Карбюратор "Озон": устройство, принцип работы и регулировка
Карбюратор - один из ключевых элементов автомобиля. От его исправной работы напрямую зависит мощность, динамика, расход топлива вашего авто. Модель карбюратора "Озон" уже не одно десятилетие активно применяется на отечественных автомобилях.
История создания карбюратора "Озон"
Карбюратор "Озон" был разработан на базе итальянской модели Weber, устанавливавшейся на "Москвичах" и ВАЗах. Основными целями создания "Озона" стали:
- повышение топливной экономичности; - снижение токсичности отработавших газов.
Первые экземпляры "Озона" имели механический привод на вторую камеру. С 1981 года его заменили на пневматический, используемый до сих пор.
Массовое производство карбюраторов "Озон" было развернуто с 1980-х годов. Новая отечественная модель превосходила итальянский аналог Weber по таким ключевым параметрам, как надежность, ремонтопригодность, устойчивость работы на низкокачественном топливе.
Ключевые модификации карбюраторов "Озон": - 2105 - на двигатель ВАЗ-2108 объемом 1,3 л - 2107 - на мотор ВАЗ-2107 объемом 1,5 л
Назначение и принцип работы "Озона"
Основная задача любого карбюратора, включая "Озон" - точное дозирование и смешивание бензина с воздухом для подачи горючей смеси в цилиндры двигателя.
Последовательность работы карбюратора "Озон" следующая:
- Воздух поступает через воздушный фильтр в карбюратор
- Одновременно бензин под давлением подается из топливного бака
- В первой камере карбюратора воздух смешивается с топливом
- Образовавшаяся горючая смесь поступает во вторую камеру
- Во второй камере происходит окончательное дозирование топлива
- Готовая рабочая смесь подается в цилиндры двигателя
В зависимости от нагрузки на двигатель и положения дроссельной заслонки карбюратор обеспечивает разный состав топливно-воздушной смеси.
На холостом ходу и малых оборотах смесь должна быть максимально обогащена бензином, чтобы обеспечить устойчивую работу мотора.
При средних и высоких нагрузках обороты увеличиваются, поступает больше воздуха, соответственно смесь становится более бедной для эффективного сгорания топлива в цилиндрах.
Точная регулировка состава топливно-воздушной смеси в карбюраторе "Озон" осуществляется с помощью: - жиклеров дозирующих подачу бензина и воздуха; - винтов количества и качества, изменяющих работу дозаторов. Благодаря гибкой настройке карбюратора можно влиять на мощностные показатели двигателя и расход топлива.
Устройство карбюратора "Озон"
Конструктивно карбюратор "Озон" довольно прост, в его состав входят:
- Две камеры смешивания топлива с воздухом
- Комплект топливных и воздушных жиклеров
- Дроссельные заслонки каждой камеры
- Поплавковая камера
- Система холостого хода
- Экономайзер (эконостат)
- Пусковое устройство
Принцип работы поплавковой камеры заключается в поддержании постоянного заданного уровня бензина, от которого зависит работа всех остальных узлов.
Система холостого хода отвечает за обеспечение устойчивой работы двигателя на минимальных оборотах и плавного холодного пуска.
Экономайзер нужен для дополнительного обогащения смеси на высоких оборотах, что увеличивает отдачу мотора.
Пусковое устройство обеспечивает обогащение топливом смеси в момент запуска холодного двигателя.
Диагностика неисправностей "Озона"
Типичными признаками возможных проблем в работе карбюратора "Озон" являются:
- Трудный или неудачный запуск двигателя
- Нестабильный холостой ход, глохнет на светофорах
- Повышенный расход топлива
- Дымный выхлоп
- Потеря мощности и "провалы" при разгоне
Основные причины таких неисправностей - загрязнение топливных каналов и жиклеров карбюратора, нарушение регулировок поплавковой камеры или системы холостого хода, износ деталей привода дроссельных заслонок.
Для выявления конкретной неисправности можно провести самодиагностику:
- Проверить внешний вид и целостность креплений карбюратора
- Оценить пуск двигателя на холодную с закрытой воздушной заслонкой
- Послушать работу мотора на холостых оборотах
- Снять и визуально осмотреть свечи на наличие нагара
Результаты осмотра помогут определить дальнейший порядок поиска неисправностей или проведения регулировочных работ.
Регулировка карбюратора "Озон"
Регулировка карбюратора "Озон" необходима для восстановления его работоспособности после длительной эксплуатации или ремонта.
Первым делом следует найти оптимальные обороты холостого хода при помощи винтов управления количеством и качеством топливной смеси.
Затем требуется проверить и при необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере - он влияет на состав смеси во всех режимах.
По состоянию свечей зажигания можно определить богатую или бедную рабочую смесь в цилиндрах и откорректировать проходные сечения жиклеров.
Для устранения провалов при разгоне нужно проверить работу и регулировку экономайзера, обеспечивающего обогащение смеси на высоких оборотах.
После завершения всех работ следует тщательная обкатка двигателя для адаптации карбюратора к новым параметрам.
Полезные "народные" методы обслуживания "Озона"
Наряду с официальными рекомендациями по обслуживанию карбюраторов "Озон" существует множество полезных "народных" методов, помогающих увеличить ресурс работы и устранить возможные неисправности.
Так, для очистки жиклеров от загрязнений используют промывку в ацетоне, бензине или даже обычной питьевой соде. Содовый раствор хорошо "выжигает" нагар и отложения.
При сборке карбюратора после ремонта его часто помещают на 10-15 минут в разогретую духовку для лучшей посадки резиновых уплотнений. Также можно аккуратно поджать их плоскогубцами по периметру.
Очень важно использовать качественный бензин и регулярно менять топливные фильтры - иначе грязь быстро забьет каналы карбюратора.
Особенности установки карбюратора "Озон"
При установке карбюратора "Озон" на двигатель нужно соблюдать следующие основные моменты:
- Перед установкой очистить от загрязнений поверхности прилегания карбюратора и впускного коллектора
- Заменить прокладку между карбюратором и коллектором
- Проверить затяжку болтов крепления карбюратора в последовательности "крест-накрест"
- Подсоединить шланги и провода, проверить герметичность соединений
- Отрегулировать привод дроссельных заслонок и установить воздушную заслонку в закрытое положение
Соблюдение этих нехитрых правил гарантирует герметичность всасывающего тракта и предотвратит возможные проблемы с запуском двигателя.
Ремонт системы холостого хода "Озона"
Система холостого хода - один из наиболее часто выходящих из строя узлов карбюраторов "Озон".
Среди типовых неисправностей можно выделить:
- Колебания оборотов холостого хода
- Повышенный расход бензина
- Затрудненный пуск холодного двигателя
Причины - износ деталей топливных жиклеров, нарушения регулировок винтов количества и качества смеси, засорение каналов.
Для восстановления работоспособности системы холостого хода обычно требуется:
- Разобрать карбюратор и очистить детали от загрязнений
- Проверить состояние винтов и жиклеров, при необходимости заменить
- Собрать и отрегулировать систему холостого хода
Правила эксплуатации карбюратора "Озон"
Чтобы обеспечить максимальный ресурс работы карбюратора "Озон", рекомендуется придерживаться нескольких простых правил:
- Периодически менять топливные фильтры и проверять герметичность бензопроводов
- Следить за креплением карбюратора к впускному коллектору
- Не эксплуатировать двигатель на предельных оборотах после длительных простоев
- Избегать долива сомнительного качества бензина в бак
- Регулярно очищать карбюратор от пыли и грязи снаружи