Эффективные педагогические приемы для обучения детей

Педагогические приемы - это инструменты учителя, позволяющие донести знания до учеников. Их правильный выбор и использование во многом определяют результативность обучения. Давайте разберемся, какие приемы действительно работают, а на что не стоит тратить время.

Понятие педагогических приемов и их роль в обучении

Прежде всего определим, что такое приемы обучения. В учебнике "Современная дидактика" А.В. Хуторской дает такое определение: "Приемы обучения - это элементы, позволяющие методу обучения реализовываться конкретно и неповторимо". Иначе говоря, прием - это составная часть метода, выполняющая какую-то одну функцию в процессе обучения.

Например, метод мозгового штурма включает такие приемы:

  • придумывание идей за определенное время;
  • анализ идей;
  • выбор лучшей идеи по заданным критериям.

Если метод решает образовательную задачу в целом, то отдельный прием - лишь ее часть. Однако порой границы размыты. К примеру, беседа может выступать и как самостоятельный метод, и как элемент другого метода.

Классификация приемов обучения

Существует несколько подходов к классификации педагогических приемов. Рассмотрим наиболее полную систематизацию, предложенную Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской.

Они выделяют 3 группы приемов:

  1. Логические - интеллектуальные операции (сравнение, обобщение, доказательство);
  2. Организационные - приемы управления вниманием и деятельностью учеников;
  3. Технические - работа с оборудованием и наглядными пособиями.

Проиллюстрируем на примерах:

Группа приемов Примеры
Логические Постановка проблемного вопроса, сравнение понятий, формулирование вывода
Организационные Инструктаж по выполнению задания, вызов к доске, проверка домашнего задания
Технические Демонстрация презентации, зарисовка схемы на доске, работа с микроскопом

Педагогические приемы обучения могут входить в разные методы, а могут быть уникальными для какого-то одного подхода. Главное, чтобы они работали на решение конкретной дидактической задачи.

Современные эффективные приемы обучения

Чтобы учебный процесс был по-настоящему результативным, а знания усваивались легко, стоит обратить внимание на такие актуальные группы приемов:

  • Интерактивные - активно вовлекают учащихся в деятельность;
  • Игровые - вселяют интерес и азарт;
  • Приемы развития критического мышления - учат анализировать, сопоставлять факты, делать выводы;
  • Проблемные - стимулируют поиск решений.

Рассмотрим некоторые наиболее действенные приемы поподробнее.

Креативные авторские приемы педагогов

С появлением новых технологий, изменением запросов учеников, педагоги проявляют все большую креативность в поиске эффективных решений. Рождается множество авторских нестандартных приемов, которые реально "цепляют" детей, вовлекая в учебный процесс.

Один из ярких примеров - прием "Фантастическая добавка", предложенный А.В. Хуторским. Суть в том, чтобы в обычную ситуацию или пример добавить элемент необычного - персонаж фантастики или литературы. Это моментально привлекает внимание и запускает воображение. При этом активизируется мыслительная деятельность по сопоставлению реального и вымышленного.

Другой популярный авторский прием - "Бег ассоциаций". Ученики по заданному слову или теме должны как можно быстрее называть любые ассоциации. Этот творческий "мозговой штурм" отлично подходит для введения в тему, актуализации знаний, повторения в игровой форме.

Подобные неординарные ходы - отличный способ разрушить шаблоны, посмотреть на задачу под новым углом и в конечном итоге - добиться лучшего понимания и запоминания материала учениками.

Прием "Коллекционер" для межпредметных связей

Еще один любопытный прием, который можно рекомендовать, - "Коллекционер". Его суть в том, чтобы научить детей находить применение полученным на одном предмете знаниям и умениям при изучении других дисциплин.

Например, навыки работы с текстом, полученные на уроках литературы, пригодятся на истории, биологии, географии. Умение выстраивать причинно-следственные связи, развиваемое математикой, поможет объяснить химические или физические процессы. Так ученики осознают, что знания - это не сумма разрозненных фактов по предметам, а единая система.

Для реализации приема "Коллекционер" можно использовать такие этапы:

  1. Постановка задачи - найти межпредметные связи с определенной темой;
  2. Сбор "коллекции" решений в группах;
  3. Презентация наработок, обсуждение и выбор лучших.

Технология развития критического мышления

Отдельного упоминания заслуживает технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Цель этого подхода - научить работать с информацией: анализировать текст, выделять главное, формулировать вопросы и собственное мнение.

Одним из базовых приемов РКМЧП является "Чтение с пометками". Ученики делают разноцветные пометки прямо в тексте конспекта или книги, что позволяет структурировать информацию и контролировать понимание.

Этот эффективный прием формирует полезные навыки работы с информацией и развивает учебную самостоятельность.

Интегративный подход в обучении

Еще одно перспективное направление, активно применяющееся в современной школе, - интегративное обучение. Суть этого подхода - в межпредметных связях, синтезе знаний из разных дисциплин для решения учебных задач.

Основные черты приемов интегративного обучения:

  • Комплексное рассмотрение объекта, явления с позиций разных наук;
  • Выявление и использование межпредметных связей;
  • Прикладная, практико-ориентированная направленность деятельности.

Такой подход позволяет дать ученикам целостное представление о мире и лучше подготовить к решению жизненных задач.

Кейс-технология и ее приемы

Еще один распространенный в педагогике метод, доказавший свою результативность, - технология кейсов или кейс-студия.. Ее суть - в анализе реальных практических ситуаций-кейсов и поиске оптимальных решений.

