Возрастная периодизация Эльконина: ключевые этапы развития
Эльконин внес огромный вклад в изучение психического развития детей. Его периодизация - фундаментальная основа современной возрастной психологии. Давайте разберемся в ключевых этапах становления личности от рождения до 17 лет.
Теоретические предпосылки периодизации Эльконина
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина основана на идеях таких выдающихся психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Эльконин интегрировал их представления о социокультурной обусловленности детского развития, роли общения и деятельности в этом процессе.
Ключевым положением периодизации Эльконина является выделение двух линий развития ребенка:
- операционно-технической;
- мотивационно-потребностной.
Первая связана с освоением способов действия с предметами, развитием познавательной сферы. Вторая касается формирования мотивов, эмоций, личностных качеств.
Эти две линии развития реализуются в ведущих видах деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Например, в раннем возрасте такой деятельностью является предметно-манипулятивная. А в подростковом - общение со сверстниками.
Возраст определяется не только естественным созреванием, но и через систему деятельностей, в которые включен ребенок, через его социальную ситуацию развития.
Л.С. Выготский
Понятие "социальной ситуации развития" также взято Элькониным у Выготского. Оно означает те общественные отношения, в которых находится ребенок на каждом этапе.
Общая структура периодизации
Согласно Эльконину, все детство условно делится на 3 эпохи:
- раннее детство;
- детство;
- подростничество.
Каждая эпоха включает 2 периода, в которых поочередно доминирует либо мотивационно-потребностная, либо операционно-техническая сфера развития:
Период 1 | Приоритет мотивационно-потребностной сферы |
Период 2 | Приоритет операционно-технической сферы |
Переход от эпохи к эпохе и от периода к периоду осуществляется через возрастные кризисы. Они возникают из-за несоответствия уровней развития двух сфер. К примеру, операционально-технические возможности ребенка переросли сложившиеся мотивы и потребности.
Давайте последовательно разберем основные периоды детского развития в периодизации Д.Б. Эльконина.
Возрастная периодизация Эльконина
Первый этап, с которого начинается психическое развитие ребенка, - это младенчество. Его продолжительность - от рождения до 1 года. Выделяют две фазы: раннее (0-6 месяцев) и позднее (6-12 месяцев) младенчество.
Данный возраст начинается с кризиса новорожденности, приходящегося на первые дни и недели жизни. Младенец абсолютно беспомощен и полностью зависит от взрослого в удовлетворении своих потребностей. Но у него еще нет средств для общения с этим взрослым. Это противоречие и порождает кризис.
К 2-3 месяцам кризис разрешается благодаря появлению так называемого "комплекса оживления" - первых средств непосредственного эмоционального общения. Ребенок начинает улыбаться, гулить, реагировать на лицо матери. Так зарождается его собственная психическая жизнь.
В течение младенчества интенсивно развивается восприятие - зрительное, слуховое, тактильное. К концу первого года появляются предпосылки овладения предметными действиями - ребенок начинает самостоятельно брать игрушки, манипулировать ими.
Однако мотивационно-потребностная сфера развита сильнее, чем операционно-техническая. И к 1 году это приводит к новому кризису. Ребенок хочет быть более самостоятельным и активно действовать с предметами. Но его реальные физические и интеллектуальные возможности еще ограничены.
Так завершается младенческий возраст и начинается следующий этап - раннее детство.
Раннее детство
Следующий период детского развития охватывает возраст от 1 года до 3 лет. Он также делится на две фазы: раннее (1-2 года) и позднее (2-3 года) раннее детство.
Ведущим видом деятельности здесь становится предметно-манипулятивная. Ребенок активно действует с игрушками и предметами, познавая их свойства. Взрослый при этом выполняет роль партнера, помогая освоить способы действий.
Интенсивно развиваются движения и речь. Сначала преобладает понимание обращенной речи (импрессивная). А к 2 годам активизируется и собственная речевая активность ребенка (экспрессивная речь).
Кризис 3 лет
К 3 годам ребенок достигает высокого уровня развития предметно-манипулятивной деятельности и овладения речью. Его физические и интеллектуальные возможности значительно расширились.
Но при этом мотивационно-потребностная сфера отстает в развитии. У ребенка появляется стремление к самостоятельности и волеизъявлению. Но взрослые пока не готовы предоставить ему эту самостоятельность.
Это противоречие и порождает кризис 3 лет, который проявляется в упрямстве и строптивости. Ребенок пытается настоять на своем, заявить о своей отдельности. Этот кризис знаменует переход к следующей стадии развития.
Дошкольный возраст
С 3 до 6 лет ребенок находится на стадии дошкольного детства. Центральным новообразованием здесь становится воображение и формирование внутреннего плана мышления.
Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воссоздает действия взрослых, отношения между людьми, правила поведения в обществе. Игра позволяет реализовывать первичные желания и мотивы.
В дошкольном возрасте активно развивается воображение, что позволяет ребенку действовать не только в плане реального, но и возможного. Он может представить себе действие до его осуществления.
Кризис 7 лет
К 6-7 годам складывается противоречие между развитием воображения и возможностями его реализации в тех видах деятельности, которые доступны ребенку. Ребенок начинает интересоваться школой как новым местом приложения своих способностей. Но его еще не принимают в этот "мир взрослых".
Это противоречие приводит к кризису 7 лет, после которого наступает новая эпоха детства - младший школьный возраст.
Младший школьный возраст
Период от 7 до 10 лет связан с началом систематического школьного обучения. Центральным новообразованием здесь является овладение основными навыками - чтением, письмом, счетом.
Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок осваивает теоретические основы различных областей знания, учится удерживать учебную задачу, следовать правилам, оценивать результаты своей работы.
Постепенно складывается произвольность - умение организовывать и регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с поставленной целью. Ребенок учится управлять вниманием, памятью, мышлением при решении учебных задач.
Развитие самосознания
Наступает очередной возрастной кризис в 11-12 лет, ознаменованный началом перехода к подростковому возрасту. Он связан с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии - осознанию и оценке собственных поступков, черт характера, взаимоотношений с другими.
Бурное физиологическое развитие опережает развитие личностной и эмоционально-волевой сферы. Подросток оказывается психологически не готов принять происходящие с ним изменения. Это может приводить к возникновению тревожности, нарушению поведения.
Общение со сверстниками
Далее наступает собственно подростковый период, длящийся с 12-13 до 15 лет. Центральное новообразование здесь - это чувство взрослости. Подросток ищет свое место в мире взрослых.
Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Возникает потребность в личных отношениях, взаимопонимании. Оценки и мнение друзей приобретают особую значимость.
Кризис 15 лет
К 15 годам у подростка накапливается определенный социальный опыт общения и взаимодействия. Но в обществе к нему все еще относятся как к ребенку. Это противоречие порождает новый кризис независимости.
Подросток хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, предоставляли больше самостоятельности и ответственности. Однако старшие пока не готовы делегировать ему эти полномочия. Этот конфликт интересов может обострять отношения подростка с родителями и учителями.