Символизм русской литературы: история и особенности
Символизм занимает особое место в истории русской литературы. Это течение возникло на рубеже XIX-XX веков и стало одной из вершин "серебряного века" русской поэзии.
Предпосылки возникновения символизма в России
К концу XIX века в России сложился ряд факторов, которые послужили почвой для зарождения символизма:
- Кризис реалистического метода в литературе, исчерпанность его возможностей
- Разочарование в позитивистских идеалах, поиск новых духовных ценностей
- Влияние западноевропейской философии и искусства (Шопенгауэр, Ницше, французские символисты)
- Интерес к мистицизму, эзотерике, восточным учениям
- Обострение индивидуализма, культ личности художника-творца
Все это нашло отражение в русском символизме с его устремленностью к тайнам бытия, сакральным смыслам, поиску абсолютной красоты.
Философские взгляды символистов
Огромное влияние на мировоззрение русских символистов оказали идеи Владимира Соловьева о "вечной женственности", Софии - премудрости Божией, а также его концепция "двоемирия":
"Есть два мира: один видимый, а другой невидимый, но они всегда соприкасаются"
- Владимир Соловьев
Другой ключевой фигурой стал Дмитрий Мережковский с его идеей "нового религиозного сознания", призывом к синтезу язычества, христианства и буддизма в единую вселенскую религию. По Мережковскому, человек должен обрести цельность духа, вырваться из "разорванности" бытия.
"Мы живем в эпоху смены религий, перехода от разъединенного сознания к цельному"
Третьим китом символизма считается Николай Бердяев с его экзистенциальной философией. Бердяев провозгласил творчество высшим предназначением человека, а личность - абсолютной ценностью. Философия Бердяева повлияла на понимание роли поэта у младосимволистов.
Этапы русского символизма
Развитие русского символизма принято делить на два этапа:
1890-е - 1903 | Старший символизм (Брюсов, Бальмонт, Сологуб) |
1903-1910 | Младосимволизм (Блок, Белый, Иванов) |
Для старшего символизма были характерны эстетство, культ красоты, отход от социальных тем и обращение к внутреннему миру человека. Младосимволисты развили мистико-идеалистическое направление, их интересовала философская и религиозная проблематика.
Представители символизма и их произведения
К ключевым фигурам символизма традиционно относят:
- Валерий Брюсов - сборники «Русские символисты», «Urbi et orbi»
- Константин Бальмонт - «Будем как солнце», «Только любовь»
- Андрей Белый - романы «Серебряный голубь», «Петербург»
- Александр Блок - поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать»
- Вячеслав Иванов - сборники «Прозрачность», «Cor ardens»
- Зинаида Гиппиус - сборники «Собрание стихов», «Черубинский букет»
Они внесли неоценимый вклад в развитие образно-стилистического строя русской поэзии, открыв для нее новые горизонты.
Русский символизм в литературе
Одним из центральных понятий для символизма был символ. В отличие от аллегории, где образ жестко связан с понятием, символ обладает множественностью смыслов, неисчерпаем глубиной значений.
"Символ всем своим существом указывает на некое иное бытие"
По словам символистов, их задача - интуитивно постичь тайный смысл вещей и явлений мира и выразить его при помощи символов. Так рождается особая художественная вселенная.
Важнейшим символом для многих поэтов-символистов была София - образ Премудрости Божией в женском облике. Олицетворяя абсолютную красоту и гармонию, София почиталась как высшая ценность, ради обретения которой стоит жертвовать всем земным и суетным.
Символизм и религиозно-мистические поиски
Для многих символистов было характерно увлечение религиозно-философскими исканиями. Они стремились преодолеть кризис традиционного христианства и найти новые пути духовного возрождения.
Одним из центров притяжения религиозной мысли в символизме был кружок Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. Они развивали идеи "нового религиозного сознания" и "Третьего Завета".
Эстетика символизма
Русский символизм в литературе был тесно связан с эстетикой декаданса и поисками "чистого искусства". Культ красоты, утонченных художественных форм, отрыв от реальной жизни - все это нашло отражение в творчестве "старших" символистов.
Отсюда проистекает их интерес к античности, Средним векам, Возрождению - эпохам высокой художественной культуры. Эти мотивы часто появляются в произведениях Брюсова, Бальмонта, Гиппиус.
