Резьба по камню: обучение, инструменты и технологии
С давних пор заветной мечтой человека является покорение камня. Примером могут служить египетские пирамиды. Но и в настоящее время востребованность природного материала велика. Камень является сырьем для различных отраслей промышленности, таких как ювелирная или строительная, поскольку обладает невероятной прочностью и изумительной красотой. Но это не предел его использования. Существует такой вид искусства, как резьба по камню. Этот промысел зародился очень давно, но не теряет своей актуальности и сегодня. Об этом пойдет речь в данной статье.
Инструменты
Чтобы выполнить резьбу по камню, нужно иметь набор инструментов, который называют «классическим». Но это не означает, что у каждого мастера он одинаковый. Наличие лишь некоторых инструментов в наборе является обязательным для работы - это остается неизменным с тех пор, как древние мастера впервые освоили этот вид искусства.
Кувалда
Инструмент с длинной ручкой (один метр) и массивным молотом. Он тяжелый, его вес достигает четырех-шести килограммов. Благодаря большому размаху, сила удара значительно увеличивается.
Молоток отбойный
Его главное отличие от обычного инструмента этого вида – большой вес, целых три килограмма. Благодаря этому, удары становятся мощней, из-за чего камень быстрей поддается обработке. Отбойный молоток используется, когда возникает необходимость обтесать камень. Одна сторона наконечника тупая, другая – острая.
Кирка
Этот инструмент для резьбы по камню используется и в настоящее время. Опускаясь в шахты или каменоломни, рабочие берут его с собой. Наконечник кирки имеет два конца: один тупой, другой острый, с одним или двумя зубьями. У этого инструмента большая разрушающая сила. По этой причине его считают основным инструментом каменщика.
Молоток каменщика
У этого инструмента один боек тупой, от кувалды он отличается более компактным размером. Его предназначение – обтесывать небольшие по величине камни или мелкие детали.
Киянка
Применяется инструмент тогда, когда нужно куда-то уложить камень - в землю, например. У него имеется специальный боек, для изготовления которого используется упругий материал, например кожа, резина, дерево.
Стамеска
Инвентарь имеет небольшой размер, легко помещается в руке мастера. Его используют для выполнения работы, отличающейся высокой декоративностью, когда нужно выполнить точный подгон элементов композиции. Чтобы придать камню граненую форму, используют разные стамески: широкие, острые или тупые.
Клинья
Представляют собой втулки из металла. Используются, когда каменную глыбу нужно расколоть на много более мелких кусочков. Для этого в камне проделываются отверстия, в них вставляются втулки. Мастер берет кувалду или молоток и ударяет по ним поочередно.
Чертилка
Этим инструментом делают рисунки на камне. У него имеется наконечник, выполненный из твердого материала, благодаря чему мастер осуществляет жесткую работу во время резьбы по камню.
Скарпель
Декоративный инструмент, по внешнему виду похож на карандаш. Им наносят гравировку на камень. Наконечники скарпеля имеют зубцы с разной толщиной, от двух до двух с половиной миллиметров.
Фрезы
Их используют для резьбы по камню, который считается драгоценным, для придания ему нужной формы. С помощью фрез убираются ненужные элементы с камня. Эти инструменты бывают ручными, механическими, полировочными, шлифовальными.
Напильники
Это ручные инструменты, их используют, когда нужно обработать мягкую породу камня. Они бывают двух видов: прямые и кривые. Напильники дополнены другими устройствами: ручками, шнутами, спицами, закольниками.
Терка
Этот инструмент называют щеткой или губкой, он используется, когда работа мастера подходит к концу. Терка предназначена для шлифовки или полирования камня. Однако степень воздействия может быть разной, в зависимости от того, какую зернистость имеет инструмент.
Художественный вид резьбы
Это самое благородное, но и самое сложное искусство резьбы по камню. По сути, это те самые изящные формы из камня, которые новичкам в этом деле так трудно даются. Используя художественную резьбу по камню, мастера создают настоящие шедевры.
