Принципы развивающего обучения: путь к новым горизонтам
Образование - это ключ к успеху в современном мире. Но как сделать процесс обучения по-настоящему эффективным и развивающим? Давайте разберем основные принципы развивающего обучения, которые помогут раскрыть потенциал каждого ученика.
История развивающего обучения
Теория развивающего обучения имеет давнюю историю. Еще в XIX веке такие известные педагоги, как Песталоцци, Дистервег, Ушинский, говорили о важности развития способностей и мышления учащихся в процессе обучения.
Хорошее обучение - это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Л.С. Выготский
В 1930-х годах выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский сформулировал подход, согласно которому обучение должно не только давать ребенку готовые знания, но и стимулировать развитие его мышления и способностей. Центральной идеей его теории стал активно-деятельностный подход.
В отличие от привычного объяснительно-иллюстративного метода, когда учитель просто излагает материал, а дети пассивно его воспринимают, активно-деятельностное обучение подразумевает вовлечение учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность. Такой подход направлен на развитие мышления и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных особенностей.
В дальнейшем идеи Выготского получили развитие в трудах его последователей - Леонтьева, Гальперина, Занкова, Давыдова, Эльконина и многих других выдающихся психологов и педагогов.
Цели и задачи развивающего обучения
Основными целями развивающего обучения являются:
- Развитие способностей и потенциала каждого ребенка
- Формирование активного, самостоятельного мышления
- Подготовка к решению различных жизненных задач
- Воспитание творческой, многогранной личности
Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
- Активизация познавательных интересов и познавательной деятельности учащихся
- Формирование навыков анализа, синтеза, сравнения при работе с информацией
- Стимулирование исследовательской и проектной деятельности
- Развитие рефлексивных умений - оценки и самооценки результатов обучения
Ключевые принципы развивающего обучения
Рассмотрим более подробно основополагающие принципы технологии развивающего образования.
Принцип творческого характера развития
Этот важнейший принцип означает, что развитие ребенка должно носить творческий, а не репродуктивный характер. Вместо того чтобы просто передавать ученикам готовые образцы и способы действий, развивающее обучение призвано стимулировать их собственное творчество, формирование своего субъективно нового опыта и знаний.
Творческая активность является мощным стимулом развития личности ребенка, позволяет ему в полной мере раскрыть и реализовать свой потенциал.
Принцип совместной деятельности и общения
Согласно этому принципу, обучение должно быть основано на активном взаимодействии и сотрудничестве учителя и учеников. С одной стороны, педагог выступает в роли организатора и координатора этого взаимодействия. С другой стороны, он становится равноправным партнером детей в совместном поиске знаний, их анализе и применении.
Такое педагогическое общение и сотворчество обеспечивает необходимый для развития ребенка индивидуальный подход. Кроме того, в процессе коллективной деятельности и дискуссий формируются важнейшие коммуникативные навыки.
Принцип ведущей деятельности
Этот принцип учитывает, что в каждом возрасте у ребенка есть своя ведущая, наиболее значимая для его развития деятельность:
- Дошкольный возраст - игровая деятельность
- Младший школьный возраст - учебная деятельность
- Подростковый возраст - общение и взаимодействие со сверстниками
- Старший школьный возраст - учебно-профессиональная и проектная деятельность
Поэтому обучение должно опираться на ведущий для данного возраста вид активности ребенка, что будет максимально эффективно для его развития.
Кроме того, на разных возрастных этапах в приоритете будут разные формы и методы развивающего обучения.
Например, в начальной школе это скорее игровые методики, а в старших классах - исследовательские и проектные работы.
Принцип амплификации детского развития
Данный принцип означает расширение образовательного пространства и видов деятельности для более полной реализации способностей и интересов каждого ребенка.
В рамках развивающего обучения ученикам предоставляется широкий выбор заданий и проектов, чтобы каждый нашел то, что ему действительно интересно и что позволит в полной мере раскрыть его индивидуальность.
Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения школьником себя в материале, в той или иной форме деятельности или общения. Л.С. Выготский
Принцип единства аффекта и интеллекта
Этот важнейший принцип развивающего обучения подчеркивает неразрывное единство эмоциональной и рациональной сферы в процессе усвоения знаний и развития личности ребенка.
Учебный процесс должен включать в себя яркие, запоминающиеся события и впечатления, пробуждающие интерес, воображение и эмоциональный отклик учащихся.
