Психология творческого мышления: несколько способов развить креативность
Творческое мышление - это ключ к успеху в современном мире. В этой статье мы рассмотрим психологию данного процесса и несколько действенных способов развить свою креативность и научимся генерировать нестандартные идеи.
Что такое творческое мышление и почему оно важно
Творческое мышление — это способность человека находить оригинальные решения, генерировать новые идеи и подходы к существующим проблемам. По определению американского психолога Джоя Пола Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя основными параметрами:
- Оригинальность - способность предлагать новые, необычные идеи;
- Гибкость - умение быстро и легко переключаться с одной идеи на другую;
- Беглость - способность выдвигать максимальное количество идей в единицу времени;
- Разработанность - умение усовершенствовать и доработать идею.
Творческое мышление играет важную роль в самых разных сферах человеческой деятельности. Оно позволяет:
- Решать сложные проблемы, подходя к ним нестандартно;
- Создавать инновационные продукты и услуги;
- Повышать эффективность бизнеса и производства;
- Развивать науку и технологии.
Ярким примером человека с выдающимся творческим мышлением был Стив Джобс - создатель корпорации Apple и целого ряда революционных устройств. Благодаря нестандартному видению проблем и оригинальным решениям он смог вывести компанию в лидеры мирового рынка технологий.
Факторы, влияющие на творческое мышление
На развитие творческого мышления влияет целый ряд факторов как внешних, так и внутренних. Рассмотрим основные из них.
Внутренняя и внешняя мотивация
Очень важную роль играет мотивация человека к творческой деятельности, которая делится на два типа:
- Внутренняя мотивация - стремление к творчеству ради самореализации и получения удовольствия от процесса.
- Внешняя мотивация - желание достичь каких-то внешних целей с помощью творчества (деньги, слава, признание и т.д.).
Чем выше уровень внутренней мотивации, тем легче человеку реализовывать свой творческий потенциал. Поэтому важно формировать такую мотивацию.
Личностные качества
Творческие люди обычно обладают определенным набором качеств, которые этому способствуют:
- Любопытство и любознательность;
- Склонность к экспериментированию;
- Воображение и интуиция;
- Способность к дивергентному мышлению (расхождению от шаблонов);
- Смелость выдвигать необычные идеи.
Развитие этих качеств у себя также будет способствовать творческому мышлению.
Препятствия на пути творчества
Однако на пути реализации творческого потенциала часто возникает ряд барьеров:
- Стереотипное мышление;
- Боязнь критики со стороны других людей;
- Страх неудачи и выглядеть глупо;
- Отсутствие веры в собственные силы;
- Неспособность выйти из зоны комфорта и привычных шаблонов.
Для преодоления этих барьеров необходимо работать над повышением самооценки, поощрять смелость идти на риск, снижать боязнь ошибок и неудач.
Возраст и окружение
На развитие творческих способностей большое влияние оказывает возраст человека и то окружение, в котором он находится. Дети обладают высокой естественной креативностью, которая со временем может снижаться под влиянием воспитания и социализации.
Поэтому важно поощрять ребенка к творческой активности, а взрослым периодически нужно как бы «возвращаться в детство», играя и экспериментируя.
Способы преодоления барьеров
Чтобы преодолеть барьеры на пути творчества, можно использовать следующие методы:
- Техники генерирования идей (мозговой штурм, фокальные объекты и др.) для выхода из привычных шаблонов;
- Метод "да, и..." вместо "нет, потому что..." при оценке необычных идей;
- Поощрение оригинальности идей в коллективе;
- Создание благоприятной психологической атмосферы, где ошибки не критикуются;
- "Мысленный эксперимент" - рассмотрение необычной идеи как реальности.
Развитие творческого мышления у детей
Для развития детского творческого мышления рекомендуется:
- Поощрять любознательность ребенка;
- Давать творческие задания и упражнения;
- Использовать игровые методы обучения;
- Не ограничивать фантазию и воображение;
- Поддерживать инициативу в творческих начинаниях.
Креативность и интеллект
Существует распространенное заблуждение, что креативность напрямую связана с высоким интеллектом. Однако психологические исследования показывают отсутствие жесткой корреляции между IQ и творческими способностями.
Гораздо большее значение имеет развитое воображение, способность к дивергентному мышлению и склонность к игре и экспериментированию. Поэтому задача педагогов и родителей - стимулировать именно эти качества.
Стадии творческого процесса
Согласно концепции Грэма Уоллеса, в творческом процессе можно выделить 4 основные стадии:
- Подготовка - сбор информации по теме;
- Инкубация - обдумывание проблемы в подсознании;
- Озарение - возникновение оригинальной идеи;
- Проверка - анализ и доработка идеи.
Для продуктивного творческого процесса важно обеспечивать условия для эффективного прохождения каждой стадии.