Зимнее дизтопливо: особенности эксплуатации дизельных двигателей в морозы
Дизельные автомобили все чаще встречаются на дорогах России. Однако не каждый водитель знает все нюансы эксплуатации такой техники, особенно в условиях суровой зимы. Давайте разберемся, как правильно подготовить машину к холодам и что нужно знать о зимнем дизтопливе.
Особенности работы дизельных двигателей в мороз
В отличие от бензинового, дизельный двигатель работает по принципу самовоспламенения топлива от сжатия. Из-за высокого давления и температуры воздуха в цилиндре происходит воспламенение впрыскиваемого топлива без использования свечи.
Дизельный двигатель отличается высоким крутящим моментом, надежностью и неприхотливостью. Но в мороз ему требуются особые условия для запуска и стабильной работы.
При низких температурах пуск дизеля затрудняется из-за повышенной вязкости масла. Кроме того, снижается стартерный ток и емкость аккумулятора. В итоге запуск может занимать больше времени, а иногда и вовсе не удается.
- До 30% всех отказов дизельных двигателей зимой связаны с проблемами при пуске.
- Около 25% поломок вызваны загустеванием или замерзанием топлива в системе.
Причины проблем кроются в особенностях дизельного топлива. В его состав входят тяжелые парафиновые углеводороды. На морозе они выпадают в осадок, топливо теряет текучесть, вязкость растет. В итоге может произойти полное замерзание горючего.
Требования к эксплуатационным свойствам зимнего дизтоплива
Согласно техническому регламенту Таможенного союза, дизельное топливо делится на несколько марок для использования в разных климатических условиях.
Маркировка горючего выглядит так: Дт-*-К5. Звездочка обозначает сезон: Л - летнее, З - зимнее, Е - межсезонное.
Марка дизтоплива | Температура помутнения | Температура замерзания |
Летнее (Л) | -5°C | -10°C |
Межсезонное (Е) | -15°C | -20°C |
Зимнее (З) | -25°C | -35°C |
Как видно из таблицы, летнее дизтопливо непригодно для эксплуатации в зимний период - оно быстро теряет свойства. Чтобы избежать проблем, используют специально подготовленные к холоду зимние и арктические сорта.
Производство зимнего дизельного топлива
Чтобы придать зимнему дизтопливу необходимые свойства, его подвергают специальной обработке на нефтеперерабатывающих заводах.
Существует два основных способа производства зимнего дизеля: физический и химический.
При физическом способе к летнему дизелю добавляют растворитель, выпадающий в осадок вместе с тяжелыми парафинами. Этот метод требует больших затрат растворителя и снижает выход готового продукта. Поэтому сейчас чаще применяют химический способ.
- На заводе устанавливается специальный реактор с платиновыми катализаторами.
- При высоком давлении и температуре парафины преобразуются в ветвистые изопарафины.
- Готовое топливо сохраняет текучесть даже при сильном морозе.
Такой каталитический метод называется изодепарафинизацией и является передовой технологией получения высококачественного арктического или зимнего дизтоплива.
Заправка зимним дизтопливом: основные правила
Чтобы без проблем эксплуатировать дизельный двигатель зимой, важно правильно осуществлять заправку холодостойким топливом. Когда это нужно делать?
На зимнее дизтопливо рекомендуется переходить уже при понижении ночных температур до 0°C, не дожидаясь наступления морозов.
Нельзя просто долить немного зимней марки в бак с остатками летнего топлива. Нужно полностью слить летнее дизтопливо и только после этого заправлять автомобиль зимним топливом. Сначала заливают 10% от полной вместимости бака, затем, проехав на этом небольшое расстояние, дозаправляют полностью.
- Слить из бака остатки летнего дизтоплива
- Залить 10% зимнего топлива от полного объема
- Проехать на этом около 50 км для промывки системы
- Дозаправить бак зимним
дизтопливо зимнее
полностью
Такая пошаговая инструкция позволит правильно подготовить дизельный двигатель к зимних условиях. Как правильно выбрать качественное зимнее дизтопливо на автозаправочной станции? Важно обращать внимание на несколько моментов:
- Цена. Качественное зимнее топливо не может стоить дешевле летнего из-за сложности производства. Слишком низкая цена - повод насторожиться.
- Срок годности и дату изготовления. Эти данные должны быть указаны в паспорте качества топлива.
- Наличие маркировки по ГОСТ (Дт-З-К5). Она подтверждает, что топливо предназначено для зимнего применения.
Предпочтительно заправляться на крупных сетевых АЗС, где меньше вероятность приобрести фальсифицированное или некачественное топливо. Также полезно знать проверенных региональных производителей зимнего дизтоплива.
Использование присадок для улучшения свойств дизтоплива
Если по каким-то причинам приходится эксплуатировать дизельный двигатель на летнем топливе в зимний период, на помощь придут специальные присадки-депрессоры.
