Морально-этические нормы: нужны ли они современному обществу?
Мораль и этика - неотъемлемая часть общественной жизни. Однако в современном мире нормы нравственности размыты. Нужен ли этический кодекс для определения границ добра и зла? Давайте разберемся.
Понятие морали и этики
Мораль и этика - два близких, но не тождественных понятия. Мораль относится к сфере практической деятельности и повседневного поведения людей, этика - к теоретическим воззрениям о морали.
Нормы морали - это правила поведения, определяющие, что считается «добром», а что «злом» в обществе. Их нарушение влечет моральное осуждение и угрызения совести.
«Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины».
Этика же изучает происхождение и сущность морали, анализирует моральные ценности и принципы. Она вырабатывает научно обоснованные рекомендации по моральному совершенствованию общества и личности.
Классификация моральных норм
Польская исследовательница Мария Оссовская выделяет несколько видов моральных норм:
- нормы-принципы (справедливость, милосердие);
- нормы-правила (не лги, не укради);
- нормы-оценки (добрый поступок, плохой человек);
- нормы-идеалы (идеал матери, идеал героя).
Высшие нормы морали
Среди наиболее известных высших норм морали:
- норма Фомы Аквинского «Стремиться к добру, избегать зла»;
- принцип Иеремии Бентама о «максимальной выгоде для максимального количества людей»;
- категорический императив Иммануила Канта;
- принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера.
Связь морали и культуры
Американский психолог Мишель Гельфанд отмечает тесную связь моральных норм с культурой того или иного народа. В «жестких» культурах нормы строже, нарушения караются суровее. «Свободные» культуры более терпимы к отклонениям от общепринятых правил.
История этических кодексов
В истории наиболее известны этические учения великих философов - Конфуция и Лао-Цзы в Китае, Сократа и Аристотеля в Древней Греции, средневековых схоластов Августина и Фомы Аквинского. Они заложили основы представлений о добродетели, справедливости, долге.
В Новое время появляются этические кодексы для отдельных профессий и организаций - клятва Гиппократа для врачей, этические правила для ученых, госслужащих, бизнесменов. В ХХ веке принимаются Всеобщая декларация прав человека ООН и другие международные документы.
Моральный кодекс советского человека
В СССР с 1961 года действовал «Моральный кодекс строителя коммунизма» - свод правил поведения для идейно выдержанного советского гражданина. Основные требования - преданность коммунистическим идеалам, коллективизм, гуманизм, честность, простота и скромность.
Моральный облик строителя коммунизма определяется следующими основными чертами: |
- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; |
- высокая сознательность и социальная активность; |
- трудолюбие и коллективизм; |
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат; |
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; |
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; |
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; |
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; |
- нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; |
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. |
Причины отсутствия этического кодекса в России
В современной России единого этического кодекса для всего общества не существует. Это связано с переходом к рыночной экономике, плюрализмом мнений, ослаблением роли идеологии.
Но бизнес-структуры и профессиональные сообщества активно разрабатывают свои корпоративные и отраслевые этические кодексы по зарубежным образцам.
Например, широко известны этические кодексы врачей, учителей, юристов, госслужащих. Крупные российские компании также внедряют для сотрудников корпоративные кодексы деловой этики.
Размытость моральных норм в обществе
Несмотря на важность морально-этических норм, в современном российском обществе они все больше размываются. Это связано с несколькими причинами.
Кризис традиционной морали
Традиционные представления о добре и зле, сформированные православием, постепенно утрачивают свое влияние. Люди все меньше руководствуются заповедями в повседневной жизни.
Рост индивидуализма и потребительства
Вместо коллективистских ценностей приоритет отдается индивидуальному успеху и комфорту. Потребление ради удовольствия вытесняет духовные потребности. Морально допустим все, что приносит выгоду.
Влияние глобализации и соцсетей
Глобализация и социальные сети нивелируют культурные различия народов, в том числе в области морально-этических норм. Молодежь ориентируется на «гламурные» западные стандарты жизни.
Противоречия между словом и делом
Зачастую морально осуждаются такие явления, как взяточничество, обман и тунеядство. Но морально эти нормы нарушаются ради личной выгоды или под давлением обстоятельств.
Последствия морального релятивизма
Отсутствие четких морально-этических ориентиров приводит в российском обществе к негативным тенденциям.
Негативные тенденции в молодежной среде
Среди молодежи растут популярность асоциальных субкультур, наркомания, алкоголизм, преступность. Молодые люди не видят для себя моральных авторитетов и жизненных перспектив.
Рост преступности и социальной апатии
Пренебрежение морально-этическими нормами ведет к росту коррупции и других преступлений. Обыватели становятся равнодушными к чужим бедам и страданиям.
Кризис института семьи и брака
Из-за неустойчивости моральных принципов растет число разводов и внебрачных связей. Стирается грань между дозволенным и запретным в сфере половых отношений.
Восстановление традиционных ценностей
Морально-этические нормы, основанные на традиционной культуре народа, - это важнейший стержень, который скрепляет общество. Поэтому сегодня на государственном уровне ведется работа по духовно-нравственному возрождению России.
Роль государства и общественных институтов
Государство запускает масштабные программы по патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде традиционных семейных ценностей, борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Активную роль играют Русская православная церковь, ветеранские и молодежные организации.
Программы патриотического воспитания
Реализуются проекты "Пост No 1", "Зарница", "Юнармия" по героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Молодежь участвует в поисковых отрядах, восстанавливает храмы и памятники.
Движения за трезвость и здоровый образ жизни
В регионах получают распространение клубы трезвости, проводятся акции в поддержку здорового образа жизни. Люди объединяются в группы по совместным занятиям спортом, туризмом, рукоделием.
Положительные примеры из регионов
В ряде регионов реализуются успешные программы духовно-нравственного возрождения. Например, в Ярославской области с 2010 года действует проект "Вектор нравственности", нацеленный на укрепление традиционных ценностей в молодежной среде.
Перспективные направления работы
Эксперты отмечают важность привлечения бизнеса, СМИ и интернет-сообществ к продвижению позитивного контента. Необходимы также программы поддержки многодетных и молодых семей. Воспитание подрастающего поколения в духе высокой нравственности - залог будущего страны.
Роль личной ответственности
В конечном итоге все зависит от морального выбора каждого конкретного человека. Пример родителей, учителей, общественных деятелей вдохновляет остальных на следование высоким этическим нормам в повседневной жизни.
В конечном итоге все зависит от морального выбора каждого конкретного человека. Пример родителей, учителей, общественных деятелей вдохновляет остальных на следование высоким этическим нормам в повседневной жизни.
Семья является первой школой морали для ребенка. Родители своим личным примером прививают детям такие важные качества, как честность, порядочность, трудолюбие.
Учителя также играют ключевую роль в нравственном становлении подрастающего поколения. Педагоги не только дают знания, но и воспитывают в учениках лучшие моральные качества.
Общественные деятели могут своим положительным примером вдохновлять людей на конкретные добрые дела и поступки. Так, экологи и волонтеры побуждают простых граждан заниматься благоустройством дворов и озеленением городов.