Разнообразие форм обучения в школе: традиционные и инновационные подходы

Формы обучения в школе многообразны - от классической очной до инновационных. Давайте разберемся в вариантах, чтобы сделать осознанный выбор для своего ребенка.

Очная форма обучения

Очная форма обучения зародилась еще в Древней Греции и Древнем Риме, когда философы и учителя собирали учеников и обучали различным наукам. С тех пор мало что изменилось в принципах работы очных школ.

Суть очного обучения в том, что учащиеся каждый день посещают занятия в школе, следуют расписанию, выполняют задания, проходят контрольные работы и аттестации. Преподаватели ведут обучение лично в классе. Такой формат предполагает тесное взаимодействие между учителями и учениками, а также между самими школьниками.

К плюсам очного образования можно отнести:

  • регулярное живое общение с учителем;
  • возможность задавать вопросы;
  • налаживание социальных связей со сверстниками;
  • дисциплина и режим, заданные школой.

К минусам относят:

  • ограниченные возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий;
  • высокий риск буллинга со стороны одноклассников;
  • перегрузки из-за большого объема домашних заданий.

Формы обучения в школе подойдут тем, кто предпочитает системный подход, нуждается в ежедневном контроле и организованном режиме. Не готовым к самостоятельности ученикам очная форма поможет приобрести необходимые навыки и дисциплину.

Заочная форма обучения

Заочное обучение зародилось в 19 веке с появлением переписки через почту. Удаленно учились в основном взрослые люди. Сегодня благодаря интернету заочное образование доступно детям.

Отличие заочной формы в том, что школьник учится дома сам или с репетиторами, а в школу приходит лишь на аттестации. Заочникам нужно следовать школьной программе, сдавать зачеты и экзамены в срок по расписанию.

К плюсам заочного обучения стоит отнести:

  • гибкий график;
  • индивидуальный темп обучения;
  • возможность углубленного изучения интересующих предметов.

Трудности заочной учебы:

  • нехватка живого общения с учителем;
  • сложность организации самоконтроля;
  • ограниченное взаимодействие со сверстниками;

Заочная форма обучения подойдет творческим натурам, сильным в науках детям или ребятам, много путешествующим. При заочном обучении высока роль самодисциплины и родительского контроля.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения появилась в середине 20 века как гибрид очного и заочного подходов. Такой формат позволяет совмещать самостоятельную учебу дома и периодическое посещение школы.

Особенность очно-заочной модели в том, что ученики частично посещают занятия, частично занимаются самообразованием. Присутствие в классе необходимо для получения заданий, объяснения сложных тем, сдачи контрольных и прохождения аттестации.

К плюсам очно-заочной системы можно отнести:

  • возможность гибкого графика;
  • баланс самостоятельной и классической учебы;
  • доступ к разъяснениям учителя по непонятным вопросам.

К минусам относят:

  • необходимость периодически посещать школу в определенное время;
  • потенциальные конфликты из-за частых пропусков классных занятий;
  • сложность для школы в планировании занятий и нагрузки учителей.

Семейная форма обучения

Формы обучения в школе в виде семейного образования известны с древности, когда знания передавались от родителей детям. Сегодня эта модель вновь набирает популярность.

Отличие семейного обучения в том, что ребенок официально не зачислен в школу. Родители самостоятельно контролируют процесс учебы, нанимают репетиторов, выбирают подходящую программу обучения.

Достоинства семейной формы:

  • индивидуальный гибкий график;
  • учет интересов и способностей ребенка;
  • тесная связь обучения с реальной жизнью.

Недостатки данного подхода:

  • высокая нагрузка на родителей;
  • ограниченное общение со сверстниками в учебном процессе;
  • недостаток у слабо мотивированных детей самоконтроля.

Самообразование

Самообразование как метод обучения существовало испокон веков. Сегодня оно представляет официальную форму получения образования для школьников 10-11 классов на добровольной основе.

