Психология творческого мышления: несколько способов развить креативность

Творческое мышление - это ключ к успеху в современном мире. В этой статье мы рассмотрим психологию данного процесса и несколько действенных способов развить свою креативность и научимся генерировать нестандартные идеи.

Что такое творческое мышление и почему оно важно

Творческое мышление — это способность человека находить оригинальные решения, генерировать новые идеи и подходы к существующим проблемам. По определению американского психолога Джоя Пола Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя основными параметрами:

  • Оригинальность - способность предлагать новые, необычные идеи;
  • Гибкость - умение быстро и легко переключаться с одной идеи на другую;
  • Беглость - способность выдвигать максимальное количество идей в единицу времени;
  • Разработанность - умение усовершенствовать и доработать идею.

Творческое мышление играет важную роль в самых разных сферах человеческой деятельности. Оно позволяет:

  • Решать сложные проблемы, подходя к ним нестандартно;
  • Создавать инновационные продукты и услуги;
  • Повышать эффективность бизнеса и производства;
  • Развивать науку и технологии.

Ярким примером человека с выдающимся творческим мышлением был Стив Джобс - создатель корпорации Apple и целого ряда революционных устройств. Благодаря нестандартному видению проблем и оригинальным решениям он смог вывести компанию в лидеры мирового рынка технологий.

Факторы, влияющие на творческое мышление

На развитие творческого мышления влияет целый ряд факторов как внешних, так и внутренних. Рассмотрим основные из них.

Внутренняя и внешняя мотивация

Очень важную роль играет мотивация человека к творческой деятельности, которая делится на два типа:

  1. Внутренняя мотивация - стремление к творчеству ради самореализации и получения удовольствия от процесса.
  2. Внешняя мотивация - желание достичь каких-то внешних целей с помощью творчества (деньги, слава, признание и т.д.).

Чем выше уровень внутренней мотивации, тем легче человеку реализовывать свой творческий потенциал. Поэтому важно формировать такую мотивацию.

Личностные качества

Творческие люди обычно обладают определенным набором качеств, которые этому способствуют:

  • Любопытство и любознательность;
  • Склонность к экспериментированию;
  • Воображение и интуиция;
  • Способность к дивергентному мышлению (расхождению от шаблонов);
  • Смелость выдвигать необычные идеи.

Развитие этих качеств у себя также будет способствовать творческому мышлению.

Препятствия на пути творчества

Однако на пути реализации творческого потенциала часто возникает ряд барьеров:

  • Стереотипное мышление;
  • Боязнь критики со стороны других людей;
  • Страх неудачи и выглядеть глупо;
  • Отсутствие веры в собственные силы;
  • Неспособность выйти из зоны комфорта и привычных шаблонов.

Для преодоления этих барьеров необходимо работать над повышением самооценки, поощрять смелость идти на риск, снижать боязнь ошибок и неудач.

Возраст и окружение

На развитие творческих способностей большое влияние оказывает возраст человека и то окружение, в котором он находится. Дети обладают высокой естественной креативностью, которая со временем может снижаться под влиянием воспитания и социализации.

Поэтому важно поощрять ребенка к творческой активности, а взрослым периодически нужно как бы «возвращаться в детство», играя и экспериментируя.

Способы преодоления барьеров

Чтобы преодолеть барьеры на пути творчества, можно использовать следующие методы:

  • Техники генерирования идей (мозговой штурм, фокальные объекты и др.) для выхода из привычных шаблонов;
  • Метод "да, и..." вместо "нет, потому что..." при оценке необычных идей;
  • Поощрение оригинальности идей в коллективе;
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, где ошибки не критикуются;
  • "Мысленный эксперимент" - рассмотрение необычной идеи как реальности.

Развитие творческого мышления у детей

Для развития детского творческого мышления рекомендуется:

  • Поощрять любознательность ребенка;
  • Давать творческие задания и упражнения;
  • Использовать игровые методы обучения;
  • Не ограничивать фантазию и воображение;
  • Поддерживать инициативу в творческих начинаниях.

Креативность и интеллект

Существует распространенное заблуждение, что креативность напрямую связана с высоким интеллектом. Однако психологические исследования показывают отсутствие жесткой корреляции между IQ и творческими способностями.

Гораздо большее значение имеет развитое воображение, способность к дивергентному мышлению и склонность к игре и экспериментированию. Поэтому задача педагогов и родителей - стимулировать именно эти качества.

Стадии творческого процесса

Согласно концепции Грэма Уоллеса, в творческом процессе можно выделить 4 основные стадии:

  1. Подготовка - сбор информации по теме;
  2. Инкубация - обдумывание проблемы в подсознании;
  3. Озарение - возникновение оригинальной идеи;
  4. Проверка - анализ и доработка идеи.

Для продуктивного творческого процесса важно обеспечивать условия для эффективного прохождения каждой стадии.

Комментарии