Скрипят тормоза на велосипеде (дисковые) при торможении: почему это присходит, как исправить механизм

Скрип тормозов - частая проблема велосипедистов. Этот неприятный звук не только раздражает, но и сигнализирует о возможных неисправностях. Давайте разберемся, почему скрипят дисковые тормоза на велосипедах и как это исправить.

Типы тормозных систем на велосипедах

Чтобы понять, почему скрипят дисковые тормоза, сначала разберемся в основных типах тормозных механизмов на велосипедах.

Ободные тормоза

Ободные тормоза воздействуют непосредственно на обод колеса. Их принцип работы заключается в следующем:

  • При нажатии на рычаг тормоза специальные колодки прижимаются к ободу.
  • Возникает трение, которое и останавливает вращение колеса.

К достоинствам ободных тормозов относят:

  1. Простота конструкции.
  2. Дешевизна.
  3. Легкость в обслуживании.

Однако у них есть и минусы:

  • Низкая эффективность торможения в сырую погоду.
  • Быстрый износ обода и тормозных колодок.

Дисковые тормоза

В дисковых тормозах остановку обеспечивает трение между колодками и отдельным диском, соединенным с втулкой колеса.

Преимущества дисковых тормозов:

  • Высокая эффективность торможения.
  • Стабильная работа в любых погодных условиях.
  • Долгий срок службы диска.

Гидравлические и механические тормоза

По типу привода различают механические и гидравлические тормоза.

Механические Гидравлические
Тросовый привод от рычага к колодкам Жидкостной привод по замкнутой гидросистеме
Менее эффективны Высокая эффективность
Проще в обслуживании Сложнее в ремонте

Таким образом, механические тормоза проще по конструкции, а гидравлические отличаются большей мощностью и скоростью срабатывания.

Основные причины

Основные причины скрипа дисковых тормозов:

  1. Непритертые колодки и диски на новом велосипеде.
  2. Загрязнения на поверхностях трения от пыли, грязи, масел.
  3. Повреждения поверхности диска: царапины, задиры.
  4. Некачественные или изношенные колодки.
  5. Попадание влаги между колодками и диском.
  6. Неправильная регулировка зазора в тормозном механизме.

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных причин.

Непритертые колодки и диски

На новом велосипеде колодки и диски еще не приработались друг к другу. Их поверхности неровные, с микроскопическими выступами и впадинами.

При торможении эти неровности зацепляются, из-за чего и возникает скрип. Эта проблема решается естественным путем - по мере приработки колодок и диска.

Загрязнения на поверхностях трения

На диск и колодки часто попадает пыль, грязь, частички почвы. Также при некорректной мойке или смазке велосипеда на тормоза может попасть масло.

Все эти загрязнения нарушают плавное скольжение колодок по диску, из-за чего при торможении и возникает неприятный скрип.

Починка скрипящих тормозов

Чтобы устранить скрип дисковых или ободных тормозов на велосипеде, необходимо:

  1. Очистить тормозные колодки и диск от загрязнений.
  2. При наличии царапин отшлифовать диск.
  3. Отрегулировать зазор между колодками и диском.
  4. Заменить изношенные или некачественные колодки.

Чистка и обезжиривание

Для очистки тормозов понадобятся:

  • Специальная жидкость для чистки тормозов
  • Технические салфетки
  • Наждачная бумага с мелким абразивом

Последовательность действий:

  1. Снимаем тормозные колодки, выкручивая блокирующие винты или шпильки.
  2. Демонтируем диск с втулки колеса (или снимаем все колесо).
  3. Обрабатываем поверхности диска и колодок очищающей жидкостью, удаляя загрязнения.
  4. Протираем детали чистыми салфетками, убирая остатки жидкости.
  5. При наличии царапин шлифуем диск наждачной бумагой, снимая поврежденный поверхностный слой.
  6. Еще раз протираем диск и колодки от шлифовальной пыли.

Установка колодок

Перед установкой колодок нужно убедиться, что зазор между ними отрегулирован правильно. Равномерный зазор с обеих сторон диска гарантирует эффективное, бесшумное торможение.

Проверить и отрегулировать зазор можно с помощью плоского предмета, например лезвия ножа, вставляя его в просвет между колодкой и диском.

Обкатка отремонтированных тормозов

После установки почищенных или новых колодок нужно произвести обкатку тормозов, чтобы они притерлись.

Алгоритм обкатки:

  1. Разгоняем велосипед до скорости 25-30 км/ч.
  2. Тормозим, стараясь не блокировать колесо.
  3. Повторяем разгон и торможение 10-15 раз.

Постепенно колодки притрутся к диску, и тормоза перестанут скрипеть.

Причины скрипа ободных тормозов

Помимо дисковых, скрипеть могут и ободные тормоза. Причины этой неисправности:

  • Загрязнение колодок и обода.
  • Износ или установка слишком твердых колодок.
  • Повреждение поверхности обода.
  • Попадание воды в механизм при движении по лужам.

Устранение скрипа ободных тормозов

В случае скрипа ободных тормозов необходимо:

  1. Почистить тормозные колодки и обод от загрязнений.
  2. Проверить состояние обода, при наличии повреждений отшлифовать его.
  3. Отрегулировать натяжение тросика в механизме.
  4. При износе заменить колодки.

Выбор тормозных колодок

При замене изношенных колодок следует правильно подобрать новые. Основные критерии выбора:

  • Материал колодок: органические, полуметаллические, металлокерамические.
  • Твердость колодок: мягкие, средние, жесткие.
  • Тип крепления: с усиками, без усиков.
  • Размер и форма (должны соответствовать тормозному механизму).

Колодки из органических смесей обеспечивают хорошее сцепление и тихую работу. Металлокерамические отличаются долгим сроком службы, но тормозят с характерным скрипом.

Правила эксплуатации тормозов

Чтобы избежать скрипа и продлить срок службы тормозов, придерживайтесь следующих правил:

  1. Периодически мойте диски и колодки, не допуская сильных загрязнений.
  2. Следите за износом колодок и меняйте их вовремя.
  3. Избегайте попадания на тормозной диск масла, смазок и влаги.
  4. Не допускайте механических повреждений дисков и ободов.
  5. Храните велосипед в сухом месте, защищенном от пыли.

Ошибки при торможении

К скрипу колодок и ускоренному износу тормозов приводят такие ошибки при торможении:

  • Слишком резкое или частое интенсивное торможение, вызывающее перегрев.
  • Блокировка колеса юзом, приводящая к проскальзыванию.
  • Резкое отпускание тормоза во время движения.
  • Нажатие тормоза всей пятерней, а не двумя пальцами.

Комментарии