Такой подход позволяет развивать не только интеллект ребенка, но и его эмоциональный интеллект - понимание собственных чувств и эмоций других людей.
Принцип сочетания репродуктивных и проблемных методов обучения
Эффективное развивающее обучение должно гармонично сочетать:
- Репродуктивные методы - усвоение и закрепление базовых знаний, умений и навыков
- Проблемные (поисковые) методы - самостоятельный поиск и открытие новых знаний, решение нестандартных задач
Только при таком сбалансированном подходе возможно успешное усвоение учебного материала и развитие способностей учащихся.
Принцип опоры на субъективный опыт ребенка
Этот принцип означает, что новый учебный материал и способы деятельности должны опираться на имеющийся у ребенка жизненный опыт, знания и представления.
Построение обучения с учетом индивидуального субъективного опыта каждого ученика обеспечивает лучшее понимание и усвоение новой информации, ее личностный смысл.
Методы развивающего обучения
Для реализации описанных выше принципов в развивающем обучении используется целый комплекс современных образовательных методов и технологий:
- Проблемное обучение
- Проектная деятельность
- Исследовательские методы
- Творческие мастерские
- Дискуссии и дебаты
- Case-study (анализ конкретных случаев)
- Игровые методики
- Информационно-коммуникационные технологии
Все эти методы объединяет активное вовлечение учащихся в учебный процесс, развитие их самостоятельности и творческого мышления.
Преимущества развивающего обучения
К достоинствам технологии развивающего обучения можно отнести:
- Развитие творческого потенциала и креативности
- Формирование актуальных компетенций и навыков XXI века - критического мышления, умения работать с информацией, сотрудничать в команде и т.д.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
- Практическая и жизненная направленность образовательного процесса
- Высокая мотивация и включенность учащихся в учебную деятельность
Все это обеспечивает высокую результативность обучения и гармоничное развитие личности каждого ребенка.
Возможные трудности развивающего обучения
Вместе с тем, эта образовательная технология имеет и определенные сложности:
- Требует высокого профессионализма и серьезной методической подготовки учителей
- Связана со значительными временными и организационными затратами на подготовку развивающих занятий и уроков
- Усложняет процесс оценки образовательных результатов
- Требует хорошо развитой образовательной инфраструктуры и ресурсного обеспечения
Преодоление этих трудностей - важная задача для широкого внедрения развивающего обучения в практику современной школы.
Рекомендации по применению развивающего обучения
Чтобы эффективно использовать технологию развивающего обучения, педагогам рекомендуется:
- Тщательно продумывать цели и задачи каждого занятия с точки зрения развития учащихся
- Использовать разнообразные активные и интерактивные формы и методы обучения
- Уделять большое внимание организации совместной исследовательской и проектной деятельности
- Поощрять творческие находки и креативные решения учеников
- Стимулировать рефлексию учащихся и самооценку результатов своей учебной деятельности
Пример развивающего урока математики в начальной школе
Рассмотрим конкретный пример того, как можно реализовать принципы развивающего обучения на уроке математики в начальной школе.
Тема: "Задачи, обратные данной".
Цель урока - научить составлять и решать обратные задачи, развивая логическое мышление и творческие способности младших школьников.
Пример развивающего подхода на уроках литературы
Особенности реализации развивающего обучения на примере урока литературы в 8 классе на тему поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Цель: формирование навыков анализа художественного произведения и развитие творческого воображения учащихся.
Особенности развивающего обучения в начальной школе
Реализация технологии развивающего образования в начальной школе имеет свои особенности, обусловленные возрастными характеристиками младших школьников.
В этом возрасте ведущей деятельностью является учебная, поэтому основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование у детей способов самостоятельного поиска и открытия знаний, овладение элементами учебной деятельности.
Большую роль играют разнообразные игровые методики, творческие задания, учитывающие непроизвольный характер внимания, быструю утомляемость младших школьников.
Развивающее обучение в основной и старшей школе
В основной и особенно старшей школе приоритет отдается исследовательским, проектным методам, дискуссиям, которые обеспечивают:
- Формирование системного мышления
- Развитие способности самостоятельно конструировать свои знания
- Подготовку к осознанному профессиональному выбору
Эффективными формами работы являются индивидуальные и групповые исследовательские проекты школьников и различные формы самостоятельной творческой деятельности подростков.
Перспективы развивающего обучения с использованием цифровых технологий
Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии открывают новые возможности для реализации идей развивающего образования, создания творческой образовательной среды.