Почему греется машина: 9 распространенных причин перегрева двигателя
Перегрев двигателя - распространенная проблема для автомобилистов. Причин может быть много, от банального засора радиатора до серьезных поломок в системе охлаждения. Рассмотрим основные из них и способы решения.
Загрязнение радиатора
Самая частая причина перегрева двигателя - это загрязнение радиатора. На его поверхности скапливаются грязь, пыль, мошка и другие частицы, уменьшая эффективность теплообмена и охлаждения мотора. Часть загрязнений налипает намертво, поэтому требуется регулярная промывка радиатора:
- Снимаем радиатор и промываем струей воды под давлением как снаружи, так и изнутри (у некоторых моделей для этого придется снять с радиатора ряд деталей).
- Чистим сетку воздухозаборника бампера, диффузор и лопасти вентилятора.
- Проверяем исправность датчиков и функционирование всех элементов системы охлаждения.
Помимо профилактических моек, в сервисах очищают радиатор с помощью специальных химических средств, удаляющих маслянистый нагар и коррозию.
Неисправность термостата
Вторая по частоте проблема - отказ термостата. Он регулирует температурный режим работы двигателя, открывая и закрывая каналы для циркуляции охлаждающей жидкости. Признаки неисправности термостата:
Двигатель быстро перегревается даже без нагрузки. При этом верхний бачок радиатора и шланги горячие, а нижняя часть холодная.
В таком случае жидкость циркулирует только по небольшому контуру, не проходя через радиатор. Для решения нужно заменить термостат на новый, соответствующий марке и модели автомобиля.
Воздушные пробки в системе охлаждения
Система охлаждения автомобиля полностью герметична. Если в шлангах или радиаторе появляются трещины, в систему может попасть воздух. Скапливаясь в верхних точках, он препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, провоцируя локальные перегревы двигателя:
Признаки воздушной пробки | Что делать |
Стрелка термометра заходит в красную зону и быстро опускается при снижении оборотов двигателя | Тщательно осмотреть все шланги и соединения, устранить трещины, долить жидкость в систему охлаждения, удалить воздух |
Для выпуска воздуха приоткройте пробку расширительного бачка радиатора на работающем и прогретом двигателе. Как только из отверстия польется жидкость без пузырьков - можно закрывать.
Отказ вентилятора системы охлаждения
Работа вентилятора системы охлаждения критически важна для отвода избыточного тепла от двигателя. Поэтому любые неисправности в его работе чреваты перегревом:
- Проверить исправность предохранителей в блоке электропитания вентилятора
- Проверить целостность электрических цепей управления вентилятором и их надежный контакт
- Убедиться в отсутствии механических повреждений крыльчатки вентилятора, при необходимости заменить вентилятор
Если автомобиль оборудован вентилятором с вязкостной муфтой, выход из строя этого элемента также будет причиной перегрева мотора.
Причина того, почему греется машина при поломке вентилятора, проста - отвода избыточного тепла не происходит и двигатель разогревается все сильнее, пока система не начинает "кипеть".
Течь охлаждающей жидкости
Еще одна распространенная причина перегрева - утечки охлаждающей жидкости. Признаки утечки:
- Низкий уровень жидкости в расширительном бачке
- Лужицы под машиной оранжевого цвета
- Запах антифриза из-под капота
Утечки чаще всего происходят из-за трещин или видимых подтеков на шлангах системы охлаждения, негерметичности прокладки головки блока цилиндров, а также из-за отказа водяного насоса.
Некачественный антифриз
Почему греется машина при использовании некачественного антифриза? Дело в том, что некоторые недобросовестные производители разбавляют охлаждающую жидкость водой, снижая ее рабочую температуру. В результате двигатель быстрее перегревается и теряет ресурс.
Чтобы этого избежать, используйте проверенный антифриз известных брендов, например:
- Mobil Antifreeze Extra
- Castrol Radicool SF
- Valvoline Zerex G93
Езда на низких передачах с высокими оборотами
Интенсивный режим работы двигателя - еще одна типичная причина его перегрева. Это может происходить при длительном движении на низкой передаче с высокими оборотами коленвала, особенно на подъем или в "пробке". В таком случае:
- Перейдите на более высокую передачу, снизьте нагрузку на двигатель
- Включите кондиционер или отопление салона на максимум для отвода тепла от мотора
- При необходимости остановитесь и дайте мотору остыть
Такая интенсивная эксплуатация ведет к преждевременному износу мотора, поэтому по возможности этого стоит избегать.
