Формы воспитания детей - это не только педагогика
Часто в общении с ребенком родители ловят себя на том, что не знают, как поступить. В зависимости от ситуации формы воспитания будут выглядеть по-разному. Важно понимать при этом, что вы хотите от ребенка и что ребенок хочет от вас.
Все просто! Если ваше чадо просит что-то с настойчивостью, то это значит, что зачем-то ему это нужно. Чтобы выбрать разумные формы воспитания и методы педагогического воздействия на чадо, родителям важно выяснить – зачем. При таком родительском подходе формируется верная мотивация поступков, которая впоследствии не даст ребенку совершить ошибку в тот момент, когда он останется без контроля и совета. Таким образом достигается и сверхзадача: родитель передает ребенку и методы самовоспитания.
С другой стороны, чтобы сформировать в своем ненаглядном сокровище эту самую верную мотивацию (можете называть ее совестью, есть такое мнение, что совесть – это наш советчик), самому родителю тоже нужно иметь перед собой четкие цели и
ненавязчиво объяснять их ребенку. В этом случае методы воспитания детей и подход к ним родителям подскажут их любящие сердца.
Допустим, что ваша цель – воспитать счастливого человека. Счастливым бывает человек, умеющий любить. Потому что умеющего любить человека обычно тоже любят те, кто его окружает. Принципы мироустройства, такие как «ничего не берется ниоткуда» и «возлюби ближнего как самого себя» тут срабатывают неукоснительно: к тому, кто дает свою любовь, эта любовь возвращается непременно. А отсюда и счастье.
Поэтому, учим ребенка любить и быть счастливым. Просится на ручки? Стараемся понять – почему. «Просто каприз» - не объяснение. Потому что просто капризничать они не могут еще в принципе, этому их потом жизненный опыт научит с родительским непосредственным участием. Каприза в раннем возрасте нет, есть неудовлетворенные потребности. Например, потребность в телесном контакте. Мы все
К тому же, знаете, сверху все выглядит совсем иначе - не так, как снизу, гораздо интереснее. Лишая своего ребенка этого угла обзора окружающего мира, родитель лишает его возможности познавать мир во всей его красоте и многообразии. Во всяком случае отодвигает эту возможность на длительное время.
Но предположим, что просьба взять на ручки все-таки сопровождается ревом и некоторой невменяемостью. Это говорит о том, что формы воспитания, выбранные родителями ранее, были не совсем правильными - то есть элементарно родители не пытались разобраться, что же нужно ребенку, и сразу же брали его на руки, чтобы успокоить. Это естественно, потому что очень неприятно, когда кроха разрывается. Но не стоит позволять ребенку привыкать решать конфликты таким образом, нужно выяснять суть его желаний.
Так вот, «чтобы не орал» - это неправильный родительский мотив, это не то действие, которое идет на пользу нашей цели воспитать счастливого человека. Возьмите его на руки, пожалуйста, но прежде объясните, что мамочка-папочка любят брать на руки (именно брать на руки, а не просто любят) веселого ребенка. Говорите это всякий раз, когда он плачет и просится на руки. Говорите весело, настойчиво, с любовью. Просите вытереть слезки, помогите ему в этом – дайте платочек, салфетку, словом, отвлекайте как только можно от его неосознанного пока решения ревом выпросить желаемое. Рассмешите, мяукнув или гавкнув, как хотите, вам лучше знать, от чего смеется ваш ребенок и какие формы воспитания требуются в этой ситуации. А когда засмеется – вот тогда и берите его на руки. Радостно и с любовью. Несколько таких упражнений, и он сам научится вытирать слезы, прежде чем проситься на руки. Всем станет немножко легче.