Социальное обслуживание граждан: права, льготы и гарантии

Социальное обслуживание граждан представляет собой систему мер поддержки отдельных категорий населения со стороны государства. Это могут быть пожилые и одинокие люди, инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, малоимущие и иные лица, нуждающиеся в посторонней помощи.

Социальное обслуживание включает оказание различного рода социальных услуг: помощь на дому, уход в специализированных учреждениях, предоставление технических средств реабилитации и многое другое. Условия и порядок оказания такой помощи регулируются Федеральным законом No442.

Категории граждан, имеющие право на социальное обслуживание

Согласно Федеральному закону No442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», право на получение социальных услуг имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ. Категории граждан, которым может быть предоставлено социальное обслуживание:

  • пожилые люди (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет);
  • инвалиды;
  • лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
  • несовершеннолетние дети;
  • семьи с детьми в трудной жизненной ситуации;
  • безнадзорные дети;

Также социальное обслуживание может быть предоставлено гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Это могут быть люди с хроническими заболеваниями, одинокие матери с маленькими детьми, малообеспеченные семьи, бездомные и другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется на основании следующих критериев (ст. 15 ФЗ-442):

  1. полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности;
  2. наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  3. наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  4. отсутствие возможности обеспечения ухода в связи с трудной жизненной ситуацией;
  5. наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  6. отсутствие определенного места жительства, в том числе у лиц, не достигших возраста 23 лет и завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, основными категориями граждан, имеющими право на социальное обслуживание, являются пожилые люди, инвалиды, семьи с детьми в трудной жизненной ситуации. Право на получение соцуслуг возникает при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Перечень основных социальных услуг, предоставляемых гражданам

Согласно статье 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальные услуги подразделяются на следующие виды:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

Конкретный перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъектах Российской Федерации, формируется с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. No 1236. В него включены следующие социальные услуги:

  1. В рамках социально-бытовых услуг: покупка за счет средств получателя социальных услуг продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи и т.д.;
  2. В рамках социально-медицинских услуг: выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг; проведение оздоровительных мероприятий; систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья и др.;
  3. В рамках социально-психологических услуг: социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений); социально-психологический патронаж; оказание консультационной психологической помощи анонимно и др.;
  4. В рамках социально-педагогических услуг: обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг; организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности и др.

Таким образом, социальные услуги, предоставляемые нуждающимся гражданам, направлены на поддержание их жизнедеятельности, сохранение физического и психического здоровья, защиту прав и законных интересов, профилактику трудных жизненных ситуаций. Перечень конкретных услуг определяется с учетом индивидуальных потребностей гражданина и утверждается на региональном уровне.

Условия и порядок оказания социальных услуг

Согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальные услуги предоставляются гражданину на основании следующих условий:

  • признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
  • обращение гражданина за предоставлением социального обслуживания либо согласие на социальное обслуживание или отказ от него в письменной или электронной форме;
  • индивидуальная нуждаемость гражданина в социальных услугах, установленная по результатам проведенной оценки;

Порядок предоставления социальных услуг включает следующие этапы:

  1. Подача гражданином (его законным представителем) заявления о предоставлении социального обслуживания;
  2. Принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе;
  3. Составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  4. Заключение договора о предоставлении социальных услуг;
  5. Предоставление гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора.

Заявление о предоставлении социальных услуг подается гражданином либо его законным представителем в письменной или электронной форме. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
  • документы (сведения), подтверждающие нуждаемость гражданина в социальном обслуживании.

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимается уполномоченным органом субъекта РФ в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Основанием для отказа могут быть, в частности, предоставление недостоверных сведений или отсутствие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Для граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, составляется индивидуальная программа, в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

На основании индивидуальной программы с поставщиком социальных услуг заключается договор о предоставлении социальных услуг, определяющий права и обязанности сторон.

