Почему уходит антифриз в автомобиле из расширительного бачка

Антифриз - важнейшая рабочая жидкость в системе охлаждения двигателя. От его правильного уровня и качества напрямую зависит тепловой режим мотора. Поэтому автовладельцам очень важно регулярно контролировать количество антифриза в расширительном бачке.

В статье подробно разбираются наиболее распространенные причины, по которым может пропадать антифриз из системы охлаждения автомобиля. Рассматриваются как видимые внешние течи из-за повреждений шлангов или радиатора, так и скрытые внутренние утечки из-за неисправности прокладок или теплообменников. Объясняются возможные последствия игнорирования проблем с уходом антифриза, даются рекомендации по своевременной диагностике и ремонту.

Основные причины ухода антифриза

Многие автомобилисты рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда антифриз необъяснимо "уходит" из системы охлаждения. Чаще всего это происходит по одной из следующих причин:

  • Протечки в элементах системы из-за нарушения герметичности
  • Неисправности в пробке расширительного бачка
  • Повреждения прокладки головки блока цилиндров
  • Поломки теплообменников
  • Естественное испарение воды из состава антифриза

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных причин.

Протечки в элементах системы охлаждения

Если герметичность системы охлаждения по какой-то причине нарушена, антифриз сразу начинает уходить, образуя характерные лужи и пятна под автомобилем. Чаще всего такая ситуация возникает из-за:

  • Трещин в радиаторе
  • Износа шлангов и патрубков
  • Ослабления хомутов или прокладок в системе

На машинах с большим пробегом причиной утечек нередко становится коррозия металлических элементов. В любом случае, протечку желательно как можно быстрее устранить путем замены поврежденных деталей.

Неисправности расширительного бачка

"Почему уходит антифриз из расширительного бачка?" - частый вопрос автовладельцев. Все дело в том, что бачок закрывается специальной пробкой со встроенным клапаном сброса давления. Если пробка вышла из строя или клапан заклинило, система перестает быть герметичной и антифриз начинает вытекать наружу.

К сожалению, визуально определить такую поломку не всегда удается. Поэтому при резком снижении уровня ОЖ, но отсутствии видимых подтеков под машиной, в первую очередь стоит проверить исправность пробки бачка.

Повреждения прокладки головки блока

Еще одна типичная "невидимая" причина ухода антифриза - трещины или прогары в резиновой прокладке между головкой блока цилиндров и самим блоком.

В таком случае охлаждающая жидкость попадает непосредственно в моторное масло, не оставляя характерных внешних следов. При этом начинает "свистеть" двигатель, появляется белый дым из выхлопной трубы, моторное масло приобретает вид эмульсии.

Диагностика подобной поломки довольно простая, а вот устранение ее уже потребует разборки головки блока и замены прокладки.

Выход из строя теплообменников

В современных двигателях за теплообмен между различными системами (в том числе охлаждения и смазки) отвечают специальные устройства - маслоохладители и масляные радиаторы.

При выходе теплообменника из строя происходит взаимное смешивание эксплуатационных жидкостей, что приводит к уходу антифриза в масло. При этом внешние течи по-прежнему отсутствуют.

Диагностировать данную поломку можно по изменению цвета и консистенции моторного масла, а также наличию отложений в охлаждающей жидкости.

Естественное испарение воды

Небольшое понижение уровня антифриза раз в несколько лет эксплуатации является абсолютно нормальным явлением. Это связано с тем, что антифриз представляет собой водный раствор этиленгликоля, а вода со временем испаряется.

Типичный темп естественного расхода для большинства автомобилей составляет около 100-200 мл за год. Если же антифриз "уходит" гораздо быстрее, скорее всего, присутствуют какие-то неисправности системы охлаждения.

"Почему уходит антифриз" - вопрос, который рано или поздно задается каждым автовладельцем. Как мы видим, причин этому явлению может быть несколько.

Важно понимать, что игнорирование данной проблемы чревато перегревом и серьезными поломками двигателя. Поэтому при обнаружении снижения уровня ОЖ следует провести тщательную диагностику с целью обнаружения и устранения неисправностей.

Диагностика причин ухода антифриза

Так почему уходит антифриз? Диагностику целесообразно проводить в несколько этапов.

  1. Тщательный внешний осмотр на наличие течей
  2. Проверка давления в системе охлаждения
  3. Анализ состояния охлаждающей жидкости и масла
  4. Поиск скрытых неисправностей с помощью специального оборудования

Внешний осмотр автомобиля

Прежде всего, следует внимательно осмотреть состояние шлангов, патрубков, прокладок, радиатора и других видимых элементов системы охлаждения. Наличие подтеков и луж антифриза укажет на повреждение герметичности.

Обязательно проверьте состояние пробки расширительного бачка - течь антифриза из неисправной пробки тоже довольно распространенное явление.

Проверка давления в системе

Далее с помощью компрессора проверяют давление в системе охлаждения на холодном и горячем двигателе. Определить точное место утечки поможет специальный флюоресцентный состав, добавляемый в ОЖ.

Анализ технических жидкостей

"Почему пропадает антифриз" - ответ можно найти путем анализа его внешнего вида, а также состояния моторного масла. Наличие в антифризе частиц ржавчины или отложений говорит о внутренних проблемах в системе. Попадание ОЖ в масло также легко определить визуально.

Поиск скрытых дефектов

Если внешний осмотр и анализ жидкостей не выявили причину ухода антифриза, возможно, имеют место скрытые неисправности вроде трещин головки блока, выхода из строя теплообменников и т.п.

