Агностицизм Канта — метафизика за пределами опыта
Кант призывал не выходить за рамки возможного опыта. Его философия ограничила человеческое познание, но открыла путь к вере. Давайте разберемся, почему Кант считал мир непознаваемым и какую роль играет агностицизм в его системе.
1. Причины агностицизма Канта
Кант пришел к идеям агностицизма, анализируя тупиковую ситуацию в философии его времени. Рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) полагали, что истинное знание может быть получено посредством чистого разума. Эмпирики (Локк, Беркли, Юм) утверждали, что единственным источником знаний является опыт. Обе позиции зашли в тупик при решении фундаментальных философских вопросов.
Кант отметил, что традиционная метафизика как наука о сверхчувственных сущностях (Бог, душа, мир в целом) не смогла подтвердить свои положения надежными доказательствами. Человеческий разум оказался неспособен постичь умопостигаемые сущности вещей, о чем свидетельствует история бесплодных метафизических споров.
Так Кант пришел к выводу, что проблема не в окружающей действительности, а в самом разуме, который имеет непреодолимые границы в познании мира. Эту позицию Канта и называют агностицизмом (от греч. agnostos - непознаваемый).
2. Различие "вещи в себе" и "вещи для нас"
Кант различал вещь в себе (новоумопостигаемое) - объект как он существует независимо от нашего сознания, и вещь для нас - объект, данный в нашем опыте и познании.
Первое есть подлинная реальность, которая недоступна и непознаваема для человеческого разума. Мы не можем познать вещь в себе, а имеем дело лишь с вещью для нас, являющейся продуктом нашего сознания.
Наш разум не созерцает, а только размышляет, следовательно, он имеет дело не с предметами, а только со своими понятиями о предметах. Вещи, которые мы созерцаем, не те, что сами по себе, а только явления, т. е. представления нашей чувственности.
Так Кант пришел к идеалистическому выводу, что мир, данный нам в ощущениях, - это лишь явление, за которым скрывается непознаваемая "вещь в себе".
3. Априорные формы чувственности
Хотя "вещь в себе" непознаваема, в нашем опыте объект предстает как "вещь для нас", обладающая такими свойствами, как протяженность, длительность, причинная обусловленность. Это не реальные свойства самой вещи, а лишь формы нашей чувственности и рассудка, которые Кант назвал априорными (доопытными).
К ним Кант относит:
- Пространство и время как априорные формы созерцания .
- 12 категорий как априорные формы рассудка: количество, качество, отношение, модальность.
Эти субъективные формы упорядочивают наш опыт, но не присущи самим вещам. Поэтому они не дают истинного знания о мире, а лишь о его видимости для нас.
4. Антиномии чистого разума
Попытки чистого разума выйти за пределы возможного опыта приводят к противоречиям, которые Кант назвал антиномиями. Он сформулировал 4 антиномии:
-
Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.
Антитезис: Мир вечен и бесконечен.
-
Тезис: Все в мире состоит из простых элементов.
Антитезис: Ничто не состоит из простого, все составное.
-
Тезис: В мире существует свобода.
Антитезис: Все в мире необходимо и закономерно обусловлено.
-
Тезис: В мире есть первоначальная причина всего сущего.
Антитезис: Нет никакой первоначальной причины, все причинно обусловлено.
Эти антиномии, по Канту, доказывают принципиальную ограниченность человеческого разума, ведущую к неизбежным противоречиям при попытках познания вещей в себе.
5. Агностицизм как отказ от традиционной метафизики
Агностицизм Канта означал радикальный отказ от традиционной метафизики, претендующей на знание сверхчувственных объектов. Разум не может доказать ни бытия Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. Это вопросы веры, а не знания.
Кант подчеркивал, что его агностицизм - это не отрицание метафизических истин, а лишь констатация границ человеческого разума. Метафизические объекты могут существовать, но о них нельзя получить теоретическое знание.
