Характерные особенности мифологического мировоззрения и мышления
Мифология - уникальный пласт культуры, позволяющий заглянуть в глубь веков и понять мироощущение древних людей. Какие особенности присущи мифологическому мышлению и как оно повлияло на становление цивилизации? Давайте разберемся.
Сущность мифологического мировоззрения
Мифологическое мировоззрение - это исторически первая форма осмысления мира, возникшая на заре человечества. Оно представляет собой целостное, недифференцированное восприятие окружающей действительности, в котором отсутствует разделение на субъект и объект. Элементы мифологического сознания сохраняются в культуре любой исторической эпохи, поскольку отвечают глубинным психологическим потребностям человека.
Основными чертами мифологического мышления являются:
- Синкретизм - нерасчлененность, слитность представлений.
- Образность - мифы оперируют чувственными образами, а не абстрактными понятиями.
- Целостность - в мифе все элементы тесно взаимосвязаны.
В мифологических воззрениях отсутствуют логические противоречия, а разные стороны бытия непосредственно перетекают друг в друга. Миф создает особую, целостную картину мира.
Характерные особенности мифологического мышления
Мифологическое мышление обладает рядом уникальных особенностей, отличающих его от рациональных форм постижения бытия. Мифологическое мировосприятие какого-либо явления связано с игнорированием реальных причинных связей этого явления; в лучшем случае внимание обращается на пространственно-временные связи. Для мифологического сознания как указывает Гегель в своей «Философии истории» характерно особое восприятие времени.
Во-первых, для него характерен антропоморфизм - склонность наделять неодушевленные предметы и явления человеческими чертами. Солнце, растения или животные в мифах действуют как люди, имеют человеческий облик и побуждения.
Во-вторых, присущий мифологическому сознанию анимизм, т.е. вера в существование душ и духов, одушевляющих всю природу.
В-третьих, в мифологии отсутствует различие между реальным и воображаемым. Миф не отделяет вымысел от действительности. Сновидения или галлюцинации так же реальны, как и впечатления наяву.
В-четвертых, мифологическое мышление опирается на ассоциативную логику, мышление по аналогии и использование символов. Особое значение придается сходству, а не причинно-следственным связям.
Наконец, мифология носит традиционный характер. Она опирается на коллективные представления и архетипы, а не индивидуальное творчество. Мифы передаются из поколения в поколение практически в неизменном виде.
Функции мифологии в древних обществах
Несмотря на кажущуюся примитивность, миф выполнял важнейшие функции в жизни первобытных людей.
- Мифы помогали структурировать хаотичный мир, вносить в него порядок и предсказуемость.
- Они объединяли людей вокруг общих символов и ритуалов.
- Мифы сакрализовывали традиции, обычаи, нормы поведения, придавая им высший смысл.
- Передавали от поколения к поколению житейский опыт и знания.
Таким образом, мифология выступала важным средством освоения мира, адаптации к нему человека и обеспечения целостности первобытного общества. Эти функции во многом сохраняются и в современном мире.
Воплощение мифологического мышления в фольклоре и искусстве
Мифологические воззрения нашли яркое воплощение в устном народном творчестве и изобразительном искусстве всех времен и народов.
Сказки, легенды, песни, пословицы и поговорки несут в себе следы древних мифов. Образы и сюжеты мифологии присутствуют в произведениях классической литературы от античных авторов до Пушкина и Гете.
В изобразительном искусстве мифологические мотивы также занимают важное место. Они присутствуют в наскальной живописи первобытных людей, в произведениях Древнего Египта и Античности, в картинах эпохи Возрождения.
Таким образом, мифология оказала огромное влияние на развитие culture, став неисчерпаемым источником сюжетов и образов.
Миф и религия
Мифология тесно связана с зарождением религиозных верований. Миф выступает основой, фундаментом религии. Образы богов и духов, пантеоны многих религий восходят к мифам.
В то же время мифологическое и религиозное мировосприятие имеют принципиальные различия. Если в мифе человек и природа слиты, то религия противопоставляет мирское и сакральное. Религия апеллирует к сверхъестественному, трансцендентному началу.
Тем не менее особенности мифологического мировоззрения сохраняются и в развитых религиозных системах в виде символических представлений, ритуалов, образности культа.
Миф и наука
Некоторые исследователи рассматривают мифологию как протонауку, первую попытку концептуального объяснения явлений природы и общества. Действительно, миф содержит зачатки научных знаний о мире в образно-символической форме.
Однако принципиальное отличие научного и мифологического мышления заключается в том, что наука опирается на логику, факты, причинно-следственные связи и постоянно пересматривает свои выводы, в то время как миф апеллирует к вере и традиции.
Тем не менее отдельные особенности мифологического сознания сохраняются и в современном научном мировоззрении, например, в виде идеализированных моделей или концептуальных метафор.
