Величие русского барокко в архитектуре Петербурга

Барокко - удивительное направление в искусстве, которое принесло в Россию великолепные архитектурные ансамбли. Давайте рассмотрим, какие шедевры появились в Санкт-Петербурге благодаря этому стилю.

Истоки барокко в России

Барокко - это архитектурный стиль, для которого характерны динамизм форм, величественные размеры зданий, обилие декора. В России барокко начало развиваться в начале XVIII века в эпоху Петра I. Реформы Петра способствовали расцвету торговли и культурных связей с Европой. Для строительства новых административных и торговых зданий требовались талантливые зодчие.

Петр I отправлял молодых людей учиться зодчеству в Европу, но мастеров все равно не хватало.

Поэтому в Россию были приглашены иностранные архитекторы из Италии, Германии, Франции. Они привнесли европейские каноны барокко, но с учетом климата и строительных материалов в России. Так сформировался особый национальный стиль «русское барокко».

Архитектура Петербурга эпохи барокко

В постройках Петербурга в стиле русского барокко есть общие черты:

  • отделка фасадов не камнем, а штукатуркой с последующей покраской
  • использование ярких цветов - синего, желтого в сочетании с белым и позолотой
  • структурная ясность и простота планировки

Эти особенности придают зданиям Петербурга особый национальный колорит. Большой вклад в формирование архитектурного облика города внесли иностранные зодчие:

  1. Доменико Трезини из Швейцарии
  2. Николо Микетти из Италии
  3. Андреас Шлютер из Германии

Они построили множество шедевров русского барокко в Петербурге: Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий, ансамбли Смольного монастыря и Александро-Невской лавры.

Особняки и дворцы

В эпоху барокко в пригородах Петербурга появились великолепные резиденции знати. Один из шедевров нарышкинского барокко - Лефортовский дворец в Московском районе города, построенный по проекту русского архитектора Дмитрия Аксамитова. Фасады дворца украшены лепниной, расписаны в красно-белую гамму. В плане здание представляет традиционное для Руси замкнутое четырехугольное каре с внутренним двором.

Другой известный особняк эпохи барокко - Меншиковский дворец. Он отличается протяженными галереями вдоль набережной Невы, монументальными интерьерами. Этот дворец часто называют "Северным Версалем".

Однако самой грандиозной резиденцией того времени был дворец Монплезир в Петергофе, построенный по проекту самого Петра I. Это одноэтажный дворец, выкрашенный в теплые оттенки "под кирпич". Особенность Монплезира - галереи, соединяющие центральный корпус с двумя павильонами. Галереи завершают ансамбль, придавая ему законченность.

Церкви эпохи барокко в Петербурге

Одним из символов Санкт-Петербурга является Петропавловский собор в Петропавловской крепости. Этот православный храм с шпилем высотой 122,5 метра - яркий памятник русского барокко в архитектуре. Собор имеет традиционную восьмериковую форму, увенчан луковичными главами. Интерьер украшен резным деревянным иконостасом и позолоченной скульптурой.

Еще один пример церковного зодчества русского барокко - здание Кунсткамеры, построенное по проекту архитекторов Гербеля и Киавери. Это каменное здание с башней, фасад которого декорирован скульптурами аллегорических фигур. Первоначально в Кунсткамере располагались коллекции Петра I.

Великолепный памятник архитектуре русского барокко - Никольский Морской собор на Никольской площади города. Храм имеет ярусную колокольню и купола с позолоченными главами. Фасад собора декорирован коринфскими колоннами, лепными украшениями.

Ансамбли и монастыри

К шедеврам архитектуры эпохи русского барокко в Петербурге относится архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Этот женский монастырь был возведен в середине XVIII века по проекту Варфоломея Растрелли. Ансамбль отличается пышным декором, многоярусной колокольней, величественным собором Рождества Богородицы.

Еще один монастырь Петербурга, выполненный в стиле барокко, - Новодевичий. Отличительная черта этого архитектурного комплекса - разнообразие цветовой гаммы. Храмы и служебные корпуса монастыря имеют яркие фасады - красные, желтые, голубые.

Величие Петропавловской крепости

Петропавловская крепость на Заячьем острове в дельте Невы - это целый архитектурный ансамбль, включающий храмы, оборонительные сооружения и памятники. Строительство крепости велось с 1703 года под руководством Доменико Трезини. Крепость играла важную оборонную роль, здесь была расположена политическая тюрьма. Сегодня Петропавловская крепость - музей под открытым небом, популярная туристическая достопримечательность города.

Отличие петербургского барокко

Петербургское барокко имело свои отличительные черты. Во-первых, это проявление русского национального колорита в архитектуре. Это выражалось в традиционных для России объемно-планировочных решениях (замкнутое четырехугольное каре с внутренним двором), применении цветовой гаммы, характерной для русских храмов (красный, синий, зеленый).

Во-вторых, петербургское барокко органично сочетало европейские тенденции и русские традиции. Иностранные мастера заимствовали российские строительные материалы, приспосабливали свои каноны к местному климату. Так рождались шедевры синтеза культур.

Мастера петербургского барокко

Огромная заслуга в формировании облика Санкт-Петербурга эпохи барокко принадлежит приглашенным Петром I иностранным зодчим. Среди них особо выделяется швейцарец Доменико Трезини. Этот выдающийся архитектор спроектировал Петропавловскую крепость, дворец Twelve Collegium, здание Кунсткамеры.