Для их обнаружения применяют газовый анализ выхлопных газов, а также специальное диагностическое оборудование вроде видеоскопов.

Методы устранения течи антифриза

После того как точно установлена причина, почему уходит антифриз, можно приступать к ее устранению следующими способами:

  • Замена поврежденных элементов системы охлаждения
  • Ремонт или замена головки блока цилиндров
  • Замена вышедших из строя теплообменников

В любом случае работы по устранению серьезных дефектов лучше доверить опытному автомеханику.

Профилактика протечек антифриза

Чтобы минимизировать вероятность возникновения течи антифриза, автовладельцам рекомендуется проводить регулярное техническое обслуживание системы охлаждения.

Осмотр и замена расходных элементов

В процессе эксплуатации автомобиля шланги, прокладки, хомуты и некоторые другие компоненты системы охлаждения подвергаются естественному износу. Своевременная замена таких деталей поможет предотвратить возникновение течей.

Контроль качества антифриза

Некачественный антифриз, также как и его недостаток или переизбыток, может негативно сказаться на работе системы охлаждения. Рекомендуется регулярно менять охлаждающую жидкость и использовать только проверенные марки антифриза.

Промывка системы охлаждения

Со временем в системе охлаждения образуются различные отложения, осадок и накипь, которые также могут привести к протечкам или другим неисправностям. Регулярная промывка позволит очистить систему от загрязнений.

Ремонт системы охлаждения в автосервисе

Если все же возникли какие-либо течи антифриза или другие поломки системы охлаждения, желательно сразу обращаться в специализированный автосервис.

Преимущества сервиса

В автосервисе диагностику и ремонт системы охлаждения выполнят квалифицированные специалисты с использованием профессионального оборудования, что позволит быстро и качественно устранить неисправность.

Гарантия на выполненные работы

Кроме того, сервисы обычно предоставляют гарантию на запчасти и выполненный ремонт. Это избавляет автовладельца от дополнительных расходов в случае повторного возникновения неисправности.

Последствия эксплуатации автомобиля с протечкой антифриза

Многие автовладельцы, обнаружив пропажу антифриза, продолжают эксплуатировать автомобиль, не устранив неисправность. Однако это чревато возникновением серьезных поломок.

Перегрев двигателя

Утечка антифриза приводит к снижению его уровня в системе охлаждения, что нарушает нормальный теплообмен. В результате возрастает риск перегрева и выхода двигателя из строя.

Повреждение прокладок и сальников

Протечки антифриза способствуют размыванию резиновых уплотнителей в двигателе. Это усугубляет ситуацию и провоцирует еще больший уход охлаждающей жидкости.

Выход из строя насосов и трубопроводов

Постоянная нехватка антифриза в системе приводит к сухому трению и задирам насосов и трубопроводов. В итоге они перестают выполнять свои функции, что чревато поломкой двигателя.

Рекомендации при обнаружении утечек антифриза

Чтобы избежать дорогостоящего ремонта двигателя, при появлении первых признаков течи антифриза следует:

  1. Немедленно долить недостающее количество ОЖ в систему охлаждения
  2. Обратиться в автосервис для диагностики и ремонта
  3. Не эксплуатировать автомобиль до полного устранения неисправности

Алгоритм действий при пропаже антифриза

Чтобы вовремя обнаружить и устранить причину ухода охлаждающей жидкости, автовладельцам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Периодический контроль уровня

Регулярно, раз в 1-2 недели, проверяйте уровень антифриза в расширительном бачке. Сразу обращайте внимание даже на небольшое понижение.

2. Визуальный осмотр на наличие подтеков

Осмотрите двигатель, шланги, патрубки, прокладки и пространство под днищем автомобиля. Наличие луж и пятен укажет на внешнюю течь.

3. Анализ состояния жидкостей

Проверьте внешний вид и уровень моторного масла. Появление в нем эмульсии свидетельствует о внутренних протечках.

4. Диагностика системы в автосервисе

Если причина не ясна - обратитесь в специализированный сервис для поиска скрытых дефектов с применением диагностического оборудования.

5. Своевременный квалифицированный ремонт

После установления неисправности, незамедлительно устраните ее в автосервисе, не допуская эксплуатацию автомобиля с утечкой.

Профилактические меры

Чтобы избежать пропажи антифриза, регулярно проводите:

  • Диагностику системы охлаждения
  • Замену изношенных элементов
  • Очистку системы от отложений

Выбор качественного антифриза

Важным фактором надежной работы системы охлаждения является правильный выбор марки антифриза. На что обращать внимание при покупке?

Состав и концентрация присадок

Качественный антифриз должен содержать пакет присадок, защищающих от коррозии, перегрева и замерзания. Оптимальная концентрация 40-60%.

Температурный диапазон

Антифриз должен быть рассчитан на температурный режим в вашем регионе. Для средней полосы России оптимально -50...+120 градусов.

Совместимость с различными металлами

В системе охлаждения присутствуют детали из алюминия, чугуна, стали, поэтому антифриз обязан быть с ними совместим.

Соблюдение периодичности замены

Со временем антифриз теряет свои защитные и теплоотводящие свойства, поэтому требуется регулярная замена:

  • Для качественных марок - 1 раз в 3-4 года
  • Для бюджетных - 1 раз в 1-2 года

Рекомендуемые бренды антифриза

Наиболее качественными считаются антифризы производства:

  • Mobil
  • Castrol
  • Zeller+Gmelin
  • Pentosin

Комментарии