Меняются времена, меняются технологии и процессы, способы заработка и методы их оплаты. Еще двадцать лет назад человечество не могло и подумать, что, не выходя из дома, можно будет не только работать, но и оплачивать услуги, приобретать одежду, мебель, портативную технику, комплектующие и даже продукты. Теперь для расчета за коммунальные услуги, услуги связи и Интернета даже не надо вставать с дивана – для этого есть возможность электронной оплаты.
Приобретение товаров из дальнего и
ближнего зарубежья также возможно посредством интернет-оплаты. При этом возникает множество возможностей для махинаций: оплатив покупку, клиент не всегда ее получает. Поэтому на постсоветском пространстве, в частности, в России, Украине и Беларуси, разработана почтовая система, позволяющая оплачивать посылку при ее получении – так называемый наложенный, или наложный платеж. При этом подразумевается, что груз доставляется в пределах страны.
В случаях, когда используется наложенный, или наложный платеж при отправке посылки, выполняют ряд требований:
1. Для пересылки ценных товаров и вещей отправитель должен предъявить на почте список, в котором перечислены все позиции товаров, помещенных в коробку. При этом сама посылка предъявляется к сверке в открытом виде. Таким образом, в месте, где бандероль начинает свое путешествие, знают, что в ней находится;
2. Отправленные товары почтой наложенным платежом с присутствием описи не могут быть вскрыты до полного денежного расчета между отделением связи и покупателем. Да и после оплаты вскрытие посылки происходит в присутствии уполномоченного почтой лица, коим может быть почтальон. Этот процесс делает невозможным факт мошенничества со стороны получателя. До 2005 года был возможен такой вариант: при получении посылки, подразумевающей наложенный, или наложный платеж, клиент открывал груз в укромном уголке, доставал товары и невинно заявлял, что в коробке ничего нет. Естественно, почта не взимала с мошенника никаких средств и отправляла посылку обратно, где разочарованно встречалась обманутым продавцом. Как итог – продавец не получал ни денег, ни своего товара. А мошенник-покупатель сохранял и деньги, и приобретал бесплатно желаемый продукт;
3. Наложенный или наложный платеж также охраняет права потребителей, которые страдают от нерадивых продавцов. Так, при поступлении в почтовое отделение пункта назначения посылка содержит при себе опись товаров, находящихся внутри нее. Поэтому, если человек заказал, например, одежду, то на описи и должно быть отмечено – «одежда наложенным платежом». Если внутреннее содержимое не соответствует описи или повреждено, потребителю вернут денежные средства. А если по описи отмечено, что в коробке находятся гвозди, а покупатель заказал книгу, то он имеет полное право не платить.
Таким образом, посылка, отправленная наложенным платежом, удовлетворяет интересы всех сторон. При этом, охраняя свои интересы, почта заботится об удовлетворении потребностей клиентов. Стоит отметить, что оплата за бандероль, отправленную таким способом, будет включать также стоимость услуг почтового курьера. Но это явно стоит того, чтобы не тратить здоровье и нервы в поиске виновных при факте мошенничества.