Институт присяжных заседателей зародился в средневековой Англии, где изначально присяжные одновременно выступали в роли обвинителей, свидетелей и судей. В дальнейшем эти функции разделились. Уже в XII веке для каждого судебного разбирательства формировались две коллегии из 12 присяжных - "большое" и "малое" жюри. Первое решало вопрос о передаче дела в суд, второе выносило окончательный вердикт.
История возникновения института присяжных заседателей
Число 12 присяжных было заимствовано англичанами из практики подсчета по дюжинам. Также высказывается версия о религиозном происхождении этого числа: 12 апостолов, 12 колен Израилевых.
12 присяжных как оптимальное число перешло затем в судебные системы многих государств мира в результате реформ, прежде всего во Францию и Россию.
Почему именно 12 присяжных заседателей в России
В России институт присяжных заседателей был введен в результате Судебной реформы 1864 года при императоре Александре II. Реформаторы, вдохновленные опытом европейских стран, в том числе Англии и Франции, установили число присяжных равным 12.
Это число было признано оптимальным для рассмотрения судебных дел. С одной стороны, 12 человек - достаточное представительство для выражения "голоса народа" в судебном процессе. С другой стороны, такая коллегия не является слишком громоздкой, что обеспечивает организованное ведение процесса.
Присяжных должно быть достаточно много, чтобы представлять весь народ, но не слишком много, чтобы заседания проходило нормально.
Кроме того, четное число присяжных нужно для того, чтобы при разделении голосов поровну трактовать сомнения в пользу обвиняемого ("лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного").
Количество присяжных в разных странах
Почему именно 12 присяжных заседателей - хотя изначально это число было позаимствовано Россией у англичан, в других странах оно может варьироваться.
- Во Франции - 9 присяжных;
- В США - от 6 до 24 в зависимости от штата и дела.
В России традиционно остается 12 человек + 2 запасных.
Особенности российской системы
Почему именно 12 присяжных заседателей - эта традиция была заложена судебной реформой 1864 года и с тех пор не менялась. Число 12 считается оптимальным с точки зрения представительства интересов общества в суде и организации процесса.
Перспективы реформирования
Сейчас в России обсуждается расширение применения суда присяжных до районных судов. При этом по менее сложным делам предлагается сократить число присяжных до 6.
Однако реформирование может столкнуться с рядом сложностей:
- Нежелание граждан участвовать в работе суда;
- Опасения потерять работу;
- Ограниченное число потенциальных кандидатов.
Зарубежный опыт
Почему именно 12 присяжных заседателей - в отличие от России, в некоторых других странах это число не является фиксированным и может варьироваться.
Например, в США количество присяжных устанавливается от 6 до 24 в зависимости от особенностей штата и конкретного дела. А во Франции их традиционно 9.
Почему присяжных заседателей именно 12: краткий ответ
Число в 12 присяжных заседателей исторически пришло в российскую судебную систему из Англии. Оно считается оптимальным для представительства интересов общества в суде и организации процесса.
Особенности процедуры отбора присяжных в России
В России существуют определенные требования к кандидатам в присяжные заседатели. Ими не могут быть граждане:
- Моложе 25 лет;
- Имеющие непогашенную или неснятую судимость;
- Признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности.
Также предусмотрен ряд оснований для освобождения от обязанностей присяжного. К примеру, это касается работников экстренных и социальных служб.
Участие присяжных в судебном процессе
В ходе судебного заседания с участием коллегии присяжных последние находятся на равных правах с профессиональным судьей. Они вправе задавать вопросы участникам процесса, просить разъяснить непонятные моменты.
Присяжные удаляются для вынесения вердикта в совещательную комнату, при этом им запрещено разглашать ход обсуждения и позиции других присяжных по делу.
Влияние института присяжных на качество правосудия
По мнению экспертов, расширение применения суда с участием присяжных заседателей положительно скажется на отечественной судебной системе. У следователей и прокуроров появится дополнительный стимул качественно готовить материалы дела, поскольку им придется убеждать не только профессионального судью, но и представителей общественности.
