Традиции узорного ткачества в русской культуре
Узорное ткачество - древнее искусство, уходящее корнями вглубь веков. Сегодня оно переживает новый расцвет благодаря сохранению традиций и интересу современников. Давайте проследим историю развития этого уникального ремесла.
Зарождение узорного ткачества на Руси
На Руси воспитание девочек всегда включало в себя рукоделие. Каждая с самого детства обязана была вышивать и шить, вязать и плести – от обычной крестьянской девочки до княжеской и царской дочери. Русские девушки всегда славились своими нарядами, украшенными невероятно красивыми узорами. Сначала их вышивали, а затем стали ткать на деревянных ткацких станках. Так и появилось узорное ткачество.
Первые упоминания об узорном ткачестве относятся к XII веку. В летописях того времени говорится о том, что киевские и черниговские женщины ткали полотно и украшали его разноцветными узорами. Узорные ткани активно использовались в народных праздниках и обрядах. Невесты в приданое обязательно включали самотканые скатерти, полотенца, занавески. Чем искуснее были выполнены узоры на тканях, тем трудолюбивее считалась девушка.
Изначально для нанесения узоров использовали примитивные техники. Узоры получались геометрическими, вытканными нитями контрастных цветов. В качестве красителей применяли природные ингредиенты - луковую шелуху, мхи, кору деревьев. Получались натуральные оттенки - красный, коричневый, синий, зеленый.
Развитие ремесла в средние века
К XIV веку узорное ткачество получает широкое распространение по городам и весям Древней Руси. Появляются специализированные центры ткачества.
В Москве славились мастерицы ткачихи из Кадашевской и Тверской-Константиновской слобод, а под Ярославлем - из сел Брейтово и Черкасово.
Русские ткани высоко ценились за рубежом. Их активно вывозили в Индию, Среднюю Азию, на Восток. Это свидетельствовало о высоком качестве и мастерстве русских ткачих.
В средневековье появляются новые техники узорного ткачества, которые позволяли создавать более сложные и разнообразные узоры:
- Ажурное ткачество с крупными ажурными вставками.
- Браное ткачество с узорами, выполненными специальной дощечкой-бральницей.
- Выборное ткачество, сочетающее несколько техник.
Расширяется ассортимент используемых материалов и красителей. Помимо льняных нитей стали применять шерстяные и шелковые. Для окраски тканей начали использовать марену, синьку, крапп.
Ткачество в XVIII-XIX веках
Настоящий расцвет узорное ткачество переживает в XVIII-XIX веках. Помимо кустарей-одиночек появляются мануфактуры, где трудятся десятки мастеров. Это позволяет нарастить объемы производства тканей.
Внедряются усовершенствованные ткацкие станки, что увеличивает производительность труда. На смену ручному труду постепенно приходит механизация отдельных операций.
Ассортимент тканей значительно расширяется. Помимо традиционных изделий для интерьера - скатертей, полотенец, занавесок - начали активно выпускать ткани для пошива одежды, обуви, головных уборов.
Крупнейшими центрами ткачества становятся Архангельская, Вологодская, Орловская, Рязанская губернии. Здесь сохраняются вековые традиции народного ремесла, передающиеся из поколения в поколение.
Благодаря высокому качеству и красоте российские ткани пользуются большим спросом в Европе. Их активно экспортируют во Францию, Германию, Англию. Узорное ткачество переживает настоящий расцвет.
Традиции северного ткачества
Для северных районов России - Архангельской, Вологодской, Новгородской областей - характерны свои особенности ткачества.
Главное отличие северных тканей - это их исключительная узорчатость при сдержанности в цветовой гамме. Узоры покрывали обычно лишь край изделия, оставляя основное поле белым. Преобладали традиционные геометрические орнаменты, выполненные аккуратно и детально.
Основными изделиями северного ткачества были скатерти, полотенца, подзоры, предназначенные для украшения дома и интерьера. Их отличали строгие пропорции, ритмичные узоры, сдержанная цветовая гамма.