Документы, необходимые для получения социального обслуживания

Для получения социального обслуживания гражданину или его законному представителю необходимо подать заявление в территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ или документ, подтверждающий личность иностранного гражданина в РФ;
  • Документ, подтверждающий полномочия законного представителя (при обращении представителя);
  • Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи (при рассмотрении вопроса об оказании социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой);
  • Заключение медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и степени утраты способности к самообслуживанию (для инвалидов или лиц, частично утративших способность к самообслуживанию);
  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида (при наличии);

Дополнительно могут быть представлены следующие документы в зависимости от категории гражданина:

  • Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - документы, подтверждающие данный статус;
  • Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - документы, подтверждающие данный статус;
  • Для несовершеннолетних детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей - документы, подтверждающие состав и доходы семьи;
  • Для лиц, освобожденных из мест лишения свободы - документ об освобождении;
  • Для лиц без определенного места жительства - документ о постановке на учет в учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства.

Гражданин вправе по собственной инициативе представить иные документы, подтверждающие нуждаемость в социальном обслуживании, в том числе:

  • Характеристику с места жительства;
  • Справку о составе семьи;
  • Копию домовой книги.
  • Справку об инвалидности;
  • Справку о среднедушевом доходе семьи для предоставления социальных услуг бесплатно.

Таким образом, стандартный перечень документов для получения социального обслуживания включает паспорт, подтверждение доходов и документы, подтверждающие отнесение гражданина к льготным категориям. При необходимости перечень может быть расширен.

Определение индивидуальной потребности в социальных услугах

После признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании проводится оценка его индивидуальной потребности в конкретных видах и объемах социальных услуг. Оценка осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ на основании документов, представленных гражданином, с использованием опросников и тестов.

При определении индивидуальной потребности учитываются следующие обстоятельства:

  • - возраст получателя социальных услуг;
  • - состояние здоровья, в том числе наличие инвалидности, хронических заболеваний;
  • - степень утраты способности к самообслуживанию;
  • - состав семьи получателя социальных услуг;
  • - жилищно-бытовые условия;
  • - уровень дохода получателя социальных услуг и его семьи.

По результатам оценки составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которую включаются:

  • - объем каждого вида социальных услуг;
  • - периодичность и продолжительность предоставления;
  • - условия предоставления (на дому, в полустационарной или стационарной форме);
  • - сроки предоставления;
  • - порядок и размер оплаты (бесплатно, частичная или полная оплата).
  • - перечень рекомендуемых поставщиков услуг.

Таким образом, индивидуальная программа социального обслуживания формируется для каждого гражданина персонально, с учетом его конкретной жизненной ситуации и потребностей.

Льготные категории граждан при социальном обслуживании

Согласно статье 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. No 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальные услуги предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:

  • - инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
  • - лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • - Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам Ордена Славы;
  • - членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий;
  • - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны.

Регионы Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. К таким категориям могут относиться, например:

  • - одинокие граждане старше 80 лет;
  • - одинокие инвалиды 1 группы;
  • - малоимущие семьи с детьми-инвалидами;
  • - неработающие инвалиды 2 и 3 группы;
  • - многодетные и неполные семьи с доходом ниже прожиточного минимума.

Остальные категории граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, обслуживаются за плату или частичную плату. Размер платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в субъекте РФ.

Таким образом, льготы и гарантии при получении социального обслуживания установлены прежде всего для ветеранов войны, инвалидов, малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан.

Платные и бесплатные социальные услуги

Согласно Федеральному закону No442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальные услуги могут предоставляться как на бесплатной, так и на платной основе.

Бесплатно социальные услуги предоставляются гражданам, относящимся к льготным категориям. Это, в частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и России, члены семей погибших ветеранов боевых действий. Также регионы РФ могут устанавливать дополнительные льготные категории граждан для бесплатного обслуживания.