Еще одна знаменитая династия - семья итальянских архитекторов Растрелли. Основатель династии Бартоломео Растрелли и его сын Варфоломей Растрелли оставили глубокий след в архитектуре Петербурга. Их творения - Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, ансамбль Смольного монастыря.

В становлении русского барокко внесли вклад и талантливые отечественные зодчие - Матвей Казаков, Иван Старов, Василий Баженов. Они создали много шедевров классицизма, который пришел на смену барокко в архитектуре России.

Особенности провинциального барокко

Помимо Санкт-Петербурга, барокко получило развитие и в других городах России. Так, провинциальное барокко имело распространение в Тотьме, Устюге, на Урале, в Сибири. Для него были характерны более простые, чем в столице, формы и обилие деревянных декоративных элементов.

Особое место занимает сибирское барокко. Оно сочетало традиции московского зодчества с заимствованиями из украинского варианта стиля и восточными мотивами. Яркий пример сибирского барокко - Тобольский кремль, Богородско-Казанский собор в Иркутске.

Влияние украинского барокко

На формирование архитектурного облика Петербурга оказало влияние также украинское барокко. Это связано с исторически тесными культурными контактами России и Украины. На западных территориях Российской империи в XVII-XVIII веках строились храмы в традициях казачьего барокко - например, Спасский собор в городе Стародубе Брянской области.

Для петербургской архитектуры характерно использование отдельных мотивов украинского барокко. Это касается форм куполов, декоративного убранства фасадов. Так, в оформлении здания Двенадцати коллегий прослеживается украинское влияние.

Итальянские мотивы

Большую роль в формировании облика Петербурга сыграли итальянские мастера, приехавшие в Россию для работы при дворе Петра I. Их творения отличались использованием ордерной системы, симметрией, изяществом пропорций, богатством лепного декора по мотивам античности.

Яркие образцы "итальянского следа" в Петербурге - это Меншиковский дворец, парадные залы Большого Петергофского дворца, скульптуры атлантов на фасаде здания Двенадцати коллегий.

Отражение европейских влияний

Помимо Италии, на формирование стиля петербургского барокко повлияли и другие европейские культуры. От французских архитекторов пришли градостроительные идеи гармоничного ансамбля, строгой регулярной планировки улиц и площадей.

Немецкое влияние в барокко Петербурга прослеживается в аскетизме декора, лаконизме форм. Голландские мастера внесли вклад в организацию набережных, гидротехнические сооружения в городе.

Композиционные решения

Для архитектуры петербургского барокко характерны определенные композиционные приемы. Это тяготение к геометрической правильности объемов, симметрия, ритм колонн и пилястр на фасаде. Большую роль играет игра светотени, масштабные контрасты открытых и закрытых пространств.

Важнейшим композиционным приемом барокко является декор фасадов. Лепные украшения, скульптуры, колоннады, пилястры создают богатство пластики, игру светотени. Элементы декора органично связаны с архитектурными формами, подчеркивают их выразительность.

Стилистические направления

В развитии русского барокко выделяют несколько этапов. Сначала, в петровскую эпоху, господствовал стиль "петровского барокко" с ярко выраженными европейскими чертами. Затем, при Елизавете Петровне, получает распространение так называемое "елизаветинское барокко", для которого характерно сочетание российских традиций с мотивами западноевропейского рококо.

Отдельного упоминания заслуживают такие разновидности, как "нарышкинское барокко" и "голицынское барокко". Первое опиралось на русские национальные традиции, второе было более "европеизированным", с итальянским уклоном.

Наследие петербургского барокко

Многие шедевры архитектуры петербургского барокко дошли до наших дней. Это - Зимний и Большой Петергофский дворцы, ансамбли Петропавловской крепости, Смольного монастыря, Казанского собора на Невском проспекте. Ведутся реставрационные работы, чтобы сохранить бесценное культурное наследие для потомков.

Традиции барокко получили развитие в последующих архитектурных стилях Петербурга - русском классицизме, ампире, модерне. Можно сказать, что "золотой век" барокко заложил фундамент величия Северной столицы.

Современное использование барокко

Несмотря на то, что эпоха барокко в архитектуре давно миновала, его традиции продолжают использоваться и сегодня. Декоративные элементы в стиле барокко находят применение как в общественных сооружениях, так и в интерьерах частных домов.

Декор фасадов современных зданий

При оформлении фасадов жилых домов, банков, гостиниц порой используются отдельные мотивы барокко. Это могут быть лепные украшения - вазоны, гирлянды, растительный орнамент. Также применяются характерные для барокко скульптурные элементы, колонны, пилястры.

Интерьеры в стиле барокко

Барочные тенденции часто используются и при оформлении жилых интерьеров. Парадные залы с лепниной, колоннами, позолотой, обилием текстиля отсылают к эстетике барокко. Стиль хорошо сочетается с современной мебелью и бытовой техникой.

Ландшафтный дизайн

Мотивы барокко применяют и при оформлении садов, парков, скверов. Используются ровные геометрические формы цветников, фонтаны, скульптуры, беседки. Такие решения придают пространству торжественность и парадность.

Декоративные элементы в стиле барокко популярны и при изготовлении предметов интерьера - мебели, светильников, ваз, часов и т.д. Их отличает пышность форм, обилие золочения, инкрустация.

Комментарии