Почему фараон изгнал евреев из Египта: тайна Исхода
Загадочный Исход евреев из Египта до сих пор вызывает споры историков. Почему фараон резко изменил политику по отношению к пришельцам? Был ли Моисей реальной исторической фигурой? Узнайте правду о событиях в Египте более 3000 лет назад.
Причины появления евреев в Египте
История появления евреев в Египте начинается задолго до описываемых в Библии событий. Согласно Ветхому Завету, прародитель евреев Авраам после странствий по Ханаану, под давлением голода вынужден был отправиться в Египет. Позднее его внук Иосиф, проданный в рабство братьями, получил высокий пост при дворе фараона и пригласил к себе всю семью. Около 1870 года до н.э. в Египет переселилось всего 70 человек - предков современных евреев.
И пришли в землю Гесем. И поселился Израиль в земле Египетской, в земле Гесем; и владели они в ней, и плодились, и весьма умножились.
Поначалу фараон радушно принял кочевников из Ханаана, в надежде пополнить рабочую силу. Однако уже через несколько поколений численность евреев резко возросла, что начало тревожить египетское руководство.
Рост влияния евреев и реакция фараона
Согласно библейским данным, на момент Исхода число евреев в Египте достигало 600 000 мужчин, не считая женщин и детей. Эта цифра явно завышена, но и 5-10 тысяч представляли серьезную силу.
- быстрый рост численности вызывал тревогу египтян
- опасения потерять контроль над буферной территорией в Леванте
- попытки ограничить влияние евреев на экономику и политику Египта
Чтобы ограничить рост еврейской общины, фараон стал притеснять пришельцев. Согласно Библии, евреев заставляли тяжело трудиться, а новорожденных мальчиков топили в Ниле.
Легенда о рождении Моисея
Одним из еврейских младенцев, обреченных на смерть, и был будущий вождь Моисей. Чтобы спасти ребенка, его мать положила его в корзину из смоленого тростника и пустила по Нилу. Корзину нашла дочь фараона и сжалилась над малышом.
И увидела она корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.
Этот эпизод перекликается с древними легендами о Карне, Саргоне Великом и других правителях, выросших в простой семье. Возможно, мать Моисея знала эти предания и специально пустила сына по реке, чтобы придать ему ореол избранности.
Так или иначе, но именно благодаря этому Моисею удалось избежать участи тысяч его соплеменников и вырасти при египетском дворе. А в дальнейшем сыграть ключевую роль в судьбе еврейского народа.
Возвращение Моисея и призвание
Согласно библейской легенде, Моисей в юности убил египтянина, издевавшегося над рабом-евреем 1. За это преступление ему пришлось бежать из Египта в землю Мадиам. Там он обзавелся семьей, став пастухом у местного жреца Иофора.
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву.
Именно там, у подножия горы Синай, Моисею явился Бог в виде горящего терновника Яхве
. Он призвал Моисея вернуться в Египет и вывести свой народ из рабства в обетованную Палестину.
Время пребывания в Мадиаме | 40 лет |
Возраст Моисея | Около 80 лет |
Несмотря на солидный возраст, Моисей откликнулся на призыв и вернулся в Египет уже пророком единого Бога Яхве. Что произошло дальше - об этом в следующих главах.
Переговоры Моисея с фараоном
Вернувшись в Египет, Моисей предстал перед фараоном и потребовал отпустить еврейский народ. Однако правитель категорически отказался это сделать. Тогда, по библейской легенде, Господь наслал на Египет 10 казней, должных сломить упрямство фараона.
Однако некоторые исследователи полагают, что то, почему евреев изгнали из Египта было связано как раз с этими "казнями". Предположительно, египтяне сами инсценировали эти бедствия, чтобы произвести впечатление на евреев и подготовить почву для их Исхода.
Масштаб Исхода из Египта
Согласно библейским данным, из Египта ушло 600 тысяч мужчин евреев, не считая женщин и детей. Эта цифра явно завышена. Более реалистичные оценки говорят о 5-10 тысяч беженцев. Кроме того, к ним присоединялись родственные племена по пути следования.
Следствием того, почему евреи ушли из Египта, было связано не только с притеснениями со стороны фараона, но и со стремлением завоевать собственную территорию в Ханаане при поддержке единоверцев.
Скитания по Синаю
После Исхода из Египта евреи скитались по Синайской пустыне целых 40 лет. Этот длительный переход был связан отчасти с незнанием местности, отчасти - с необходимостью подготовить людей к предстоящим сражениям за Ханаан.
Становление иудаизма
Главным итогом 40-летних скитаний было становление иудаизма как самостоятельной религии. Из политеистических племен сформировалась монотеистическая община, исповедующая культ единого Бога Яхве. Моисей сформулировал морально-этические принципы новой веры, зафиксированные позднее в 10 заповедях.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Завоевание Ханаана
Достигнув Палестины, евреи вступили в жестокую борьбу с местным населением за территорию. Им удалось завоевать Ханаан и захватить Иерусалим, сделав его своей столицей. Параллельно шел процесс ассимиляции близких по происхождению племен.