Особой популярностью пользуются изделия из таких камней, как мрамор и гранит. Но для художественной резьбы используют разные породы камней, твердость которых различается. Инструменты для работы более разнообразные, чем при обычной резьбе. Мастера резьбы по камню чаще всего используют следующие материалы.
- Бело-розовый, голубоватый ангидрид. Его еще называют «небесным камнем» или «нижегородским мрамором».
- Монокристаллический гипс, поверхность которого блестящая и гладкая, отливает перламутром. Его называют «Марьиным стеклом», потому что в далеком прошлом камень заменял людям стекло.
- Селенит – этот камень называют «лунным». Он обладает волокнистой структурой и ни с чем не сравнимым блеском, напоминающим шелковую гладь. Образованные камнем прожилки в мелкозернистом гипсе и глинах смотрятся потрясающе красиво.
- Стеарит – его называют «черным камнем». Мастера используют его, когда нужно создать глазки или носики животным.
- Алебастр природный с нежно-желтым, а также розоватым оттенками. Ему свойственна мягкая прозрачность и изящные узоры, составленные пятнами и разводами причудливой формы.
Воплощение замысла в произведении
Работая с камнем, мастер становится творцом. Бесформенной твердой глыбе придается новая форма. Камень получает новую жизнь в произведении искусства, созданном художником. Это с одной стороны. А с другой – для мастера важно выполнить главную задачу, которая состоит в том, чтобы раскрыть созданную природой красоту и особенность минералов, а затем продемонстрировать это людям. Глядя на творение рук человека, многим хочется овладеть этим видом искусства. Обучение резьбе по камню требует большой усидчивости, терпения и времени. Но если следовать рекомендациям мастера, все получится. Конечно, будут и неудачи, но огорчаться не нужно, работу следует продолжать, а знания и квалификация придут с опытом.
- Сначала оформляется замысел. Для этого на бумаге рисуется эскиз, продумываются все детали будущей композиции, прорабатывается образ. Не следует считать творческий поиск мастера потраченным зря временем. Ведь именно на этом этапе художник наделяет будущий шедевр чувствами, эмоциями.
- По эскизу из мягкого материала (пластилина, например) создается задуманный образ с учетом естественной анатомии. Затем готовый прототип отливается из пластикрита, который заменяет гипс.
- Следующим этапом является выбор камня, из которого будет создаваться скульптура, а также материалов для отделки. Здесь важно учитывать их "соседство" между собой.
- Каменной заготовке придается первичная форма. Для этого используется крупная пила. После того как сделан набросок, осуществляется проработка деталей, в соответствии с выполненной до этого моделью. Используются мелкие пилы. Основным инструментом являются алмазные диски. Важно, чтобы к станку подавалась вода - так будет видно каждое движение. Спешить не нужно. Для обработки камня применяются мелкие, неглубокие движения. Это нужно для того, чтобы мастер мог прочувствовать малейшие изменения в структуре камня. Работа требует большой сосредоточенности, отвлечения недопустимы.
- Следующим этапом камнерез намечает необходимые для скульптуры детали: черты лица, складки одежды, мускулатуру и прочее. Этот этап работы считается самым кропотливым, здесь нужна предельная внимательность. Есть такой станок для резьбы по камню – бормашина, в состав которой входят алмазные буры с разным калибром. С ее помощью прорабатывается каждая деталь. Но перед глазами мастера должен быть макет, чтобы постоянно сверять фигурку из камня с замыслом.
- Предпоследним этапом является шлифовка скульптуры с помощью пасты и станка. Каждая деталь доводится до зеркального блеска. В результате этой операции виден рисунок и цвет камня.
- Заключительным этапом работы над созданием произведения искусства является сборка всех обработанных элементов в единую композицию. Они соединяются незаметными швами, штифтами, прочной склейкой. Здесь тоже имеется много секретов. Со временем новичок овладеет и ими, ведь от этого финального шага во многом зависит результат сложной и длительной по времени работы.