Одним из центров северного ткачества был Череповецкий район Вологодской области. Здесь особенно ценилось ремизное ткачество с мелкими геометрическими узорами, объединенными в крупные фигуры - квадраты, прямоугольники.
Сегодня традиции череповецкого ткачества продолжает фабрика "Красный ткач", выпускающая разнообразные тканые изделия, в том числе сувенирную продукцию - полотенца, салфетки, скатерти.
Традиции южного ткачества
В южных областях России - Рязанской, Воронежской, Орловской - ткачество отличалось ярким, насыщенным колоритом и обилием декоративных элементов.
Главное назначение южных тканей - украшение народного костюма, в первую очередь женского. Широко использовались пестрые юбки, рубахи, передники, украшенные тканым орнаментом.
В отличие от строгих северных узоров, на юге применяли многоцветные композиции с обилием ярких красок - красный, оранжевый, желтый, зеленый.
Сегодня традиции южного ткачества сохраняют такие фабрики, как Елань-Коленовская в Воронежской области и Ряжская в Рязанской области. Они выпускают пледы, коврики, покрывала с характерным местным колоритом.
Особенности поволжского ткачества
У народов Поволжья - удмуртов, чувашей, татар, башкир - тоже сложились свои яркие традиции узорного ткачества. У каждого народа были характерные особенности орнаментов, цветовой гаммы, техник.
Например, в удмуртских тканях преобладали нежные оттенки - розовый, сиреневый, голубой. Часто встречались мотивы растительных орнаментов и символических фигур.
Сегодня в Удмуртии традиции местного ткачества поддерживает Ижевская фабрика художественных изделий. Она выпускает пледы, коврики, покрывала с традиционными для региона узорами и колоритом.
Возрождение традиций в XX веке
После революции 1917 года и гражданской войны кустарное производство тканей пришло в упадок. Но уже в 1930-х годах началось возрождение художественного ткачества на промышленной основе.
Были созданы фабрики в традиционных центрах этого промысла - Воронеже, Рязани, Череповце. На этих предприятиях стали применяться новые технологии, позволяющие нарастить объемы производства.
В то же время традиции народного искусства оказывали большое влияние на ассортимент и художественные особенности выпускаемой продукции. Изделия узорного ткачества - пледы, ковры, занавеси - пользовались высоким спросом для украшения интерьера.
Так удалось возродить лучшие традиции этого древнего русского промысла в новых условиях XX века.
Разнообразие региональных традиций
Несмотря на общие черты, узорное ткачество в разных регионах России обладало своими яркими особенностями.
В северных районах преобладали строгие геометрические узоры и спокойная цветовая гамма. Южные мастера отдавали предпочтение пестрым многоцветным композициям. У народов Поволжья были распространены растительные и символические мотивы.
Кроме того, в каждой местности бытовали свои традиционные виды изделий. На севере популярны были скатерти и полотенца, на юге - элементы костюма, в Поволжье - коврики и покрывала.
Это многообразие позволяло каждому региону выработать свой неповторимый и узнаваемый стиль ткачества.
Преемственность поколений
Важную роль в развитии узорного ткачества играла преемственность мастерства от поколения к поколению. Навыки передавались от матерей и бабушек к дочерям и внучкам.
Девочек с малых лет обучали основам рукоделия - прядению, ткачеству, вышивке. Когда девушка выходила замуж, она привносила свое мастерство в новую семью.
Благодаря такой преемственности сохранялись техники, композиции, колористические решения, характерные для конкретной местности. Искусство передавалось из поколения в поколение.
Современное развитие традиций
И в наши дни традиционное узорное ткачество не кануло в Лету, а продолжает развиваться. Оно сохраняется как народный промысел в исторических центрах этого ремесла.
Современные мастера опираются на многовековое наследие, но привносят и новые веяния. Появляются авторские интерпретации традиционных мотивов и сюжетов, необычные цветовые решения.
Тканые изделия пользуются спросом у ценителей народного искусства. Узорное ткачество и сегодня остается живым, развивающимся видом декоративно-прикладного творчества.