Портрет Блока: тайны творческой личности
Блок – один из самых загадочных русских поэтов Серебряного века. Его образ до сих пор притягивает исследователей. Что скрывается за его портретами, написанными современниками? Погрузимся в тайны личности великого поэта, а также обсудим роль его личности в литературе.
Детство и юность Блока
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец Александр Львович Блок был профессором Варшавского университета, мать Александра Андреевна Бекетова работала переводчицей.
Детские годы Блок провел в основном в доме деда, известного ботаника А.Н. Бекетова, а летом часто уезжал в имение Шахматово. Там юный Александр получил первые впечатления о природе, полюбил чтение, интересовался театром.
Мать Блока Александра Андреевна открыла сыну сначала сказки, а затем и произведения Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Фета.
В 1889 году Блок поступил в Введенскую гимназию, а после ее окончания в 1898 году учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако через три года перевелся на историко-филологическое отделение, которое окончил в 1906 году.
Еще в гимназические годы Блок познакомился с А.Ремизовым, С. Городецким и двоюродным братом С.Соловьевым. Это определило круг его юношеских интересов.
Начало творческого пути
Первые литературные опыты Блока относятся к 1899-1900 годам. Под влиянием творчества В.Соловьева, А.Фета юный поэт увлекся символизмом. В 1901 году в петербургском журнале «Новый путь» вышли его первые стихотворения.
В 1903 году в альманахе «Северные цветы» появился знаменитый цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный возлюбленной Л.Менделеевой. Этот образ стал одним из ключевых в раннем творчестве поэта наряду с образами Фаины, Снежной Маски, Незнакомки.
- 1904 - стихотворение «Колыбельная песня»
- 1906 - первая пьеса «Балаганчик»
- 1908 - цикл «На поле Куликовом»
Блок активно сотрудничал с символистскими журналами «Новый путь», «Золотое руно», печатался в «Северных цветах». Его произведения вызывали неоднозначную реакцию критиков, но постепенно принесли автору известность как одному из ведущих поэтов-символистов.
В 1911 году на основе пяти поэтических книг Блок издал трехтомное собрание сочинений. К этому времени его стихи активно печатались в периодике и альманахах.
Портреты Блока: работы современников
Облик поэта запечатлели в своих полотнах многие выдающиеся художники-современники. Так, портрет Блока кисти К.Сомова, созданный в 1907 году, отличается резким психологизмом. На нем изображен задумчивый, усталый человек с вьющимися волосами в белой рубашке.
Другой портрет Александра Блока принадлежит кисти Ю.Анненкова. Этот парадный портрет вошел в знаменитую серию «Портреты поэтов», созданную художником в 1924 году.
Образ Блока в воспоминаниях современников
Современники Блока оставили противоречивые воспоминания о его облике и характере. Общим для них является впечатление о странности и сложности натуры поэта.
Анна Ахматова с иронией описывала внешность жены Блока Любови Менделеевой: «Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы».
В то же время Ахматова отмечала, что автор «Двенадцати» всегда видел в супруге ту девушку, в которую когда-то влюбился.
Творческое наследие
При жизни Блока вышло 8 поэтических книг. Его произведения публиковались во многих литературных изданиях, вызывая неоднозначную реакцию критиков.
Многие замыслы поэта, в том числе эпические произведения «Возмездие» и «Вольные мысли», так и остались незавершенными.
Тем не менее, творческое наследие Блока включает свыше 20 поэтических циклов, 7 пьес, а также многочисленные критические и публицистические работы.
Память о Блоке
Имя поэта навсегда вписано в историю русской литературы. Его стихи и поэмы, такие как «Двенадцать», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», стали классикой.
В 1980 году в Петербурге открылся музей-квартира А.Блока. В 2020 году в России широко отмечалось 140-летие со дня рождения поэта.
Творчество и судьба Блока продолжают вдохновлять исследователей и деятелей культуры.