Что такое себестоимость и что входит в ее состав?

Любое предприятие, выпускающее какие-либо товары или оказывающее какие-либо услуги, имеет бизнес-план. Это ежегодно составляемая программа, содержащая описание деятельности фирмы, планируемый объем выпускаемой продукции, выручку, прибыль и затраты. В свою очередь, именно затраты дают человеку представление о том, что такое себестоимость продукции.

Внедряя новые технологии, используя работу машин и оборудования, сжигая топливо и расходуя материалы, предприятие тратит огромные средства на выпуск продукции. Именно они лежат в основе себестоимости – главного показателя, на котором основывается экономическая эффективность работы фирмы.

Анализ данного индикатора позволяет найти тот объем производства, при котором выпуск продукции будет приносить прибыль. Фундаментом себестоимости являются постоянные (никаким образом не зависят от объема выпускаемой продукции) и переменные (могут колебаться в зависимости от объемных показателей выпуска товара) затраты. Так что такое себестоимость и что входит в ее состав?

Этот показатель рассматривают в разрезе статей калькуляции, а также по затратам, используемым для производства продукции. В основе расчета полной себестоимости лежат следующие расходы:

- материальные затраты, включающие стоимость таких компонентов, как сырье и материалы, детали, комплектующие изделия и т.д.;

- амортизация основного оборудования и основных средств;

- заработная плата работников, участвующих в процессе производства;

- отчисления из начисленной заработной платы: так называемые пенсионные, социальные и страховые взносы;

- прочие затраты.

Более полную картину, рассказывающую, что такое себестоимость, представляют отраслевые отделы предприятия. Каждый отдел или цех, участвующий в производстве продукции, имеет свои узкоспециализированные затраты. Так, они включают в себя расходы на общехозяйственные и общепроизводственные нужды, на бракованную продукцию и возвратные отходы, на оплату труда работников и отчисления из нее, на приобретенные комплектующие изделия и услуги сторонних организаций, а также прочие расходы. Все эти составляющие входят в структуру такого понятия, как цеховая себестоимость.

Каждый отдел, каждый цех и каждое подсобное производство, прямым или косвенным образом участвующее в выпуске продукции, влияет на лежащую в основе цены товара себестоимость. Поэтому эффективная работа каждого участника производственного процесса позволяет минимизировать себестоимость продаж, увеличить выручку и, как следствие, чистый доход. Именно от этих факторов зависит прибыльная работа компании.

Что такое себестоимость продаж? Все затраты, которые несет предприятие по реализации продукции, включая услуги сторонних организаций, транспорта и прочих, входят в состав данного показателя. Реализованная продукция дает еще один такой показатель как себестоимость реализованной продукции. Основу данного показателя составляют затраты на производство товара, на сбыт и управление.

Таким образом, себестоимость – это стоимостное выражение суммы всех затрат, которые несет предприятие при производстве, хранении и сбыте продукции. А чистая прибыль является основным и главным показателем деятельности организации, на который она влияет.

Комментарии