Возрастная периодизация Эльконина: ключевые этапы развития

Эльконин внес огромный вклад в изучение психического развития детей. Его периодизация - фундаментальная основа современной возрастной психологии. Давайте разберемся в ключевых этапах становления личности от рождения до 17 лет.

Теоретические предпосылки периодизации Эльконина

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина основана на идеях таких выдающихся психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Эльконин интегрировал их представления о социокультурной обусловленности детского развития, роли общения и деятельности в этом процессе.

Ключевым положением периодизации Эльконина является выделение двух линий развития ребенка:

  • операционно-технической;
  • мотивационно-потребностной.

Первая связана с освоением способов действия с предметами, развитием познавательной сферы. Вторая касается формирования мотивов, эмоций, личностных качеств.

Эти две линии развития реализуются в ведущих видах деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Например, в раннем возрасте такой деятельностью является предметно-манипулятивная. А в подростковом - общение со сверстниками.

Возраст определяется не только естественным созреванием, но и через систему деятельностей, в которые включен ребенок, через его социальную ситуацию развития.

Л.С. Выготский

Понятие "социальной ситуации развития" также взято Элькониным у Выготского. Оно означает те общественные отношения, в которых находится ребенок на каждом этапе.

Общая структура периодизации

Согласно Эльконину, все детство условно делится на 3 эпохи:

  1. раннее детство;
  2. детство;
  3. подростничество.

Каждая эпоха включает 2 периода, в которых поочередно доминирует либо мотивационно-потребностная, либо операционно-техническая сфера развития:

Период 1 Приоритет мотивационно-потребностной сферы
Период 2 Приоритет операционно-технической сферы

Переход от эпохи к эпохе и от периода к периоду осуществляется через возрастные кризисы. Они возникают из-за несоответствия уровней развития двух сфер. К примеру, операционально-технические возможности ребенка переросли сложившиеся мотивы и потребности.

Давайте последовательно разберем основные периоды детского развития в периодизации Д.Б. Эльконина.

Возрастная периодизация Эльконина

Первый этап, с которого начинается психическое развитие ребенка, - это младенчество. Его продолжительность - от рождения до 1 года. Выделяют две фазы: раннее (0-6 месяцев) и позднее (6-12 месяцев) младенчество.

Данный возраст начинается с кризиса новорожденности, приходящегося на первые дни и недели жизни. Младенец абсолютно беспомощен и полностью зависит от взрослого в удовлетворении своих потребностей. Но у него еще нет средств для общения с этим взрослым. Это противоречие и порождает кризис.

К 2-3 месяцам кризис разрешается благодаря появлению так называемого "комплекса оживления" - первых средств непосредственного эмоционального общения. Ребенок начинает улыбаться, гулить, реагировать на лицо матери. Так зарождается его собственная психическая жизнь.

В течение младенчества интенсивно развивается восприятие - зрительное, слуховое, тактильное. К концу первого года появляются предпосылки овладения предметными действиями - ребенок начинает самостоятельно брать игрушки, манипулировать ими.

Однако мотивационно-потребностная сфера развита сильнее, чем операционно-техническая. И к 1 году это приводит к новому кризису. Ребенок хочет быть более самостоятельным и активно действовать с предметами. Но его реальные физические и интеллектуальные возможности еще ограничены.

Так завершается младенческий возраст и начинается следующий этап - раннее детство.

Раннее детство

Следующий период детского развития охватывает возраст от 1 года до 3 лет. Он также делится на две фазы: раннее (1-2 года) и позднее (2-3 года) раннее детство.

Ведущим видом деятельности здесь становится предметно-манипулятивная. Ребенок активно действует с игрушками и предметами, познавая их свойства. Взрослый при этом выполняет роль партнера, помогая освоить способы действий.

Интенсивно развиваются движения и речь. Сначала преобладает понимание обращенной речи (импрессивная). А к 2 годам активизируется и собственная речевая активность ребенка (экспрессивная речь).

Кризис 3 лет

К 3 годам ребенок достигает высокого уровня развития предметно-манипулятивной деятельности и овладения речью. Его физические и интеллектуальные возможности значительно расширились.

Но при этом мотивационно-потребностная сфера отстает в развитии. У ребенка появляется стремление к самостоятельности и волеизъявлению. Но взрослые пока не готовы предоставить ему эту самостоятельность.

Это противоречие и порождает кризис 3 лет, который проявляется в упрямстве и строптивости. Ребенок пытается настоять на своем, заявить о своей отдельности. Этот кризис знаменует переход к следующей стадии развития.

Дошкольный возраст

С 3 до 6 лет ребенок находится на стадии дошкольного детства. Центральным новообразованием здесь становится воображение и формирование внутреннего плана мышления.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воссоздает действия взрослых, отношения между людьми, правила поведения в обществе. Игра позволяет реализовывать первичные желания и мотивы.

В дошкольном возрасте активно развивается воображение, что позволяет ребенку действовать не только в плане реального, но и возможного. Он может представить себе действие до его осуществления.

Кризис 7 лет

К 6-7 годам складывается противоречие между развитием воображения и возможностями его реализации в тех видах деятельности, которые доступны ребенку. Ребенок начинает интересоваться школой как новым местом приложения своих способностей. Но его еще не принимают в этот "мир взрослых".

Это противоречие приводит к кризису 7 лет, после которого наступает новая эпоха детства - младший школьный возраст.

Младший школьный возраст

Период от 7 до 10 лет связан с началом систематического школьного обучения. Центральным новообразованием здесь является овладение основными навыками - чтением, письмом, счетом.

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок осваивает теоретические основы различных областей знания, учится удерживать учебную задачу, следовать правилам, оценивать результаты своей работы.

Постепенно складывается произвольность - умение организовывать и регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с поставленной целью. Ребенок учится управлять вниманием, памятью, мышлением при решении учебных задач.

Развитие самосознания

Наступает очередной возрастной кризис в 11-12 лет, ознаменованный началом перехода к подростковому возрасту. Он связан с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии - осознанию и оценке собственных поступков, черт характера, взаимоотношений с другими.

Бурное физиологическое развитие опережает развитие личностной и эмоционально-волевой сферы. Подросток оказывается психологически не готов принять происходящие с ним изменения. Это может приводить к возникновению тревожности, нарушению поведения.

Общение со сверстниками

Далее наступает собственно подростковый период, длящийся с 12-13 до 15 лет. Центральное новообразование здесь - это чувство взрослости. Подросток ищет свое место в мире взрослых.

Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Возникает потребность в личных отношениях, взаимопонимании. Оценки и мнение друзей приобретают особую значимость.

Кризис 15 лет

К 15 годам у подростка накапливается определенный социальный опыт общения и взаимодействия. Но в обществе к нему все еще относятся как к ребенку. Это противоречие порождает новый кризис независимости.

Подросток хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, предоставляли больше самостоятельности и ответственности. Однако старшие пока не готовы делегировать ему эти полномочия. Этот конфликт интересов может обострять отношения подростка с родителями и учителями.

Комментарии