Влияние символизма на другие течения
Наследие символистов оказало огромное воздействие на всю последующую русскую литературу. Символы, мистика, утонченная образность символистов в той или иной степени присутствуют у акмеистов, футуристов, имажинистов.
В частности, от символизма отпочковались такие течения, как:
- Акмеизм (Гумилев, Мандельштам, Ахматова)
- Футуризм (Маяковский, Хлебников, Каменский)
- Имажинизм (Есенин, Мариенгоф, Шершеневич)
Символистские издания
Важную роль в становлении и развитии символизма сыграли литературно-художественные издания, которые создавали символисты. Это были, прежде всего, "толстые" литературные и критические журналы.
Наиболее известные из них:
- "Мир искусства"
- "Весы"
- "Золотое руно"
Вокруг этих изданий формировались кружки единомышленников, обсуждались новые эстетические идеи, печатались стихи и манифесты.
Декадентские мотивы символизма
Одной из важных сторон символизма было его декадентское начало. Культ изощренных ощущений, мрачные и трагические мотивы, разлад с миром, одиночество, смерть - все это постоянно звучит в произведениях Брюсова, Блока, Сологуба.
Образы и сюжеты в поэзии символистов
В поэзии символистов можно выделить несколько устойчивых образов и сюжетов, которые постоянно повторяются в разных вариациях. Это своего рода "сквозные темы" символизма.
К таким темам и образам относятся:
- Образ Вечной Женственности (Прекрасная Дама, Беатриче, София)
- Мотив пути и странничества души
- Тема России как женского начала, "Руси-Софии"
- Апокалиптические мотивы гибели и обновления мира
Преемственность символизма и романтизма
Многие исследователи отмечают глубинную связь символизма с романтической традицией в русской литературе. Тяга к тайнам бытия, возвышенный идеал, культ поэта-пророка - все это роднит оба направления.
Отзвуки романтических мотивов особенно заметны у "младосимволистов" вроде Блока, Белого, Вяч.Иванова. Порой кажется, что перед нами новая волна русского романтизма рубежа веков.
Значение символизма для культуры Серебряного века
Символизм стал своего рода стержнем Серебряного века, определив его духовные искания, эстетические ориентиры, культурный код. Символистская образность, мистицизм, утонченность пронизывают всю эпоху.
Даже те, кто полемизировал с символистами (Брюсов, акмеисты), находились с ними в общем русле времени. Символизм задал тон, "правила игры" для всей культуры Серебряного века.
Влияние западного символизма
Нельзя не отметить огромное влияние, которое оказали на русский символизм его западные предшественники - прежде всего, французские символисты во главе с Бодлером, Верленом и Малларме.
От них русские поэты переняли культ музыкальности и певучести стиха, приоритет настроения над сюжетом, а также многие художественные приемы вроде синестезии.
Языковые эксперименты символистов
В погоне за новизной художественного выражения символисты активно экспериментировали с поэтическим языком, стремясь расширить его возможности. Отсюда - пристальный интерес к звуковой инструментовке стиха.
Хрестоматийным примером может служить знаменитое бальмонтовское:
Я - изысканность русской медлительной речи
Звукопись, ассонансы, аллитерации, неологизмы - все это активно использовалось символистами для создания особой музыки стиха.
Символистская драматургия: пьеса как мистерия
Интерес к символизму проявился не только в поэзии, но и в драматургии. Здесь выделяются пьесы А.Блока и Вяч. Иванова, которые создали своего рода модернистскую мистерию - жанр, вбирающий в себя черты ритуального действа.
Пьесы Блока "Роза и Крест", "Песня Судьбы", а также ивановские "Прометей" и "Тантал" тяготеют к синтезу разных видов искусства - поэзии, музыки, пантомимы.
Символизм и модернизм: общее и различное
Символизм принято считать первым модернистским течением в русской культуре, открывшим дорогу всем последующим - авангарду, акмеизму, футуризму.
Вместе с тем, символизм во многом отличается от "классического" модернизма XX века. Если для модернистов характерен радикальный разрыв с традицией, то символисты видели себя продолжателями романтиков, наследниками Пушкина и Тютчева.
Влияние символизма на мировую культуру
Значение русского символизма вышло далеко за пределы национальной культуры. Его образы, символы, философские идеи оказали глубокое воздействие на развитие модернизма в мировом масштабе - от поэзии до кинематографа.
Отзвуки символизма слышны у таких разных художников, как Томас Манн, Герман Гессе, Ингмар Бергман, Федерико Феллини и др.