Для остальных граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, услуги предоставляются на платной или частично платной основе. При этом размер оплаты рассчитывается индивидуально для каждого человека на основании его дохода, но не может превышать 50% разницы между доходом гражданина и установленным в регионе прожиточным минимумом.

К социальным услугам, предоставляемым бесплатно вне зависимости от дохода и льготного статуса, относятся:

  • - консультирование и содействие в получении медицинской, психологической, юридической, социальной помощи;
  • - социальный патронаж;
  • - содействие в получении экстренной психологической помощи;
  • - предоставление временного приюта нуждающимся гражданам;
  • - социальное сопровождение семей с детьми в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, большинство видов социальных услуг предоставляется гражданам на льготной или частично платной основе в зависимости от их дохода и социального статуса.

Куда обращаться для получения социальной помощи

Для получения социальной помощи необходимо обратиться в центр социального обслуживания населения (ЦСО) по месту жительства. Подать заявление можно лично, через законного представителя или в электронном виде через личный кабинет на портале Госуслуг. Также документы принимают в многофункциональных центрах (МФЦ).

В заявлении нужно указать какие именно социальные услуги требуются (уход, организация питания, содействие в получении медпомощи и др.). К заявлению прилагают документы, подтверждающие право на получение услуг (удостоверение инвалида, справка о составе семьи и др.).

ЦСО в течение 5 рабочих дней принимает решение о предоставлении социальных услуг, либо об отказе в случае отсутствия оснований. При необходимости срочного социального обслуживания решение принимается в день обращения.

Если принято положительное решение, составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг с указанием конкретного перечня услуг, сроков, объемов и условий их предоставления.

Основания для отказа в социальном обслуживании

Согласно статье 18 Федерального закона No442-ФЗ, в социальном обслуживании может быть отказано в следующих случаях:

  • Гражданин не относится к числу граждан, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, то есть не имеет обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
  • Гражданину уже предоставляются аналогичные социальные услуги другим поставщиком социальных услуг;
  • Гражданин не представил необходимых документов;
  • У поставщика социальных услуг отсутствует свободное место в организации социального обслуживания.
  • Поставщик не располагает необходимыми ресурсами для оказания социальной услуги.

Также отказ в социальном обслуживании возможен, если предоставление социальных услуг повлечет за собой угрозу для жизни и здоровья обслуживающего персонала.

Кроме того, отказать в социальном обслуживании могут гражданам, страдающим психическими расстройствами, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения хронических психических заболеваний, а также совершившим умышленное преступление против жизни и здоровья работников организации социального обслуживания при исполнении ими должностных обязанностей.

Однако во всех случаях отказа в предоставлении социальных услуг поставщик обязан проинформировать гражданина о возможности получения экстренной социальной помощи, предоставляемой в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодательство предусматривает ряд оснований для отказа в социальном обслуживании, но при этом гарантирует гражданам возможность получения экстренной помощи в сложной жизненной ситуации.

При отказе гражданин вправе обжаловать это решение в судебном порядке.

Как избежать мошенничества при получении социальной помощи

К сожалению, социальная сфера не застрахована от проявлений мошенничества. Лица без определенного рода занятий могут представляться социальными работниками с целью проникновения в жилище и хищения имущества или денег.

Чтобы избежать подобных инцидентов, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Никогда не впускать в квартиру незнакомых людей, представляющихся социальными работниками, без предварительной договоренности или направления от центра социального обслуживания;
  • Требовать у представителя социальной службы служебное удостоверение, подтверждающее его личность и полномочия;
  • Не сообщать посторонним лицам подробности о своем имущественном положении, наличии сбережений и ценностей;
  • Не подписывать никакие документы и не передавать деньги лицам, представляющимся социальными работниками, без ознакомления с их содержанием и предварительной проверки личности и полномочий этих лиц;
  • Обращаться за социальным обслуживанием только в государственные или муниципальные центры социального обслуживания; не доверять частным агентствам без проверки.

