Почему "Мертвые души" Н.В. Гоголя так называются?

Поэма «Мертвые души» - одно из величайших произведений русской литературы. Но откуда взялось столь странное название? Давайте разберемся вместе, почему же Н.В. Гоголь назвал свой шедевр именно так.

История создания поэмы и замысел автора

Николай Васильевич Гоголь работал над поэмой «Мертвые души» в течение 1835-1841 годов. Изначально произведение называлось «Утраченные души» и задумывалось автором как первая часть трилогии, где вторая часть должна была называться «Чистилище», а третья - «Рай». Такая структура была вдохновлена «Божественной комедией» Данте, где описывается путешествие автора по аду, чистилищу и раю.

Гоголь хотел показать постепенное духовное возрождение своих героев, как бы выводя их из ада бездуховности к нравственному совершенствованию. Поэтому первая часть и получила название «Мертвые души» - это своего рода «ад», где обитают герои, потерявшие свои души.

Из письма Гоголя: «Это будет поэма о том, как постепенно душа человеческая умирает, холодеет и каменеет».

Сюжет поэмы и образ Чичикова

В центре сюжета поэмы - странствия мелкого чиновника Чичикова, который задумал купить у помещиков крепостных крестьян, уже умерших, но все еще числящихся в документах как живые. Это давало возможность приписать «мертвые души» к своим владениям и получить ссуду в банке под видимость богатого поместья.

Сам Чичиков описан как «человек, который из себя не представлял ровно ничего». У него нет ярких положительных или отрицательных черт, все его качества - «половинчатые». Гоголь намеренно сделал главного героя посредственностью, чтобы показать, как обычный мелкий жулик оказывается в одном ряду с представителями высшего света.

  • Другие проходимцы в поэме: чиновник Ноздрев городничий почтмейстер

Прямой смысл названия

В прямом смысле «мертвые души» - это крестьяне, умершие естественной смертью, но все еще числящиеся в документах как живые. Их-то и скупает Чичиков для своей аферы. Такая схема была распространена в 19 веке из-за редкости переписей населения.

Гоголь критикует это явление как один из пороков крепостничества и чиновничьего произвола:

Не всякий ли читатель при одном произнесении слов «мертвые души» почувствовал что-то нехорошее? Не всякому ли пришло в голову: уж не под казнокрадством ли тут каким-то разумеется? хотя, впрочем, Бог его знает, что такое эти мертвые души.

Так Гоголь в ироничной форме указывает на серьезный социальный порок своего времени.

Метафорический смысл

Но «мертвыми душами» в переносном смысле Гоголь называет и всех тех представителей дворянства и чиновничества, которые предстают в поэме в нелицеприятном виде. Это помещики вроде Собакевича, Коробочки или Плюшкина, чьи души давно умерли от алчности, скупости, озлобленности на весь мир.

Гоголь осуждает такое духовное вырождение высшего сословия:

И в самом деле, на Руси иногда исчезает вдруг дворянство в целом губернии так, что нельзя, как говорится, отыскать и приискать ни одного. Пропадают бесследно, не оставив ни малейших следов, как будто их и не бывало вовсе на белом свете

Так «мертвые души» - это иносказательное название для критики нравов эпохи.

Связь с «Божественной комедией» Данте

Гоголь в своей поэме во многом вдохновлялся великой «Божественной комедией» Данте Алигьери. У обоих произведений сходная композиция - это своего рода путешествие главного героя по кругам «ада».

Данте описывал посмертные муки грешников, чьи души обречены вечно страдать после смерти. Гоголь же говорит о «скорби без мучения» - когда душа умирает еще при жизни человека из-за его пороков и бездуховности.

Лишенный всего, навеки он забыт,
И смерти нет для этих мертвых лиц.

Так Данте в «Божественной комедии» Писал о муках грешных без конца...

Таким образом, Гоголь использует аллюзии на великое произведение Данте, чтобы усилить философскую глубину своей поэмы.

Философский и религиозный подтекст

Хотя поэма и написана с большой долей юмора и сатиры, в ней заложен глубокий философский смысл. Для православного Гоголя душа - это божественное начало в человеке, которое не может умереть по-настоящему. Но герои поэмы добровольно убивают свои души, отдаваясь порокам.

Гоголь осуждает такую духовную деградацию и безверие, царившее в обществе. Он видит выход в религиозно-нравственном возрождении России, о чем писал в своих последующих произведениях:

Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами?

Таким образом, «мертвые души» - это не только сатирическое, но и философское произведение, заключающее глубокий смысл.

Литературные параллели

Образ «мертвеца при жизни» встречается в мировой литературе и до Гоголя. Например, у Шекспира в трагедии «Макбет» говорится о «мертвеце на троне» - тиране, чья душа мертва из-за совершенных преступлений.

В русской литературе «Хожение по мукам» А.Н. Толстого также использует прием оживших мертвецов как сатиру на советскую действительность.

Однако именно у Гоголя тема «мертвой души» при жизни получила наиболее полное воплощение и стала поистине вневременной.

