Почему кипит антифриз: распространенные причины и их устранение

Антифриз, циркулирующий в системе охлаждения автомобиля, играет важнейшую роль в обеспечении нормальной работы двигателя. От того, насколько эффективно работает эта система, зависит температурный режим двигателя и его ресурс.

Однако иногда водители сталкиваются с таким явлением, как кипение антифриза. Это может происходить как при движении автомобиля, так и на остановленном авто. И в первом и во втором случае, это сигнал о наличии серьезных неполадок в системе охлаждения. Разобраться в причинах этого явления крайне важно. Ведь последствия перегрева двигателя могут быть весьма плачевными и повлечь за собой дорогостоящий ремонт.

Кратко о системе охлаждения автомобиля

Чтобы понять, почему кипит антифриз, необходимо сначала разобраться, как устроена и работает система охлаждения в автомобиле.

Система охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от двигателя и поддержания оптимального температурного режима его работы.

Основные компоненты этой системы:

  • Двигатель — источник тепла, которое нужно отводить
  • Радиатор — теплообменник, через который происходит охлаждение жидкости за счет обдува воздухом
  • Термостат — регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости в зависимости от температуры двигателя
  • Насос — обеспечивает циркуляцию жидкости по контуру системы
  • Расширительный бачок — компенсирует изменение объема жидкости при нагреве и охлаждении
  • Охлаждающая жидкость (антифриз) — теплоноситель, циркулирующий в контуре и отводящий тепло от двигателя

Работает система следующим образом:

  1. При запуске холодного двигателя термостат перекрывает доступ жидкости к радиатору. Антифриз циркулирует только по малому кругу системы, быстрее прогревая двигатель до рабочей температуры.
  2. По мере прогрева двигателя термостат начинает открываться, пропуская часть жидкости через радиатор на охлаждение. При этом другая часть жидкости продолжает циркулировать по малому кругу, поддерживая оптимальный температурный режим работы двигателя.
  3. При достижении температуры около 90°C термостат открывается полностью. Вся жидкость начинает активно циркулировать через радиатор, обеспечивая интенсивное охлаждение.

Таким образом происходит регулирование температуры двигателя. А расширительный бачок компенсирует изменения объема жидкости, вызванные нагревом и охлаждением. Он также выполняет роль резервуара для долива жидкости.

Нормальное функционирование системы

Чтобы отличить нормальную работу системы охлаждения от неисправностей, водителю важно знать, как должна функционировать эта система.

Почему кипит антифриз в расширительном бачке при нормальной работе системы охлаждения? Дело в том, что по мере нагрева двигателя жидкость расширяется и частично вытесняется в расширительный бачок. Это может создавать эффект бурления, кипения жидкости. На самом деле, это нормальный процесс работы системы.

Оптимальной температурой для большинства бензиновых двигателей является 90-105°С. Дизельные двигатели работают при 80-95°С. Контролировать температуру можно по указателю на приборной панели.

При прогреве двигателя жидкость циркулирует по малому и большому кругам системы охлаждения в зависимости от положения термостата. Часть нагретой жидкости вытесняется в расширительный бачок. Это нормальный процесс.

Бурление и небольшое кипение в бачке на прогретом двигателе допустимо и не опасно.

Однако любые отклонения в работе системы, сопровождающиеся перегревом двигателя, чрезмерным кипением, потерей жидкости являются неисправностью и требуют внимания.

Рассмотрим наиболее распространенные причины нарушений в системе охлаждения, вызывающие кипение антифриза.

Перегрев двигателя из-за нарушений в системе

Одной из основных причин резкого кипения антифриза является перегрев двигателя. Это происходит, когда система охлаждения не справляется с отводом избыточного тепла от мотора.

Признаки перегрева двигателя:

  • Резкий подъем температуры выше 110°С по указателю на приборной панели
  • Резкое кипение и бурление антифриза в расширительном бачке
  • Падение мощности и динамики автомобиля
  • Появление пара из-под капота

Почему кипит антифриз при перегреве? При резком превышении рабочей температуры жидкость в системе начинает бурно кипеть, стремясь рассеять избыточное тепло, что и проявляется кипением в расширительном бачке.