Так Кант очистил знание от догматической метафизики, основанной на вере, а не научном познании. Философия должна исходить из пределов, которые разум ставит себе сам.
6. Практический разум и вера
Хотя чистый разум и ограничен, по Канту, у человека есть и практический разум, связанный с моралью и волей. Он обращен вовнутрь нас и подчиняется моральному закону - категорическому императиву.
Согласно практическому разуму, человек постулирует идеи бессмертия души, свободы и Бога, без которых мораль теряет смысл. Эти идеи не могут быть доказаны теоретически, но принимаются верой.
Я должен отважиться на это знание и не позволить отнять у меня веру в то, что без этого предположения нравственный закон должен терять всякое значение.
Так вера компенсирует ограниченность знания и дает ответы там, где разум бессилен. Агностицизм Канта приводит к религии, основанной на морали.
7. Влияние агностицизма Канта
Агностицизм Канта оказал огромное влияние на последующую философскую мысль. Он подверг критике традиционную онтологию и метафизику, с их претензиями на объективное знание о сверхчувственном.
Последователи Канта развили его идеи в сторону субъективного идеализма и феноменализма. Мир предстал перед ними как совокупность субъективных представлений и ощущений человека. Они отрицали возможность познания вещей в себе.
В дальнейшем агностические мотивы проявились в позитивизме, прагматизме, аналитической философии. Эти направления также исходили из ограниченности познания феноменальным миром и отрицали возможность метафизики.
8. Критика агностицизма
Агностицизм Канта подвергся критике со стороны разных философских направлений.
Материалисты обвиняли Канта в субъективном идеализме, так как он сводил реальный мир к содержанию индивидуального сознания. Они считали, что агностицизм противоречит практике и отрицает объективное знание.
Другие философы упрекали Канта в том, что его агностицизм ведет к скептицизму и релятивизму, поскольку подрывает саму возможность достоверного знания о мире и объективной истины.
Последователи Канта пытались преодолеть ограниченность его теории познания, допуская познание вещей в себе интуитивно или с помощью интеллектуального созерцания.
9. Защита агностицизма
Сторонники Канта защищали его агностицизм от критики. Они подчеркивали различие между гносеологическим и онтологическим агностицизмом.
Гносеологический агностицизм Канта означает лишь ограниченность познавательных способностей человека, но не отрицает существование объективного мира. Онтологический же агностицизм действительно ведет к субъективному идеализму.
Они указывали, что Кант лишь призывал к осторожности в суждениях о трансцендентном, что близко к позиции философского скептицизма, но не является полным отрицанием метафизики.
10. Агностицизм сегодня
Проблема границ познания остается актуальной и в современной философии. Ряд мыслителей критикуют сциентизм и натурализм за неоправданную веру в всемогущество науки.
В споре реализма и антиреализма сторонники антиреализма развивают агностические идеи о непознаваемости мира в себе и конструктивном характере научных теорий.
Таким образом, проблематика, поставленная Кантом, не потеряла актуальности и продолжает обсуждаться по сей день.
11. Значение агностицизма Канта
Агностицизм Канта сыграл важную роль в развитии философской мысли. Он означал отказ от наивного догматизма в познании мира. Кант обосновал принципиальные границы человеческого разума.
Его заслуга в том, что он очертил сферу веры и сферу знания. Агностицизм противостоял метафизическим претензиям разума ради обоснования религиозной веры.
Кант изменил представления о субъекте и объекте познания. Он показал конструктивную роль сознания в формировании опыта. Это оказало влияние на всю последующую эпистемологию.
12. Критика трансцендентальной философии Канта
Трансцендентальная философия Канта, в основе которой лежит агностицизм, также подвергалась критике.
Канта обвиняли в субъективизме и феноменализме, поскольку он считал, что мы познаем не объективную реальность, а только явления в нашем сознании.