Отличие самообразования в том, что старшеклассник учится полностью самостоятельно, без участия родителей и педагогов. Он лишь периодически проходит аттестационные испытания для получения итоговых оценок и аттестата.

Положительные стороны самообразования:

  • полная свобода и гибкость в выборе предметов, графика и темпа обучения;
  • возможность углубленного изучения интересующих дисциплин;
  • развитие навыков самоорганизации и самодисциплины.

Отрицательными чертами являются:

  • высокие требования к мотивации и силе воли;
  • риск пробелов в знаниях;
  • нехватка регулярной практики по предметам.

Дистанционная форма обучения

Дистанционное обучение зародилось в 20 веке с использованием радио и телевидения. Сегодня оно активно применяет интернет-технологии и является одной из самых технологичных форм обучения в школе.

Отличительная черта дистанционного образования - проведение занятий и контроля результатов обучения на расстоянии с помощью компьютера и интернета.

Достоинства дистанционной формы:

  • гибкий индивидуальный график;
  • комфортные условия обучения дома;
  • использование современных цифровых инструментов и больших объемов полезной информации.

Недостатки дистанционного обучения:

  • дефицит очного общения и социализации;
  • высокие требования к самоорганизации;
  • зависимость от технических средств и интернета.

Экстернат

Экстернат как форма аттестации вне школы появился еще в 19 веке. Тогда экстернами чаще становились взрослые. Сегодня это актуально и для школьников.

Особенность экстерната в том, что обучение ведется полностью самостоятельно или с репетиторами без зачисления в школу. Необходимо лишь периодически приходить на контрольные испытания для аттестации.

Плюсы экстерната:

  • полная свобода в обучении по собственной программе;
  • возможность ускоренного освоения школьного курса;
  • гибкий индивидуальный график.

Минусы:

  • отсутствие систематической помощи педагогов;
  • высокие требования к самомотивации и организованности;
  • риск пробелов в знаниях из-за неравномерной нагрузки.

Инклюзивное образование

Инклюзивный подход в образовании набирает популярность в последние десятилетия. Он подразумевает объединение в одном классе обычных детей и детей с особенностями развития.

Главное отличие инклюзии - приспособление образовательной среды под нужды каждого ученика, вне зависимости от его способностей и возможностей.

Плюсы инклюзивного обучения:

  • комфортная среда для детей с особенностями;
  • улучшение социальной адаптации таких детей;
  • рост толерантности и эмпатии у обычных учеников.

Сложности данного подхода:

  • потребность в дополнительных ресурсах для обучения;
  • нехватка подготовленных педагогов;
  • риск замедления общего темпа изучения материала.

Альтернативные подходы в образовании

Альтернативные подходы в образовании развиваются с 19 века как ответ на ограничения традиционных методов. К таким относятся Вальдорфская педагогика, методика Монтессори, демократические школы и другие.

Главное отличие альтернативных школ - использование авторских методик преподавания и воспитания с учетом природы ребенка, его интересов и способностей.

Положительные стороны альтернативного обучения:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • комфортные условия для развития и творчества;
  • тесная связь обучения с реальной жизнью и практикой.

Отрицательные моменты:

  • ограниченный охват образовательных стандартов;
  • сложность адаптации выпускников к традиционной системе;
  • нехватка квалифицированных педагогов по альтернативным методикам.

Онлайн-образование

Онлайн-образование набирает популярность в последние годы благодаря стремительному развитию интернета и цифровых технологий.

Его отличие в использовании исключительно дистанционных инструментов для обучения через интернет - онлайн-платформ, вебинаров, мессенджеров и мобильных приложений.

Плюсы онлайн-образования:

  • доступность обучения из любой точки мира;
  • гибкий график;
  • возможность выбора лучших преподавателей и курсов.

Минусы:

  • отсутствие очного взаимодействия и контроля;
  • необходимость цифровых навыков и дисциплины;
  • ограниченность практических и лабораторных работ.
Комментарии