Так земля Ханаана превратилась в "землю обетованную", ради обретения которой евреи ушли из Еипта. Здесь евреи обрели если не полную независимость, то хотя бы возможность жить по собственным законам и верованиям.
Моисей: миф или реальность?
Личность Моисея до сих пор вызывает споры историков. Одни считают его реальным историческим деятелем, выведшим евреев из Египта. Другие полагают, что это мифологизированный образ, придуманный в качестве духовного авторитета.
Есть версия, что Моисей был агентом влияния египетских жрецов, которым фараон поручил подготовить выселение потенциально опасных чужаков. Именно поэтому египтяне инсценировали "10 казней", чтобы напугать евреев и заставить покинуть Египет.
Параллели с гиксосами
Интересную гипотезу высказал историк Ахмед Осман. По его мнению, изгнание евреев фараоном было связано со страхом повторения ситуации с гиксосами. Это завоевательные племена, которые тоже поначалу мирно поселились в Египте, а затем захватили власть.
Таким образом, вопрос почему евреев изгнали из Египта, был связан с опасением, что они расплодятся и свергнут фараона, как в свое время сделали ненавистные гиксосы.
Подготовка к захвату Ханаана
Скептики также отмечают неслучайное совпадение маршрута Исхода евреев и их последующий захват Ханаана. Возможно, Моисей изначально вел свой народ именно к этой цели по указанию покровителей из Египта.
Тем самым, изгнали евреев еще и для того, чтобы направить их энергию в нужное русло и избавить Египет от потенциально опасного соседства с мятежной провинцией в Леванте.
Резюме
Итак, мы рассмотрели различные версии причин, почему евреев изгнали из Египта после столетий мирного сосуществования. Был ли Моисей реальным лицом или вымышленным персонажем? Что послужило истинной подоплекой Исхода - угнетение евреев или хитрый план фараона? Эти вопросы до сих пор дискутируются историками.
Влияние на региональную геополитику
Исход евреев не мог не отразиться на балансе сил в регионе. Египет лишился буферной территории в Леванте и форпоста для экспансии на восток.
В то же время ослабление Египта дало шанс усилиться финикийским городам-государствам. В частности Тиру, Сидону и Библу, которые развернули активную морскую торговлю в Восточном Средиземноморье.
Культурное влияние иудаизма
Главным долгосрочным последствием стало формирование иудаизма в качестве самостоятельной религии. Это произошло как раз во время 40-летних скитаний Моисея по Синаю.
Вера в единого бога Яхве и морально-этические принципы, сформулированные Моисеем, легли в основу одной из величайших мировых религий, повлиявшей на ход истории.
Рождение еврейской идентичности
Еще одним важным следствием событий в Египте и Синае стало формирование единой еврейской идентичности. Из ряда полукочевых племен сплотился моноэтнический народ с осознанием своего единства и "богоизбранности".
Это чувство исторической общности помогло евреям пережить все последующие испытания и лишения, вплоть до обретения собственного государства в 1948 году.
Подводя итог, можно констатировать, что Исход из Египта имел далеко идущие последствия для всего региона Ближнего Востока. Это событие предопределило ход последующей истории на многие века вперед.
Память об Исходе в еврейской традиции
Для еврейского народа Исход из Египта по сей день остается одним из центральных событий, формирующих национальную память. Ему посвящены многочисленные религиозные праздники, традиции и ритуалы.
В частности, Песах отмечается в память об Исходе и символизирует освобождение из рабства. Один из ключевых элементов праздника – рассказ об исходе для детей, чтобы передавать эту память из поколения в поколение.
Но что говорят об Исходе египетские письменные источники — папирусы и надписи на камне? Поиски затрудняются анонимностью библейского фараона, но ни в одной египетской хронике не описывается ничего даже отдаленно похожего на Исход. Так, в текстах эпохи Нового царства упоминаются азиатские рабочие и рабы, но не говорится об их массовом побеге. Более того, на стеле Мернептаха (XIII век до н.э.) упоминается народ, название которого можно перевести как «израиль» — но живет этот народ как раз в Ханаане.
Моисей как национальный герой
Ключевая роль в еврейском национальном сознании отведена личности Моисея. Его образ идеализирован как величайшего пророка, чудотворца и освободителя.
Именно Моисей вывел порабощенный народ к свободе и обетованной земле. А еще дал евреям Тору – свод религиозно-нравственных законов, легших в основу иудаизма.
Исход в христианской традиции
Сюжет Исхода перешел и в христианскую традицию. В Новом Завете Моисей упоминается более 80 раз как законодатель и пророк.
Тема избавления из египетского рабства стала прообразом искупительной жертвы Иисуса Христа. А сам Исход воспринимается как часть Божественного замысла по спасению человечества.
Миф об Исходе Моисея и евреев из Египта лежит в основе христианского представления об истории. Выражение «казни египетские» связаны именно с этим мифом, а многочисленные переселенцы и беженцы позднейших эпох часто ассоциировали себя именно с народом Израилевым, бегущим от угнетателя-фараона. Некоторые ученые пытаются найти подтверждения этого события, но большинство согласны с тем, что написанное в книге Исхода не может быть правдой.