При малейшем сомнении в честности намерений человека, представляющегося социальным работником, необходимо связаться с отделом социальной защиты населения и сообщить о подозрительном визите.

Кроме того, следует проявлять бдительность и осторожность, иметь четкое представление о своих правах и обязанностях, а также о порядке и процедурах социального обслуживания.

При соблюдении этих несложных правил вероятность стать жертвой мошенничества в сфере социального обслуживания значительно снижается.

Страхование на случай потери трудоспособности и инвалидности

Потеря трудоспособности или наступление инвалидности могут серьезно осложнить жизнь человека, поставить под угрозу его материальное благополучие. В таких обстоятельствах на помощь приходит социальное обслуживание.

Однако для дополнительных гарантий гражданам следует рассмотреть вопрос о страховании на случай потери трудоспособности и инвалидности. Такое страхование позволит получить выплату в случае наступления страхового случая.

Страхование от несчастных случаев и болезней может осуществляться как в рамках обязательного социального страхования, так и в рамках добровольных видов страхования.

В зависимости от условий договора и программы страхования выплата может производиться:

  • при установлении инвалидности;
  • при временной нетрудоспособности;
  • при необходимости реабилитации после несчастного случая;
  • в виде аннуитетных платежей при длительной потере трудоспособности.

Размер страховых выплат может быть определен как фиксированная сумма или как процент от страховой суммы, указанной в договоре.

Таким образом, при наступлении страхового случая выплаты от страховой компании позволят частично или полностью компенсировать:

  • потерю дохода в связи с нетрудоспособностью;
  • расходы на лечение и реабилитацию;
  • расходы на социальное обслуживание и уход.

Следовательно, страхование рисков потери здоровья является важной мерой социальной защиты граждан наряду с государственным социальным обеспечением.

При выборе программы страхования необходимо внимательно изучить правила страхования, размеры страховых сумм, списки исключений, порядок осуществления страховых выплат. Это позволит обезопасить себя от непредвиденных жизненных ситуаций, связанных с проблемами со здоровьем и трудоспособностью.

Программа предоставления социального обслуживания

Для граждан, за которыми признали право на социальное обслуживание, составляют индивидуальную программу предоставления социальных услуг. В ней указывают:

  • форму социального обслуживания (на дому, в полустационарной или стационарной форме);
  • виды социальных услуг, которые будут оказаны;
  • периодичность и сроки предоставления услуг;
  • объем услуг по каждому виду;
  • стоимость услуг для получателя.

Программа составляется с учетом индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании. Для оценки нуждаемости проводят обследование условий жизнедеятельности гражданина. По результатам составляют акт, который учитывают при разработке программы.

Программа утверждается руководителем поставщика социальных услуг. С ней должны ознакомить получателя социальных услуг. Если гражданин не согласен с какими-то пунктами программы, он может обжаловать ее в суде.

По факту оказанных услуг составляют акт сдачи-приемки. Если гражданин отказался от предоставления социальных услуг, об этом тоже составляют соответствующий акт.

Срок действия программы От 3 месяцев до 1 года
Пересмотр программы Через 3 месяца после составления; при изменении нуждаемости

Таким образом, программа социального обслуживания носит индивидуальный характер. Она отражает конкретные потребности гражданина в социальной поддержке.

Обжалование решений об отказе в социальном обслуживании

Если гражданину отказали в социальном обслуживании, это решение можно обжаловать. Для начала нужно узнать точные причины отказа. Их должны были указать в письменном уведомлении.

Чаще всего отказывают по следующим основаниям:

  • гражданин не относится ни к одной из категорий, имеющих право на получение социальных услуг;
  • его уровень дохода превышает предельный размер для получения социального обслуживания;
  • в заявлении были предоставлены неверные сведения.

Если с причинами отказа не согласны, можно подать жалобу в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд. Заявление о пересмотре решения подается в течение 10 дней после получения уведомления.

