Философский иррационализм: тайна за гранью разума
Человеческий разум издавна пытается постичь тайны мироздания. Однако способен ли он до конца понять все загадки бытия? Или за пределами рационального мышления лежит область, недоступная логике и науке?
Что такое философский иррационализм
Иррационализм в философии - это направление мысли, которое противопоставляет себя рационализму. Если последний утверждает возможность познания мира с помощью разума и логики, то иррационализм отрицает или ограничивает их роль.
Сторонники иррационализма считают, что есть сферы бытия, недоступные для научного изучения. Это могут быть религиозные вопросы, тайны природы или человеческой психики. Их постижение требует иных методов - интуиции, веры, озарения.
Таким образом, в центре внимания иррационализма находится все то, что выходит за рамки логического мышления: воля, чувства, инстинкты, бессознательное. Эти явления объявляются первичными по отношению к разуму. С их помощью человек может приблизиться к пониманию глубинных основ мироздания.
Истоки философского иррационализма
В зародыше иррационалистические идеи появились еще в античности. Так, древнегреческие скептики утверждали невозможность достоверного знания о мире. Они сомневались в способности человека постичь истину с помощью разума.
В Средние века иррациональное начало воплощалось в мистицизме, стремившемся к созерцательному единению с Богом. Мистики считали, что Высшее божественное начало недоступно для логического осмысления.
Однако в собственном смысле понятие "философский иррационализм" относится к направлениям мысли Нового времени. Он формируется как реакция на господство рационализма в философии Просвещения.
Основные представители философского иррационализма
К видным мыслителям-иррационалистам относятся:
- Артур Шопенгауэр с его концепцией слепой воли как основы мира.
- Серен Кьеркегор, писавший о субъективности истины и превосходстве веры над разумом.
- Фридрих Ницше, развивавший идею о "воле к власти" и бессилии рациональных систем.
- Анри Бергсон, выдвинувший концепцию творческой интуиции.
Эти и другие мыслители подвергли резкой критике возможности разума и научного знания в постижении глубинных тайн бытия. Они попытались заглянуть за "завесу" при помощи иррациональных методов - интуиции, откровений, художественного видения.
Их идеи оказали большое влияние на развитие современной философии. Элементы иррационализма прослеживаются в экзистенциализме, персонализме и даже позитивизме XX века.
Критика возможностей разума
Один из главных тезисов философского иррационализма - критика способности разума полностью постичь реальность.
По мнению иррационалистов, рациональное мышление имеет весьма узкие рамки. Оно может изучать лишь внешние, поверхностные проявления бытия при помощи науки и логики.
Но существует целый пласт глубинных, иррациональных основ мира, скрытый от взора рассудка. Это область бессознательного, инстинктов, внутренних порывов человеческой души.
Альтернативные способы постижения бытия
Отрицая возможности разума, иррационалисты предлагали иные пути приближения к истине.
Так, Артур Шопенгауэр провозгласил человеческую волю реальным первоначалом мира. С его точки зрения, она является той иррациональной силой, которая управляет всем сущим. Постичь ее можно лишь интуитивно.
Фридрих Ницше видел подлинную мудрость в художественном озарении и творческом вдохновении. Рациональные системы лишь искажают глубинную реальность жизни, по его мнению.
Иррациональные аспекты человеческой психики
Многие философы-иррационалисты обращались к изучению человеческой психики. Они пытались выявить в ней начала, противостоящие рассудочному мышлению.
Так, Зигмунд Фрейд исследовал сферу бессознательного. С его точки зрения, иррациональные влечения и инстинкты во многом определяют поведение и мировосприятие человека.
Экзистенциалисты, в свою очередь, говорили об уникальности внутреннего мира каждой личности. Эту глубинную субъективность невозможно выразить средствами объективирующего рассудка.
Влияние на развитие философии XX века
Несмотря на критику, иррационалистические идеи оказали большое воздействие на философию XX столетия.