Прогар прокладки головки блока цилиндров
Со временем прокладка головки блока цилиндров теряет герметичность. Через образовавшиеся трещины охлаждающая жидкость начинает просачиваться в масло, а масло - в систему охлаждения. Это приводит к резкому снижению эффективности отвода тепла от двигателя и его перегреву.
Признаки прогара прокладки:
- Повышенный расход масла без видимых причин
- Появление белого дыма из выхлопной трубы
- Резкое падение давления масла по показаниям датчика
В этом случае необходимо срочно заглушить двигатель во избежание еще больших поломок. Прокладку головки блока придется менять в сервисе при разборке двигателя.
Дефект головки блока цилиндров
Одной из причин, почему греется машина, может быть дефект головки блока цилиндров. При этом через микротрещины в алюминиевом сплаве начинается просачивание жидкостей. Кроме того, нарушается герметичность камер сгорания, из-за чего часть тепла выхлопных газов не отводится.
Дефект головки блока - серьезная поломка, требующая дорогостоящего ремонта или полной замены детали. Поэтому водителю остается лишь срочно заглушить мотор и эвакуировать автомобиль в сервис.
Неправильный ремонт и обслуживание
Неквалифицированный ремонт также может стать причиной последующих проблем с перегревом. Например, неверная регулировка зазоров в клапанном механизме приводит к прорыву газов в систему охлаждения, нарушая теплообмен.
Поэтому доверяйте обслуживание и ремонт автомобиля только профессиональным автосервисам. И используйте для заправки системы охлаждения только качественный антифриз.
Рекомендации по предотвращению перегрева двигателя
Чтобы минимизировать риск перегрева двигателя, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Регулярно промывайте радиатор от накопившейся грязи
- Следите за уровнем и свойствами охлаждающей жидкости, своевременно меняйте антифриз
- Не эксплуатируйте автомобиль с перегрузками, на пределе возможностей
- Своевременно устраняйте неисправности системы охлаждения
- Проводите регулярное ТО, не пропускайте плановые осмотры
Профилактическое обслуживание
В рамках периодического ТО обязательно нужно проверять:
- Герметичность всех шлангов и патрубков
- Исправность насоса (помпы)
- Работу термостата и датчиков
- Состояние приводных ремней
- Легкость вращения крыльчатки вентилятора
При появлении первых признаков
Если вы заметили первые признаки перегрева - действуйте незамедлительно:
- Остановите автомобиль, заглушите двигатель
- Проверьте уровень и состояние охлаждающей жидкости
- Дайте мотору полностью остыть в течение не менее 20-30 минут
- При необходимости обратитесь в сервис
Своевременные действия помогут предотвратить серьезный ремонт или замену двигателя.
Как действовать при перегреве на ходу
Если перегрев произошел во время движения, категорически запрещается продолжать поездку в надежде доезда до пункта назначения или ближайшего сервиса. В таком режиме износ компонентов двигателя происходит просто молниеносно. Руководствуйтесь следующими рекомендациями:
- Снизьте скорость, включите аварийную сигнализацию и при первой же возможности остановитесь в безопасном месте
- Отключите все нагрузки на мотор: кондиционер, вентилятор, обогрев стекла и т.д. Это немного снизит потребление мощности
- Приоткройте радиатор или долейте охлаждающую жидкость, но только если она не кипит!
- Дайте двигателю остыть не менее 20-30 минут. Не глушите мотор, пока стрелка термометра не будет в нормальной зоне, иначе можно повредить головку блока
Вызов эвакуатора
Если все предпринятые вами меры не дали результатов и перегрев не прекратился, то автомобиль необходимо эвакуировать в сервис для диагностики и замены сломанного узла системы охлаждения или двигателя. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с проблемным охлаждением чревата серьезным ремонтом или полной заменой.