В тексте жалобы нужно:

  • описать ситуацию;
  • указать причины несогласия с решением об отказе;
  • ссылаться на нормы законодательства, гарантирующие право на социальное обслуживание в данном случае.
  • приложить копии подтверждающих документов.

Решение по жалобе должны принять в течение 15 рабочих дней. Если отказ подтвердили, можно подавать иск в суд.

В судебном порядке решение об отказе в социальном обслуживании оспаривают реже. Но если есть уверенность в своей правоте и возможность собрать необходимые доказательства, то можно пойти по судебному пути.

Таким образом, отказ в социальном обслуживании не означает, что ситуация безвыходная. Есть возможности пересмотра решения как в досудебном, так и в судебном порядке.

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в соцобслуживании

Помимо непосредственного предоставления социальных услуг, важна и профилактическая работа с населением. Ее цель - не допустить ситуаций, когда люди остро нуждаются в посторонней помощи из-за ухудшившихся жизненных обстоятельств.

Профилактические мероприятия проводятся по нескольким направлениям:

  • Выявление семей и отдельных граждан, которым потенциально может потребоваться социальная поддержка в будущем;
  • Консультирование по социально-правовым вопросам;
  • Социальная адаптация инвалидов;
  • Профориентация несовершеннолетних;
  • Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.

Для реализации этих мероприятий необходимо:

  • выявлять семьи и граждан, попадающих в трудную жизненную ситуацию;
  • анализировать причины, которые привели к сложным обстоятельствам в жизни этих людей;
  • разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации;
  • проводить мероприятия по социальной адаптации граждан для восстановления их способности к самообслуживанию.

Ключевая роль в профилактической работе принадлежит органам и учреждениям социального обслуживания. Однако многое зависит и от активности самих граждан:

  • Обращаться за консультацией к специалистам при первых признаках нарастающих проблем;
  • Не стесняться принимать адресную помощь от государства, если остро в ней нуждаетесь;
  • Занимать активную жизненную позицию, развиваться и повышать свою самостоятельность.

Таким образом, профилактические меры позволяют не допустить социальные проблемы или смягчить их последствия. А значит, меньше людей будут нуждаться впоследствии в социальном обслуживании.

Перспективы развития системы социального обслуживания в России

В последние годы активно модернизируется система социального обслуживания в России. Принят ряд нормативных актов, расширяющих права граждан в этой сфере. Какие перспективы и нововведения нас ожидают дальше?

Главные направления развития таковы:

  • Повышение качества и доступности социальных услуг;
  • Усиление адресного подхода к оказанию помощи;
  • Внедрение новых технологий и цифровизация процессов соцобслуживания.

Рассмотрим основные планируемые нововведения.

1. Расширение спектра социальных услуг. Сюда входит:

  • Включение в перечень новых услуг: экстренной помощи с использованием тревожной кнопки, сопровождаемого проживания для инвалидов, временного размещения бездомных и других;
  • Развитие стационарозамещающих технологий для максимально возможного пребывания граждан в привычной домашней среде;
  • Расширение сети отделений дневного пребывания.

2. Новый механизм финансирования социальных услуг:

  • Внедрение принципа «деньги ходят за клиентом» вместо сметного финансирования учреждений;
  • Нормативно-подушевое финансирование в зависимости от потребностей клиентов.

3. Развитие негосударственного сектора в сфере оказания услуг:

  • Привлечение социально ориентированных НКО и индивидуальных предпринимателей;
  • Внедрение механизмов госзаказа и возмещение затрат поставщикам услуг.

4. Внедрение информационных технологий:

  • Формирование регистров получателей услуг;
  • Электронный учет оказанных услуг;
  • Онлайн-доступ граждан к информации о мерах социальной поддержки.

Реализация этих и других мер позволит выстроить современную инфраструктуру социального обслуживания. А главное - своевременно и в полном объеме обеспечивать потребности нуждающихся в поддержке граждан.

Комментарии