Возможные причины перегрева двигателя:

  1. Неисправность термостата, из-за чего нарушается циркуляция жидкости между мотором и радиатором
  2. Засорение каналов радиатора, снижающее эффективность его работы
  3. Нарушение герметичности системы, приводящее к потере охлаждающей жидкости
  4. Неисправность датчика или вентилятора системы охлаждения
  5. Использование некачественного антифриза с низкой температурой кипения

Последствия перегрева

Почему так опасен перегрев двигателя и сильное кипение охлаждающей жидкости? При превышении 120°С резино-металлические уплотнения в моторе начинают разрушаться. Алюминиевые детали сильно расширяются и «прилипают» к стальным поверхностям. В результате двигатель может заклинить и выйти из строя.

Другие последствия:

  • Деформация алюминиевых поршней и гильз цилиндров → замена поршневой группы
  • Разрушение или трещины в головке блока цилиндров → ремонт или замена блока
  • Оплавление прокладки головки блока цилиндров → серьезная течь охлаждающей жидкости

Из всего сказанного становится понятно, почему кипит антифриз – это серьезный сигнал о неисправностях, требующий немедленного реагирования от водителя.

Закипание антифриза при исправной системе охлаждения

В некоторых случаях бурное кипение антифриза может наблюдаться и на холодном двигателе, при этом система охлаждения полностью исправна. Почему кипит?

Бурление на холодном двигателе

Иногда бурное кипение антифриза может наблюдаться сразу после запуска холодного двигателя или в течение нескольких минут после его выключения. При этом показания датчика температуры остаются в пределах нормы. Такая ситуация может возникнуть по нескольким причинам:

  1. Неисправность клапана в крышке расширительного бачка или радиатора, что приводит к сбросу горячей жидкости в бачок;
  2. Микротрещины в пластиковом корпусе расширительного бачка, через которые просачивается горячий пар;
  3. Ослабление хомута на шланге, соединяющем радиатор и бачок.

Оценка опасности ситуации

Насколько критична ситуация с бурлением на холодном двигателе? Все зависит от конкретной причины.

Например, трещины в корпусе бачка - серьезная опасность, так как может последовать разрушение емкости и сильная утечка жидкости. В этом случае нужно срочно менять бачок.

А вот неплотности по прокладкам шлангов или неисправность клапанов - менее критичны, но тоже требуют внимания, чтобы избежать потерь охлаждающей жидкости.

Диагностика по сопутствующим признакам

Чтобы точно определить причину бурления на холодном двигателе, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Есть ли признаки течи жидкости снаружи бачка или под автомобилем;
  • Наблюдается ли пар из-под крышки бачка;
  • Меняется ли интенсивность бурления при давлении/отпускании крышки расширительного бачка;
  • Остается ли визуально постоянным уровень жидкости в бачке.

Анализируя эти параметры, можно сделать предварительный вывод о возможной неисправности, а затем провести дополнительную диагностику системы охлаждения.

Самые распространенные причины кипения антифриза

Итак, какие же причины наиболее часто приводят к кипению охлаждающей жидкости в системе?

Неисправности термостата

Одной из наиболее распространенных причин кипения антифриза являются проблемы с термостатом. Этот узел регулирует циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Неисправности приводят к нарушению нормальной работы всей системы.

Возможные неисправности термостата:

  • Заклинивание термостата в закрытом или частично открытом состоянии
  • Утечки жидкости через прокладку корпуса термостата
  • Поломка приводного термоэлемента

Все эти неисправности могут стать причиной перегрева двигателя и интенсивного кипения антифриза.

Проблемы с водяным насосом

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по контуру системы охлаждения. Его поломка приводит к застою жидкости во время работы двигателя и перегреву.

Типичные неисправности насоса:

  • Разрушение подшипников и заклинивание вала насоса
  • Износ или поломка крыльчатки насоса
  • Нарушение герметичности по сальникам насоса

Загрязнение радиатора

Постепенное загрязнение сотового массива радиатора приводит к снижению его эффективности в качестве теплообменника. Это также грозит перегревом двигателя и кипением жидкости.

Комментарии