Значение игр для ребенка чрезвычайно велико. И многие педагоги всерьез обеспокоены тем, что молодые родители используют всевозможные методики раннего развития для своего ребенка, занимаются с детьми, обучая их раннему чтению, письму, но оставляют в невнимании игры. Тогда как именно благодаря играм, а не процессу обучения ребенок развивает способность к концентрации, усидчивость, внимание и наблюдательность.
Спортивные игры для детей
чрезвычайно важны по многим причинам:
во-первых,
ребенок совершенствует свои движения, и ранее полученные, и новые, приобретенные; во-вторых, он учится слушать и слышать, выполнять команды, прислушиваться к действиям своих партнеров по игре, согласовывать свои действия с их движениями. Кроме того, именно в командных
подвижных играх рождается дружба и формируется такое важное качество, как взаимовыручка. Спортивные игры для детей дошкольного возраста
отличаются как своим разнообразием, так и своей явно игровой направленностью. Если детям постарше сюжет уже не так интересен, то спортивные игры для детей-малышей зачастую используют сюжет и основаны именно на нем. Так, малыши могут подражать движениям лошадки и бегать на скорость, высоко поднимая коленки. Или быть зайчиками и в эстафете получить задание обежать вокруг препятствия вприпрыжку.
Это, как правило, очень важные коллективные игры, в которых огромная роль отводится наставнику-педагогу. Он не только сам играет роль по сюжету, но и организует, объясняет правила, направляет игру. Спортивные игры для детей могут и не иметь сюжета. Однако такие игры требуют от детей большей самостоятельности и подготовленности, навыков в ловкости и
координации движений. Здесь важно подчинение общим правилам, и любые отклонения от них должны быть озвучены педагогом. В бессюжетных играх его роль так же важна. Игры спортивные для детей
несложны, их правила должны быть четки и понятны даже самым младшим из участвующих в игре детям. Чаще всего эти игры включают в себя какой-нибудь один
вид движений. Так, для самых маленьких детей, которые могут участвовать в игре, предлагается простой вариант «догонялок», в котором нужно добежать до определенного места – часто его обозначают как «домик». Спортивные игры для детей постарше выглядят уже сложнее – для них вводят дополнительные задания на ориентировку в пространстве.
Скажем, это правило - найти дорогу к какому-то предмету по звуку звенящего колокольчика. Или игра, в которой нужно найти свое место по цвету и одновременно донести в руках игрушку, не потерять ее и положить на свой стул. Игры, носящие чисто спортивный характер, не имеют сюжета как такового (кольцеброс, попадание мяча в ворота, заброс мяча в корзину), однако именно они готовят ребенка к более сложным спортивным играм, таким как баскетбол, футбол, волейбол. Кроме того, они развивают глазомер, меткость, ловкость рук и ног. Для ребенка важна не только сама игра, но и ее результат. Поэтому необходимо после игры обсудить с детьми и саму игру, и их отношение к игре.
Важно, чтобы дети смогли проанализировать, отчего результат игры был именно таким, кто и как помогал команде, кто нарушал правила. В то же время необходимо подчеркнуть, что результат команды зависит от взаимодействия и взаимовыручки. Спортивные игры - фундамент для будущей учебы ребенка.