Психологический настрой — ключ к успеху
Психологический настрой учеников — важнейший фактор успешности всего учебного процесса. Правильно организованное начало урока задает нужный рабочий ритм и настраивает детей на продуктивную деятельность.
Значение психологического настроя на уроке
Психологический настрой на уроке — это комплекс мероприятий, направленных на создание оптимального эмоционального и психологического состояния учащихся перед началом занятий.
Цели психологического настроя:
- Сформировать позитивный настрой и интерес к предмету
- Наладить эмоциональный контакт в классе
- Повысить внимание и вовлеченность учеников
- Подготовить к активной мыслительной деятельности
Преимущества использования приемов настроя:
- Повышение усвояемости материала на 15-20%
- Снижение утомляемости учащихся
- Профилактика дисциплинарных нарушений
- Улучшение психологического климата в классе
Рекомендуется проводить настрой в начале каждого урока, а также перед сложными или важными этапами занятия. Эффект усиливается при использовании разных приемов и чередовании форм подачи информации.
Эффективные приемы настроя на начало урока
Существует множество эффективных приемов для создания нужного психологического настроя у детей перед уроком. Рассмотрим некоторые из них.
Приветствия
Теплое приветствие настраивает детей на позитивный лад и задает дружелюбную атмосферу в классе. Можно использовать такие варианты:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
Обмен настроением
Этот прием помогает выявить эмоциональное состояние каждого ребенка и скорректировать настрой группы:
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
- Я свое настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий. - А у меня спокойное настроение. Я готов работать и не боюсь трудностей.
Физминутки
Физические упражнения благотворно влияют на работоспособность и внимание:
13.Приветствие. Особенность: проводится стоя. 23. "Слон". 24."Хвалилки".
Пожелания и мотивация
Пожелания успехов или хорошего настроения настраивают детей на продуктивную работу и формируют заинтересованность в предмете:
Я желаю вам хорошего настроения. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.
Поддержание рабочего настроя в течение урока
Недостаточно провести качественный настрой лишь в начале занятия. Важно поддерживать необходимый уровень внимания и работоспособности учеников на протяжении всего урока.
Методы активизации внимания
Используйте на уроке различные методы, помогающие вернуть внимание рассеянных учеников и вновь вовлечь их в рабочий процесс:
- Задавайте нестандартные вопросы
- Предлагайте решить интересные головоломки и ребусы
- Рассказывайте любопытные факты и истории
Чередование видов деятельности
Монотонная работа быстро утомляет детей. Разнообразьте формы и методы обучения:
- Чередуйте объяснение материала с его закреплением
- Используйте игровые и соревновательные элементы
- Применяйте аудиовизуальный контент (видео, презентации)
Мотивация и поощрение
Поощрение активных и успевающих учеников будет стимулировать остальных. Примеры мотивирующих приемов:
- Похвала перед классом
- Размещение фото на доске почета
- Бонусные баллы и призы
Ритуал прощания
Завершите урок позитивным ритуалом, который подведет итог пройденному материалу и настроит детей на дальнейшую работу.
Можно использовать такие варианты:
- Попросить поднять руку тех, кому понравился урок
- Поаплодировать старательным ученикам
- Пожелать всем хорошего дня
Такой ритуал закрепит положительные эмоции и желание посещать ваши уроки.
Роль учителя в формировании психологического климата
На настрой учеников и атмосферу в классе влияет не только выбор методов, но и личность самого педагога.
Личность и имидж учителя
Учитель должен быть для детей эталоном интеллигентности, такта и доброжелательности. Важны такие качества, как:
- Оптимизм и жизнерадостность
- Яркая и грамотная речь
- Аккуратный стильный внешний вид
Умение заинтересовать темой
Воодушевленный рассказ учителя вызовет отклик учеников и поможет увлечь их предметом:
С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. Поверьте, сегодня я приготовила для вас много интересных заданий!
Забота об эмоциональном благополучии
Учитель должен уметь распознавать проблемы в поведении ребенка и оказывать ему психологическую поддержку. Например, если вы заметили, что школьник расстроен или подавлен, можно:
- Поинтересоваться его самочувствием в мягкой форме
- Предложить поделиться с вами своими переживаниями
- Оказать знаки внимания в ходе урока для улучшения настроения
Гармоничное развитие ребенка немыслимо без психологического комфорта.
Профилактика эмоционального выгорания
Учителя также подвержены стрессам, связанным со своей работой. Избежать профессионального выгорания помогут:
- Рациональное использование рабочего времени
- Регулярный отдых
- Вечерние прогулки на свежем воздухе
Психологический настрой вне учебной деятельности
Положительный настрой - залог успеха не только в рамках школьного обучения, но и в нашей повседневной жизни.
Утренние ритуалы
Начинайте каждый день с действий, которые зададут нужное эмоциональное состояние:
- Утренняя гимнастика или пробежка
- Холодный душ для бодрости
- Любимая веселая музыка
Питание и физическая активность
Правильное питание и физические упражнения повышают настроение и способствуют успеху:
- Завтрак с белком (яйца, творог)
- Свежие овощи и фрукты
- 30-минутная прогулка каждый день
Хобби и творчество
Творческое занятие, пусть даже 30 минут в день, позволит расслабиться и получить эмоциональный заряд:
- Игра на музыкальном инструменте
- Фотография
- Изучение языка