Перспективы реформирования института присяжных
Несмотря на очевидные положительные эффекты, расширение применения суда присяжных в России может столкнуться с рядом сложностей организационного характера:
- Нехватка финансирования и инфраструктуры;
- Нежелание граждан участвовать в работе суда;
- Недостаточное количество кандидатов в присяжные.
Опыт зарубежных стран по реформированию института присяжных
Многие зарубежные страны также сталкивались с необходимостью реформирования системы суда присяжных. Рассмотрим некоторые примеры.
США
В США предпринимались попытки ужесточить отбор присяжных, чтобы в состав коллегий попадали наиболее добросовестные и законопослушные граждане. Однако Верховный суд признал такие ограничения неконституционными.
Великобритания
В Великобритании в XIX веке были проведены реформы по упрощению процедуры отбора присяжных и предоставлению подсудимым права на защитника в суде. Это значительно укрепило институт присяжных.
Франция
Во Франции после революции 1789 года суд присяжных получил широкое распространение, однако в дальнейшем его применение периодически то сокращалось, то расширялось в зависимости от политической конъюнктуры.
Возможные направления реформирования в России
С учетом зарубежного опыта, в России можно предложить следующие направления совершенствования системы присяжных:
- Повышение престижности института присяжных;
- Упрощение процедуры отбора кандидатов;
- Стимулирование участия граждан в отправлении правосудия.
Перспективы дальнейшего реформирования
Несмотря на имеющиеся сложности, институт присяжных имеет большой потенциал в России. По мере совершенствования процедур и преодоления финансовых и организационных барьеров он будет играть все более заметную роль в отправлении правосудия.
Роль общественности в реформировании системы присяжных
Для успешного реформирования института присяжных в России ключевое значение имеет поддержка и активное участие общественности.
Необходимо повышать правовую грамотность населения, разъяснять принципы работы суда присяжных и его позитивное значение для развития справедливого правосудия.
Взаимодействие со СМИ
Важная роль принадлежит средствам массовой информации, которые могут доносить в общество объективную картину о работе института присяжных, освещать конкретные резонансные процессы.
Привлечение общественных организаций
Целесообразно привлекать правозащитные, юридические общественные организации для разъяснения гражданам их прав и обязанностей в качестве участников судебного процесса.
Международное сотрудничество
Полезным представляется тесный обмен опытом с зарубежными коллегами, которые сталкивались с аналогичными проблемами реформирования.
В частности, весьма показательны дискуссии вокруг института присяжных в США, Великобритании, других странах.
Информационные технологии в помощь присяжным
Современные технические средства могут использоваться для оптимизации работы присяжных и повышения ее прозрачности.
Например, онлайн-трансляции судебных заседаний, электронный документооборот, защищенные каналы для дистанционных совещаний.
Подготовка кадров для судов присяжных
Необходимо уделять пристальное внимание подготовке всех специалистов, так или иначе соприкасающихся с работой института присяжных.
Это касается судей, адвокатов, прокуроров, следователей, сотрудников аппарата суда и др.
Совершенствование механизмов отбора присяжных
Для формирования полноценных коллегий присяжных необходимо совершенствовать процедуры их отбора. В частности, можно предложить следующие меры:
- Расширение списков потенциальных кандидатов в присяжные за счет добровольной регистрации желающих;
- Внедрение автоматизированной системы случайного отбора с использованием современных технологий;
- Предоставление дополнительных социальных гарантий отобранным присяжным.
Повышение мотивации граждан
Необходим комплекс мер по стимулированию участия населения в отправлении правосудия.
Во-первых, широкая разъяснительная работа о важности института присяжных.
Во-вторых, законодательное закрепление дополнительных социальных гарантий для работающих присяжных.
Обучение участников процесса
Все участники процесса с участием присяжных должны обладать соответствующей квалификацией и навыками работы с коллегией.
Для этого необходимы регулярные образовательные программы повышения квалификации судей, прокуроров, адвокатов в сфере особенностей рассмотрения дел с участием присяжных.
Материально-техническое обеспечение судов присяжных
Немаловажное значение имеет создание необходимой инфраструктуры для полноценной работы суда присяжных.
Это касается обустройства отдельных залов судебных заседаний, совещательных комнат, систем видео-конференц-связи и других технических средств.