Бюджетная классификация РФ включает важные статьи: доходы, расходы, дефицит

Бюджетная классификация РФ - важнейший инструмент для понимания структуры и принципов функционирования бюджетной системы страны. Давайте разберемся, какие важные составляющие она включает и как это помогает эффективно управлять государственными финансами.

Классификация доходов бюджетов

Классификация доходов бюджетов - это группировка всех доходных поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ по определенным признакам. Она включает 20-значные коды, каждый из которых несет важную аналитическую нагрузку.

Классификация доходов бюджетов включает:

  • код главного администратора доходов бюджета;
  • код вида доходов;
  • код подвида доходов;
  • учетный код бюджетной классификации.

Эти коды позволяют детально структурировать и анализировать все доходы бюджета. Например, по коду главного администратора можно определить орган власти, ответственный за сбор того или иного вида доходов. А детализация по подвидам доходов необходима для планирования и прогнозирования поступлений.

В качестве примера практического применения классификации можно привести бюджетная классификация рф включает формирование отчетов об исполнении бюджетов. Без использования единых кодов классификации невозможно было бы обеспечить сопоставимость показателей разных бюджетов и ведомств.

Классификация расходов бюджетов

Если классификация доходов помогает структурировать поступления в бюджет, то классификация расходов выполняет аналогичную функцию для всех направлений использования бюджетных средств.

Она имеет иерархическую структуру и включает такие аналитические признаки, как:

  1. код главного распорядителя бюджетных средств;
  2. код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  3. коды классификации операций сектора госуправления.

Коды классификации обеспечивают возможность оценки расходов бюджета по категориям, программам, направлениям деятельности и конкретным мероприятиям.

Например, бюджетная классификация рф включает такой показатель как "Государственная программа РФ "Развитие здравоохранения". Это позволяет отслеживать финансирование данной программы и оценивать эффективность использования выделенных бюджетных ассигнований.

Коды классификации расходов Расшифровка кодов
039 02 Х9 00000 Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"
039 02 Х9 50930 Региональные программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Приведенные в таблице коды бюджетной классификации и их расшифровка наглядно демонстрируют возможности детализации расходов бюджета по конкретным направлениям деятельности. Это ключевой инструмент финансового планирования и контроля.

Источники финансирования дефицитов бюджетов

Помимо доходов и расходов, бюджетная классификация структурирует также источники финансирования дефицитов бюджетов - заимствования и другие инструменты привлечения средств для покрытия превышения расходов над доходами.

Данная классификация имеет иерархическую структуру и включает:

  • код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • код группы, подгруппы и статьи источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • код экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

За последние годы перечень кодов источников финансирования дефицита существенно расширился. Если раньше это были в основном заимствования, то теперь используется широкий инструментарий:

В 2022 году в бюджетная классификация рф включает такие источники финансирования дефицита, как:

  • государственные ценные бумаги;
  • бюджетные кредиты от других бюджетов;
  • курсовая разница по средствам бюджетов;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

Это расширяет возможности сбалансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и повышает их финансовую устойчивость.

Классификация операций сектора госуправления

Помимо классификации бюджетов, бюджетная классификация рф включает еще один важный компонент - классификацию операций сектора государственного управления. Она используется для ведения бухгалтерского и бюджетного учета.

Данная классификация имеет трехуровневую структуру:

  1. код группы операций сектора госуправления;
  2. код категории операций сектора госуправления;
  3. код статьи операций сектора госуправления.

Коды операций присваиваются для всех финансовых операций участников бюджетного процесса - от получения доходов до осуществления расходов. Это позволяет вести единый учет на всех уровнях бюджетной системы.

Например, операции по налоговым и неналоговым доходам классифицируются в группе "Доходы" с детализацией по категориям (налог на прибыль, акцизы, госпошлины) и конкретным статьям доходов.

Принципы формирования кодов бюджетной классификации

Одно из главных достоинств бюджетной классификации - единые принципы формирования кодов, которые обеспечивают сопоставимость всех показателей по бюджетам РФ.

К таким основополагающим принципам относятся:

  • принцип единства кодов для всех бюджетов;
  • принцип стабильности кодов между отчетными периодами;
  • принцип открытости информации о кодах и изменениях в классификации.

Например, после реорганизации бюджетного учреждения присвоенный ему код главного распорядителя бюджетных средств не может быть использован для другой организации в течение 5 лет. Это обеспечивает преемственность учета и отчетности.

Публикация информации о бюджетной классификации

Открытость и прозрачность бюджетной классификации и вносимых в нее изменений является обязательным требованием бюджетного законодательства РФ.

Вся актуальная информация по классификации и соответствующие нормативные документы публикуются в свободном доступе на официальных сайтах Минфина России, финансовых органов регионов и муниципалитетов.

Данные о всех изменениях в классификации также сопровождаются публикацией таблиц соответствия старых и новых кодов для обеспечения преемственности информации в отчетности за предыдущие периоды.

Практическое применение бюджетной классификации

Единая бюджетная классификация РФ активно применяется на всех этапах бюджетного процесса - от составления проектов бюджетов до формирования отчетов об их исполнении. Рассмотрим пример анализа.

Используя данные бюджетной классификации, можно провести анализ исполнения федерального бюджета за 2022 год. Давайте посмотрим на динамику основных параметров.

Анализ исполнения доходов федерального бюджета

Согласно отчету об исполнении федерального бюджета, общий объем доходов в 2022 году составил 28,5 трлн рублей. Это на 21,3% выше уровня предыдущего года в номинальном выражении.

Используя данные классификации доходов, можно проанализировать динамику налоговых и неналоговых доходов. Например, поступления от НДС увеличились на 32,4% в годовом сравнении и составили 6,2 трлн рублей. Это подтверждает восстановление экономической активности после пандемии.

Динамика расходов федерального бюджета

Согласно показателям классификации расходов, общий объем финансирования из федерального бюджета в 2022 году вырос на 10% и достиг 23,1 трлн рублей.

Анализ данных классификации позволяет выявить позитивную динамику расходов на развитие инфраструктуры (+47,5%), образование (+35%) и здравоохранение (+26,9%). Одновременно сократились расходы по статье обслуживания государственного долга (-14,7%).

Анализ источников финансирования дефицита

По итогам 2022 года в федеральном бюджете сохранялся профицит – доходы превысили расходы на 5,5 трлн рублей. Данные о динамике и структуре источников финансирования дефицита не требуются.

Выводы по анализу

Таким образом, проведенный анализ исполнения федерального бюджета на основе данных бюджетной классификации РФ за 2022 год показывает:

  • Восстановление экономики и рост собираемости доходов
  • Увеличение социальных расходов на фоне низкой инфляции
  • Сохранение профицита федерального бюджета

Это свидетельствует об эффективной бюджетной политике государства в текущий период.

Комментарии