Миф и философия
Философия изначально формировалась как преодоление и рационализация мифологического мировоззрения. Для философии характерны понятийность, стремление к логической непротиворечивости, поиск разумных оснований.
Однако мифологемы оказали серьезное влияние и на раннюю философию. Многие древнегреческие философы использовали мифы как форму выражения своих идей. Элементы мифопоэтического мышления сохраняются в философии и в дальнейшем.
Философия по-прежнему обращается к анализу феномена мифа, его природы, функций и взаимосвязи с мировоззрением человека. Изучение мифологии помогает глубже понять человеческое мышление и культуру.
Мифология и искусство модерна
На рубеже XIX-XX веков обращение к мифу становится характерной чертой модернизма в искусстве. Миф воспринимается как источник обновления художественных форм.
Писатели-модернисты активно используют мифологические сюжеты и образы, переосмысливая их в духе своего времени. Мифотворчество присуще произведениям Д. Джойса, Т. Манна, Ф. Кафки.
Художники-модернисты также обращаются к мифологии как источнику новой символики. Мифические мотивы появляются в полотнах П. Гогена, М. Шагала, С. Дали.
Композиторы модерна используют архаическую образность, ритмы, лады, прибегают к стилизации под народное творчество. Это заметно в музыке К. Дебюсси, И. Стравинского, Б. Бартока.
Миф и утопия
Социальные утопии Нового времени можно рассматривать как секуляризированный вариант мифа. Подобно мифу, утопия создает образ идеального миропорядка и служит моделью для подражания.
Утопии опираются на мифологему золотого века, потерянного рая. Но в отличие от традиционного мифа, утопия ориентирована не на прошлое, а на будущее, на построение рационально организованного общества.
В XX веке политические мифы и утопии оказали огромное влияние на массовое сознание. Коммунистические и нацистские идеологии также апеллировали к квазирелигиозным мифам.
Миф и массовая культура
Массовая культура XX-XXI веков также активно эксплуатирует мифологическую образность. Миф выступает как универсальный язык, позволяющий затрагивать архетипические структуры коллективного бессознательного.
Герои комиксов и блокбастеров часто воспроизводят традиционные мифологические сюжеты и характеры. Реклама также нередко использует образы и символы, имеющие мифологическое происхождение.
Таким образом, мифологемы продолжают активно эксплуатироваться массовой культурой, трансформируясь в современные формы.
Миф в повседневности современного человека
Несмотря на господство научной картины мира, в обыденном сознании современного человека сохраняются мифологические представления, суеверия, вера в паранормальное.
Элементы мифомышления проявляются в мифологизации истории, когда исторические события и личности наделяются сакральным смыслом. Мифологичны многие политические идеологии и культы личности лидеров.
Разного рода оккультные учения, эзотерика, астрология также эксплуатируют мифологическое сознание с его верой в тайные силы и стремлением к иррациональному постижению мира.
Мифология как феномен культуры
Мифологическое мировоззрение сыграло огромную роль в культурогенезе, становлении человеческой цивилизации. На основе мифов формировались первые религиозные и философские представления, произведения искусства, нормы морали.
Благодаря способности мифа организовывать хаотичный опыт в целостную картину мира, первобытный человек смог адаптироваться к окружающей среде и заложить основы культуры.
Вместе с тем мифологическое мышление несет в себе и опасности догматизма, иррационализма, манипулирования сознанием. Поэтому необходим критический подход к современным проявлениям мифологизма.
Позитивные функции современной мифологии
Несмотря на господство научной картины мира, миф продолжает выполнять ряд позитивных функций в культуре:
- Мифы несут глубинные психологические смыслы, затрагивающие бессознательное.
- Они служат источником художественных образов и сюжетов.
- Выступают как своего рода "культурный код", помогающий идентификации.
- Придают сакральное измерение обыденной жизни.
Таким образом, мифология продолжает обогащать культуру, удовлетворяя извечные духовные потребности человека.
Опасности современного мифологизма
Вместе с тем мифомышление таит в себе серьезные угрозы:
- Миф может подменять реальность иллюзиями.
- Оправдывать насилие и жертвы ради "высшей цели".
- Служить средством манипулирования и контроля сознания.
- Порождать экстремизм и фанатизм.
Поэтому необходим критический подход, позволяющий использовать позитивный потенциал мифа и минимизировать его негативное воздействие.
Миф как вечная потребность человеческого духа
Несмотря на эволюцию форм общественного сознания, стремление к мифотворчеству остается неистребимой частью человеческой природы. Это связано с психологическими особенностями homo sapiens как биологического вида.
Склонность к созданию иррациональных нарративов, придающих жизни высший смысл, является имманентной чертой человеческого духа. Поэтому миф будет продолжать существовать до тех пор, пока существует человек.
Задача культуры - найти баланс между стремлением к мифотворчеству и развитием рационального, критического мышления, позволяющего конструктивно использовать потенциал мифа, не допуская его негативных проявлений.