Другой упрек состоял в том, что Кант отрывает познание от практики и не учитывает роль общественно-исторической деятельности в формировании знания.
Ряд философов предпринимали попытки пересмотра трансцендентальной философии, чтобы преодолеть ее внутренние противоречия и ограниченность.
13. Защита трансцендентальной философии
Сторонники Канта защищали его трансцендентальную философию от критики. Они утверждали, что Кант не был солипсистом и признавал existence объективной реальности.
Они считали, что Кант лишь проанализировал механизмы работы сознания, но не отрицал мир вне его. Кант исследовал предпосылки и границы познания.
Защитники Канта указывали на огромное значение его трансцендентальной философии для развития теории познания. Она оказала влияние на весь ход развития эпистемологии.
14. Современные интерпретации агностицизма Канта
В современной философии предпринимаются новые попытки интерпретации агностицизма Канта.
Одни авторы видят в нем прообраз современного антиреализма и конструктивизма в теории познания. Другие сближают Канта с современной философией сознания.
Ряд мыслителей пытаются соединить идеи Канта с достижениями когнитивной науки о механизмах работы сознания. Так Кант остается актуальным и для философии XXI века.
15. Перспективы изучения агностицизма Канта
Изучение агностицизма Канта может развиваться в нескольких направлениях.
Во-первых, это дальнейший историко-философский анализ его концепции в контексте эпохи. Во-вторых, исследование влияния Канта на последующую философию. В-третьих, сопоставление его идей с современными дискуссиями в теории познания.
Изучение Канта позволит лучше понять предпосылки и основания научного знания, что важно для философии науки.
16. Агностицизм Канта в контексте немецкой классической философии
Агностицизм Канта был тесно связан с общим развитием немецкой классической философии.
С одной стороны, он продолжил линию критики рационалистической метафизики, начатую еще Д. Юмом. С другой стороны, агностицизм Канта полемически был направлен против материализма французских просветителей.
После Канта немецкий идеализм попытался преодолеть ограниченность его агностицизма. Гегель критиковал отрыв мышления от бытия и противопоставление субъекта и объекта. Но проблематика Канта не утратила актуальности.
17. Эволюция взглядов Канта на проблему познания
Взгляды Канта на познание и агностицизм эволюционировали на протяжении его творчества.
В ранний период Кант был близок к рационализму и оптимистично оценивал познавательные возможности разума. Затем, под влиянием Юма, он пришел к агностицизму в отношении метафизики.
Но даже в критический период Кант допускал познание «вещей для нас» и практический разум. Его взгляды не были однозначны и претерпели определенную эволюцию.
18. Спор реализма и антиреализма в современной философии
Современный спор реализма и антиреализма отчасти перекликается с проблематикой Канта.
Реалисты утверждают познаваемость объективного мира, тогда как антиреалисты сомневаются в этом. Последние близки к агностицизму.
Однако есть и отличия. Современные дискуссии ведутся на основе логики и философии науки. Агностицизм Канта опирался на априоризм и был связан с опытом индивида.
19. Агностицизм в современных теориях познания
Элементы агностицизма присутствуют и в некоторых современных концепциях познания.
К примеру, сторонники социального конструктивизма считают, что научные теории не отражают реальность, а конструируют ее. Философия постмодернизма также скептически оценивает познавательные возможности разума.
Вместе с тем, это не тот априорный агностицизм Канта, ограничивший разум ради веры. Современные подходы опираются на другие основания.
20. Перспективы дальнейшего изучения агностицизма
Агностицизм Канта до сих пор вызывает дискуссии в философии. В дальнейшем можно изучать:
- Связь агностицизма Канта с его этическими и религиозными взглядами.
- Различия между классическим и современным агностицизмом.
- Роль агностицистских идей в современных дебатах реализма и антиреализма.
Агностицизм Канта по-прежнему актуален для понимания природы, возможностей и границ человеческого познания.