Они предотвращают образование крупных кристаллов парафинов в топливе и расширяют температурный диапазон его использования.
Они предотвращают образование крупных кристаллов парафинов в топливе и расширяют температурный диапазон его использования.
Самыми распространенными являются антигели на основе метанола или этанола. Они обволакивают кристаллы парафина, не давая им укрупняться. Главное правило использования антигелей - добавлять их в теплое топливо до саступления помутнения или потери текучести.
Инструкция по применению антигеля
- Подогреть антигель до комнатной температуры
- Добавить его в такое же теплое (не ниже 0°С) топливо
- Тщательно перемешать
- Заправить этой смесью топливный бак
Если дизтопливо в баке уже загустело от холода, антигели бесполезны. Тогда на помощь придут специальные размораживатели. Их заливают непосредственно в фильтр или топливопроводы.
Причины появления воды в дизтопливе
Кроме загустения, еще одна распространенная проблема дизельного топлива зимой - наличие воды. Она попадает в систему вместе с топливом при заправке или конденсируется из паров отработавших газов.
Последствия наличия воды в дизтопливе
- Коррозия деталей форсунок и топливного насоса
- Образование кислот, разъедающих металл
- Закупорка фильтров льдом
- Отказ элементов системы подачи топлива
Как избавиться от воды в дизтопливе
Для борьбы с водой в топливе используют адсорбирующие присадки-удалители воды. Осенью и весной рекомендуется проводить профилактическое обслуживание с заменой фильтров и сливом отстоя из бака.
Как сэкономить на покупке дизтоплива
Чтобы сократить расходы на топливо для дизельного автомобиля зимой, необходимо:
- Следить за сроками хранения на заправках, покупать свежее топливо
- Брать ДТ оптом, заправляя полный бак
- Искать бонусные программы и скидочные акции АЗС
Что делать, если дизтопливо замерзло в баке
Если все же произошло замерзание топлива в баке или фильтрах, необходимо предпринять следующие действия:
- Перевести автомобиль в теплое помещение (гараж)
- Слить замерзшее топливо, если это возможно
- Остатки разморозить с помощью теплой воды или фена
- Залить в бак предварительно подогретое зимнее дизтопливо
После оттаивания и замены топлива следует как можно скорее проехать несколько километров для полной прочистки системы питания двигателя.
Как избежать повторного замерзания топлива
Чтобы избежать повторного замерзания дизтоплива после разморозки, необходимо:
- Полностью слить остатки летнего топлива из бака
- Заправить полный бак только качественным зимним дизтопливом
- Установить подогрев топливного фильтра
- Регулярно проверять состояние топливной системы
Признаки проблем, связанных с некачественным дизтопливом
Определить наличие в баке фальсифицированного или не соответствующего сезону дизельного топлива можно по следующим признакам:
- Повышенный расход топлива
- Неровная работа и перебои в двигателе
- Потеря мощности и динамики автомобиля
- Повышенное содержание сажи в отработавших газах
Что делать при подозрении на некачественное дизтопливо
Если есть подозрение, что причиной возникших проблем является некачественное топливо:
- Немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля
- Слить подозрительное топливо из бака
- Заправить качественным зимним дизтопливом от проверенного поставщика
- Обратиться к автомеханику для диагностики и техобслуживания двигателя
Рекомендации по уходу за дизельным двигателем в морозы
Для надежной работы дизельного двигателя в зимний период важно регулярно проводить техобслуживание и подготавливать отдельные системы к эксплуатации на морозе:
- Проверить плотность и морозостойкость охлаждающей жидкости
- Заменить масло на зимнее в двигателе и трансмиссии
- Проверить заряд аккумулятора и состояние стартера
- Очистить форсунки или заменить фильтрующие элементы
Особое внимание стоит уделить системе впрыска топлива - форсункам, фильтрам, топливопроводам. От их исправности напрямую зависит возможность пуска двигателя в мороз.
Особенности прогрева дизельного двигателя зимой
После запуска в холодную погоду дизельный мотор необходимо прогреть до рабочей температуры охлаждающей жидкости 70-90°С. В этот период рекомендуется:
- Избегать резких нагрузок и разгонов
- Не выключать двигатель на холостом ходу
- Дать поработать пару минут на оборотах 1500 об/мин
Только после полного прогрева можно начинать движение с невысокой скоростью.
Нагрузка на дизель в зимний период
При минусовой температуре воздуха предельно допустимые нагрузки на дизельный двигатель ниже, чем летом. Не рекомендуется:
- Буксировать другие автомобили или прицепы
- Перевозить максимально разрешенный груз
- Двигаться с предельными скоростями
Лучше плавно разгоняться и выбирать оптимальный режим работы двигателя, не допуская перегрузок.