Они послужили импульсом для более глубокого изучения человеческого сознания, роли интуиции и воображения, творческих способностей личности.
Таким образом, иррационализм внес неоценимый вклад в понимание границ и возможностей человеческого разума. Он указал на существование иных, внелогических способов постижения реальности, имеющих немаловажное значение.
Связь иррационализма с религиозным мистицизмом
Многие философы-иррационалисты были тесно связаны с религиозным мистицизмом. Они пытались философски осмыслить мистический опыт постижения высшей реальности.
Ярким примером является Якоб Беме, немецкий мистик и теософ XVI века. Его учение о "божественной бездне" как источнике творения оказало влияние на последующих мыслителей-иррационалистов.
Определенные параллели между мистицизмом и иррационализмом прослеживаются в интуитивизме Анри Бергсона и философии жизни Вильгельма Дильтея.
Иррационализм в политических доктринах XX века
В первой половине XX века иррационалистические идеи получили широкое распространение в политической мысли.
Фашизм и национал-социализм апеллировали к иррациональным началам - воле, инстинкту, мифу. Они провозглашали превосходство "арийской расы" и ее особой миссии в мире.
Эти идеи использовались для обоснования экспансионистской политики и развязывания Второй мировой войны, унесшей десятки миллионов жизней.
Иррационалистические тенденции в постмодернизме
Во второй половине XX века на волне постмодернизма вновь усиливаются иррационалистические настроения.
Постмодернисты отрицают саму возможность объективной истины. Они провозглашают множественность взглядов, смешение стилей и жанров как высшие ценности.
Эти идеи находят выражение в искусстве в виде хаотичных инсталляций, алогичных перформансов, абстрактной живописи.
Значение философского иррационализма
Несмотря на кажущуюся экстравагантность, иррационализм сыграл важную роль в истории философии.
Он послужил катализатором углубленного изучения человеческого сознания, границ научного знания, субъективности восприятия мира.
Благодаря ему, представление о разуме стало более многогранным и диалектичным. Была осознана относительность любых рациональных систем.
Дуализм рационального и иррационального в человеке
Человеческая природа включает в себя как рациональные, так и иррациональные начала. Между ними существует постоянное противоборство и взаимодействие.
С одной стороны, человек - существо разумное, способное к логическому мышлению, научному анализу явлений. Но в нем также присутствуют инстинкты, эмоции, влечения, далекие от рассудочности.
Этот внутренний конфликт нашел отражение во многих философских концепциях, включая учения З. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга.
Гуманистическая критика иррационализма
Ряд мыслителей XX века подверг иррационализм критике с гуманистических позиций. Они указывали на его связь с антидемократическими, авторитарными идеологиями.
Так, Карл Поппер в работе "Открытое общество и его враги" писал об опасном союзе иррационализма с тоталитаризмом, приведшем к трагедии Второй мировой войны.
Другой философ, Эрих Фромм, критиковал иррационализм за пренебрежение к гуманистическим ценностям разума и науки.
Попытки синтеза рационального и иррационального
Некоторые мыслители предпринимали попытки совместить в своих концепциях рациональное и иррациональное начала.
Ярким примером является философия всеединства Владимира Соловьева. Он писал о вере, откровении как источниках подлинного знания, которые затем оформляются в логические понятия.
Сходные взгляды развивал Николай Бердяев, стремившийся соединить мистическое озарение с рациональной философией. Подобный синтез представляется перспективным направлением для дальнейших изысканий.
Иррационализм и вызовы современности
В эпоху стремительного научно-технического прогресса вновь актуализируется проблема соотношения рационального и иррационального.
С одной стороны, достижения науки все глубже проникают в тайны мироздания. Но с другой - возникает опасность утраты человечностью своей духовной сущности.
Возможно, ответ следует искать в гармоничном сочетании логического и интуитивного, рассудочного и эмоционального начал. И здесь идеи иррационализма могут оказаться весьма ценными.