Особенности языка и стиля поэмы

Хотя «Мертвые души» по сути являются романом, Гоголь назвал это произведение поэмой. Это подчеркивает эпический размах повествования, сочетающийся с лиризмом описаний русской природы.

Язык поэмы изобилует яркими тропами - гиперболами, метафорами, олицетворениями. Речь героев служит средством их сатирической характеристики. Гоголь мастерски использует юмор, иронию и сарказм для критики нравов современного ему общества.

Все это делает «Мертвые души» не только философским, но и ярким художественным произведением, ставшим классикой русской литературы.

Образ России в поэме

Гоголь как бы «населяет» всю огромную Россию героями своей поэмы - помещиками, чиновниками, купцами, мелкими аферистами вроде Чичикова. Так создается целостный образ страны в одном произведении.

Особую роль играют описания уездной жизни, провинциальных нравов - именно здесь, по мысли Гоголя, и находятся «мертвые души». В то же время писатель проводит резкую грань между европеизированной столицей и «азиатской» глубинкой России.

Гоголь размышляет о национальном характере, судьбе и будущем России в знаменитом описании тройки, мчащейся к неизвестной цели. Так «Мертвые души» становятся поистине энциклопедией русской жизни.

«Мертвые души» в мировой культуре

Поэма Гоголя получила широкую известность не только в литературе, но и в других видах искусства. На ее сюжет было поставлено несколько опер и балетов, а также снято множество кинофильмов.

Образы поэмы вдохновляли художников на создание иллюстраций - работали над ними такие мастера, как А. Агин, П. Соколов, Е. Кругликова.

Крылатые выражения из «Мертвых душ» вошли в разговорную речь и стали афоризмами. Поэма упоминается в произведениях литературы и кино как хрестоматийный образ русской творение Гоголя обрело подлинную всемирную славу, выйдя далеко за рамки национальной русской литературы.

Актуальность поэмы в наши дни

Хотя с момента написания «Мертвых душ» прошло почти 200 лет, поэма не потеряла своей актуальности и в наши дни. Вечные темы, поднятые Гоголем, волнуют людей в любую эпоху.

И сегодня мы нередко встречаем современных «мертвых душ» - людей, поглощенных исключительно материальными интересами и лишенных высоких духовных устремлений. Цинизм, эгоизм, стяжательство по-прежнему разъедают общество.

О, сколько их у нас развелось в последнее время таких господ, с умом тонким-претонким, постигающих всю механику служебного дела, умеющих толковать о чести и человеколюбии... Да что с ними говорить! служебные пути их ясны.

Эти слова Гоголя звучат вполне современно. Поэтому «Мертвые души» - не только памятник литературы 19 века, но и «настольная книга» для нашего общества, зеркало его пороков.

Чтобы не повторять ошибок прошлого, стоит задуматься над уроками Гоголя - как не дать своей душе «умереть» в 21 веке. Важно не терять связи с вечными ценностями, стремиться к нравственному самосовершенствованию, проявлять сострадание и помогать ближним.

Только так можно преодолеть духовный кризис и приблизиться к идеалу, о котором мечтал великий русский писатель.

Актуальность поэмы в наши дни

Хотя с момента написания «Мертвых душ» прошло почти 200 лет, поэма не потеряла своей актуальности и в наши дни. Вечные темы, поднятые Гоголем, волнуют людей в любую эпоху.

И сегодня мы нередко встречаем современных «мертвых душ» - людей, поглощенных исключительно материальными интересами и лишенных высоких духовных устремлений. Цинизм, эгоизм, стяжательство по-прежнему разъедают общество.

Уроки Гоголя для современности

Чтобы не повторять ошибок прошлого, стоит задуматься над уроками Гоголя - как не дать своей душе «умереть» в 21 веке. Важно не терять связи с вечными ценностями, стремиться к нравственному самосовершенствованию, проявлять сострадание и помогать ближним.

Только так можно преодолеть духовный кризис и приблизиться к идеалу, о котором мечтал великий русский писатель.

"Почему мертвые души так называются?" - вопрос на все времена

"Почему мертвые души называются так?" - этот вопрос не перестает волновать читателей уже почти 200 лет. Многозначность названия поэмы Гоголя делает его вечно актуальным.

"Почему называются мертвые души?" - на этот вопрос можно дать множество ответов. Прямой смысл связан с сюжетом поэмы. Метафорический смысл отражает критику общества. Есть религиозно-философский подтекст и литературные параллели.

Значение названия для восприятия поэмы

"Почему поэма называется "Мертвые души"?" - понимание этого вопроса меняет восприятие всего произведения. Гоголь создал многомерный шедевр, который можно трактовать по-разному.

  • Название как отражение замысла Гоголя. "Почему мертвые души так называются?" - в этом вопросе заключен весь замысел Гоголя. Он хотел показать духовную деградацию общества и призвать к нравственному возрождению.
  • Актуальность вопроса в наши дни. "Почему называются мертвые души?" - этот вопрос по-прежнему волнует современного читателя, потому что помогает лучше понять себя и общество.

Значение названия для культуры

"Почему поэма называется "Мертвые души"?" - обдумывая этот вопрос, мы приближаемся к пониманию одного из величайших произведений русской и мировой культуры.

Комментарии