Этапы работы с кейсом таковы:

  1. Знакомство с ситуацией, сбор данных;
  2. Анализ информации, поиск альтернатив;
  3. Выбор оптимального решения, его презентация и экспертиза.

Модульное обучение

Еще один современный и гибкий подход - модульное обучение. Его суть в том, что учебный материал делится на отдельные функциональные узлы-модули. Каждый из них может включать разнообразные методы и формы работы.

Например, структура модульного урока может сочетать такие элементы:

  1. Дискуссия по проблеме;
  2. Мини-лекция учителя;
  3. Письменное задание на закрепление;
  4. Работа с видеороликом;
  5. Рефлексия по итогам.

Такая вариативность позволяет учитывать разные стили восприятия, поддерживать внимание и интерес обучающихся.

Коллективно-взаимное обучение

Хороший эффект дает и технология коллективно-взаимного обучения. Ее характерные черты:

  • Активный обмен знаниями и идеями в группе;
  • Дискуссия и выработка общего решения;
  • Взаимопомощь и поддержка в коллективе.

Такая практика развивает коммуникативные умения, позволяет посмотреть на задачу с разных позиций, создает ситуацию успеха для каждого.

Критерии выбора приемов обучения

Что же нужно учитывать при выборе того или иного приема? Влияют следующие факторы:

  • Цели и тема занятия;
  • Возраст учеников;
  • Уровень их подготовки;
  • Временные рамки;
  • Технические и методические возможности.

Опираясь на эти критерии, педагог принимает взвешенное решение о том, какие приемы применить - словесные, наглядные или практические, индивидуальные или для групповой работы.

Творческий подход к приемам обучения

Конечно, готовых рецептов и жестких схем тут быть не может - каждый класс и педагог уникальны. Проявляя творчество, учителя создают и опробуют различные авторские приемы. И те из них, что реально "работают", заслуживают распространения и внедрения в широкую практику.

Рекомендации по применению приемов

Чтобы педагогические приемы действительно приносили пользу, стоит учитывать несколько важных моментов:

  • Не перегружать уроки разными приемами, чередовать их;
  • Адаптировать сложность подготовки класса;
  • Давать время на обратную связь и рефлексию.

К примеру, если новый материал изучается при помощи кейс-технологии в игровой форме, то закрепление лучше проводить с использованием стандартных методов - фронтального опроса, проверочной работы.

Активные методы обучения

Хороший эффект дают активные методы, вовлекающие учеников в практическую деятельность. Например:

  • Ролевые и деловые игры;
  • Тренинги и мастер-классы;
  • Мини-проекты и презентации;
  • "Мозговые штурмы".

Такие приемы развивают заинтересованность ребят, позволяют применить изученное на практике. Главное - четко ставить цели, регламентировать время и обсуждать итоги.

Контроль и оценка результатов

Чтобы понять, насколько выбранные приемы результативны, нужны систематический контроль и оценка. Можно использовать такие методы:

  • Тестирование до и после занятия;
  • Проверка практических навыков;
  • Рефлексия, обратная связь от учеников.

Сравнивая итоги, становится понятно, приносят ли конкретные приемы реальную пользу или стоит скорректировать подход.

Выбор оптимальных приемов

Итак, какие же приемы выбрать, чтобы обучение было по-настоящему эффективным? На наш взгляд, стоит обратить внимание на:

Интерактивные приемы

Эффективный способ активизировать учеников - использование интерактивных приемов. В их арсенале:

  • Работа в парах или группах;
  • Ролевые игры;
  • Кейс-студия (анализ конкретных ситуаций);
  • "Мозговой штурм";
  • Дискуссии и дебаты.

Такие приемы развивают коммуникативные навыки, умение вырабатывать командное решение, аргументировать свою позицию. Групповая и игровая деятельность также повышает мотивацию школьников, позволяет им проявить себя, принять активное участие в учебном процессе.

Приемы развития креативности

"Фантастическая добавка", "Бег ассоциаций", ТРИЗ, метод фокальных объектов - эти и другие креативные приемы направлены на развитие творческого нестандартного мышления.

Они учат видеть задачу под новым углом зрения, находить оригинальные решения. Это особенно ценно в современных условиях, когда востребованы люди, способные гибко и креативно мыслить.

Игровые приемы

Увлекательным инструментом для всех возрастов остаются игровые формы и методы - викторины, квесты, конкурсы, эстафеты. Если дозировать их правильно, они добавляют обучению драйва, азарта, помогают лучше и быстрее усваивать знания.

Геймификация при этом может касаться как целого занятия, так и отдельных этапов - введения в тему, объяснения, закрепления или повторения материала. Такая игропрактика делает учебный процесс интересным и увлекательным.

Приемы разноуровневого обучения

В классах часто встречается пестрый состав учеников с разным уровнем возможностей и мотивации. Чтобы дать возможность продвигаться всем в своем темпе, с учетом индивидуальных особенностей, стоит применять приемы разноуровневого обучения.

Среди них:

  • Дифференциация заданий;
  • Вариативные формы работы;
  • Группы поддержки для отстающих;
  • Усложненные задачи для продвинутых.

Такой гибкий подход обеспечивает успех для каждого на оптимальном для него уровне.

Рефлексивные приемы

Наконец, чрезвычайно полезно применять рефлексивные приемы, помогающие ученикам осознавать и оценивать свою деятельность, анализировать эмоции и чувства.

Это могут быть такие формы, как:

  • Анкеты обратной связи;
  • Оценочные листы;
  • "Дерево настроения";
  • Эссе по итогам занятия.

Рефлексия повышает осознанность процесса учения, помогает в дальнейшем скорректировать подход для большей эффективности.

Комментарии