Социальная философия Аристотеля: теория и практика
Аристотель - один из величайших мыслителей античности, чьи идеи актуальны и сегодня. Его социальная философия затрагивает вопросы общества, государства и человека. Давайте разберемся в его взглядах подробнее.
Основные биографические вехи Аристотеля
Аристотель родился в 384 году до н.э. в городе Стагира. Его отец был придворным врачом македонского царя Аминты II. В возрасте 17 лет Аристотель поступил в платоновскую Академию, где проучился 20 лет. За это время он не только усвоил идеи Платона, но и развил собственную философскую систему.
После смерти Платона в 347 г. до н.э. Аристотель покинул Афины и путешествовал по Малой Азии. В 343 г. македонский царь Филипп II пригласил его стать воспитателем 13-летнего сына Александра. Аристотель оказал большое влияние на будущего полководца, привив ему интерес к философии и наукам.
В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и основал собственную философскую школу - Ликей. Он преподавал, занимался исследованиями, собрал обширную библиотеку. Среди его учеников был Феофраст - будущий родоначальник ботаники.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. в Афинах усилились антимакедонские настроения. Аристотель, связанный с македонским двором, был вынужден бежать на остров Эвбея, где вскоре скончался.
Философские взгляды Аристотеля
В своей Метафизике Аристотель развивает идею телеологии - объяснения мира через цель и назначение вещей. Целесообразность природы вытекает из природы самих вещей, а не извне. Эти представления Аристотель переносит и в сферу этики, политики, искусства.
Как всякое нечто, имеющее определенное назначение, должно обладать и способностью осуществлять это назначение, так и человек должен обладать способностью жить общественной жизнью.
По Аристотелю, душа сообщает телу жизнь, целостность и целенаправленность. Она неотделима от материального носителя. Высшим проявлением души является разум, благодаря которому человек способен познавать общие понятия и идеи.
Аристотель стремился охватить своим анализом все сферы бытия - как природную, так и социальную. Его интересовали этические и политические вопросы не меньше, чем проблемы логики или естествознания.
Аристотель о сущности человека и общества
Одной из центральных идей Аристотеля является представление о человеке как о "политическом животном" ( zoon politikon ). Человек по своей природе - общественное существо, стремящееся к совместной жизни и взаимодействию с себе подобными.
Согласно Аристотелю, эта потребность в общении реализуется в разных формах:
- семья;
- община;
- государство.
Государство является наивысшей формой общежития, вбирающей в себя всю социальную, политическую и духовную жизнь людей. Государство подчиняет себе другие формы человеческих объединений.
Целое необходимо ставить выше части... подобно тому, как если бы человеку, погибающему от потери ноги, можно было спасти жизнь, отняв эту часть.
Так Аристотель обосновывает приоритет интересов государства над интересами индивида или каких-либо социальных групп.
Основными целями государства философ считает:
- Обеспечение материального благополучия граждан.
- Гарантия свободы и безопасности.
- Создание условий для нравственного совершенствования людей.
Для достижения этих целей нужна наилучшая форма правления.
Классификация форм правления
В своем трактате Политика Аристотель предлагает различать три основные "правильные" формы правления:
- Монархия - власть одного правителя.
- Аристократия - власть лучших, добродетельных и образованных людей.
- Полития - власть среднего класса, сочетающего достоинства двух предыдущих форм.
Отклонениями от этих форм являются:
- Тирания - вырождение монархии.
- Олигархия - вырождение аристократии, власть богатой верхушки.
- Демократия - вырождение политии, власть толпы.
Классифицируя формы правления, Аристотель исходит из таких критериев, как численность правящей группы, ее добродетели и пороки, экономический статус, образ правления.
По мнению философа, наилучшей формой является полития - власть среднего класса, промежуточная между крайностями олигархии и демократии.
Оценка различных социальных групп
Рассматривая социальную структуру, Аристотель выделяет три основные группы:
- Богатые.
- Бедные.
- Средний класс.
По его мнению, чрезмерное богатство и нищета одинаково опасны для государства. Беднота порождает зависть и мятежи, а чрезмерное богатство ведет к вырождению и потере гражданских добродетелей.
Наиболее надежной опорой власти является средний класс, сочетающий достаток с умеренностью. Представители среднего класса - идеальные граждане политии.
Там, где преобладает средний достаток, там легче всего утвердить хороший государственный строй.
Что касается рабов, то Аристотель считал рабство естественным явлением, обусловленным неравенством людей от природы. Однако это мнение не соответствует духу его социальной философии.
Аристотель об экономике и собственности
Аристотель одним из первых проанализировал экономические явления как важную часть жизни общества. Он высоко оценивал производительный труд, торговлю, денежное обращение как основу материального благосостояния.
В то же время философ признавал опасность чрезмерного экономического неравенства и необходимость государственного вмешательства для поддержания социальной справедливости.
Общественным интересам должны быть подчинены и отношения частной собственности. Только при этом условии возможно построение совершенного государства.
Взгляды Аристотеля в исторической перспективе
Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие социально-политической мысли в последующие эпохи.
В эллинистическую и римскую эпоху аристотелизм был одним из ведущих течений. Его последователями были Перипатетики, стоики, неоплатоники и другие школы.
Средние века
В средневековой Европе на первое место вышли этические и логические сочинения Аристотеля. Его авторитет в вопросах логики был непререкаемым. Богослов Альберт Великий называл Аристотеля "величайшим из философов".
Новое время
В эпоху Возрождения и Нового времени обращение к Аристотелю сочеталось с критикой отдельных положений его теории. Однако ключевые понятия его философии прочно вошли в научный оборот.
Критика теории Аристотеля
Наряду с несомненными достоинствами, социально-политические взгляды Аристотеля содержат и уязвимые места.
Его теория идеализирует рабство, игнорирует проблему равенства. Представления о добродетельном правлении аристократии или мудрого монарха сильно расходятся с политической практикой.
Антидемократизм Аристотеля, его недоверие к простому народу также представляются необоснованными. Так, Периклова Афинская демократия V века до н.э. опровергает многие доводы философа.
Тем не менее, эти недостатки не умаляют значения аристотелевского наследия для понимания закономерностей общественного развития.
Значение социальной философии Аристотеля
Социально-политическая мысль Аристотеля занимает особое место в истории философии. Его идеи о человеке, обществе, государстве сохраняют актуальность по сей день.
Философ сумел связать воедино онтологию, этику и политику, социальную теорию и практику. Этим и ценны его воззрения для науки и жизни.
Актуальность идей Аристотеля в современном мире
Несмотря на то, что со времен Аристотеля прошло более двух тысячелетий, многие его идеи не потеряли актуальности и в наши дни:
- Человек и общество. Представление о человеке как о существе социальном, нуждающемся в совместной деятельности, разделяется большинством современных мыслителей и исследователей.
- Экономика и политика. Тезис Аристотеля о взаимосвязи и взаимозависимости экономической и политической сфер не потерял актуальности и сегодня. Экономика и государственное устройство тесно переплетены.
- Этика и политика. Стремление Аристотеля связать этические нормы и политическую практику также вполне созвучно современным воззрениям. Идеальное государство возможно лишь при высокой гражданской морали.
Система Аристотеля, с ее стремлением объять все сферы человеческой жизни, до сих пор восхищает глубиной и универсальностью.
Социально-политические идеи философа легли в основу целого направления в науке, известного как аристотелизм. Они по-прежнему живы и плодотворны.