
  2. Создание условий для их развития
  3. Формирование склонностей на основе задатков
  4. Приобретение базовых навыков в соответствующей сфере деятельности
  5. Трансформация задатков в специальные способности

Таким образом, развитие задатков требует как внутренних усилий самого человека, так и благоприятных внешних условий. Именно их взаимодействие позволяет задаткам проявиться в конкретных способностях.

Роль среды и деятельности в развитии задатков

Как уже отмечалось, задатки сами по себе еще не гарантируют автоматического развития тех или иных способностей. Для этого необходимы соответствующие внешние условия.

В первую очередь, это наличие стимулирующей деятельности и среды. Например, ребенок с музыкальными задатками вряд ли сможет в полной мере развить свои музыкальные способности, если он растет в семье, где никто не интересуется музыкой и не отправляет его в музыкальную школу.

Факторы среды, влияющие на развитие задатков

  • Наличие заинтересованных взрослых (родителей, учителей), которые выявляют задатки ребенка и стимулируют их развитие
  • Возможность заниматься деятельностью, связанной с имеющимися задатками (художественные, музыкальные, спортивные школы и кружки)
  • Доступность необходимых ресурсов для развития задатков (литература, оборудование, мастер-классы)
  • Общая благоприятная творческая и интеллектуальная атмосфера

Способы стимулирования детских задатков

Чтобы помочь ребенку в развитии его задатков, важно:

  1. Выявить имеющиеся у ребенка задатки (тесты, наблюдения за интересами и предпочтениями)
  2. Создать условия для развития этих задатков (кружки, секции, творческая среда)
  3. Поощрять ребенка заниматься деятельностью, связанной с его задатками
  4. Обеспечить доступ ребенка к необходимым для развития задатков ресурсам
  5. Лично показывать заинтересованность и участвовать в развитии детских задатков

Проявление задатков в склонностях и интересах

Задатки, что это? Задатки человека проявляются в его склонностях и интересах. Склонность - это избирательная направленность личности на определенную деятельность, обусловленная ее задатками.

Например, склонность к музыке может базироваться на таком природном задатке, как музыкальный слух. Склонность к спорту основывается на физических данных, скорости реакции и других задатках.

Устойчивый интерес также является проявлением задатков. Если человек постоянно испытывает повышенный интерес к какой-либо деятельности или области знаний, то за этим с большой долей вероятности стоят его природные задатки.

Роль задатков в развитии способностей

Задатки формируют фундамент, основу для развития более сложных психологических новообразований - способностей человека.

Задатки, что это? Способности представляют собой уже сформировавшиеся в процессе деятельности и обучения на базе задатков индивидуальные психологические особенности, позволяющие человеку успешно заниматься той или иной деятельностью.

Например, музыкальные способности формируются на основе таких задатков как музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость. Научные способности развиваются благодаря природным задаткам внимания, памяти, логического мышления.

Таким образом, задатки выступают необходимой природной предпосылкой развития способностей в процессе обучения и практической деятельности человека.

Комментарии