Религия египтян: развитие, влияние на искусство и культуру

Религиозные верования Древнего Египта до сих пор окутаны ореолом загадочности и мистики. Эта религия оказала огромное влияние на культуру одной из величайших цивилизаций древности.

Уникальное географическое положение Египта, регулярные разливы Нила, впечатляющая природа - все это нашло отражение в многообразии египетских верований. Обожествлялись животные, птицы, деревья, явления природы. Вера в загробную жизнь породила грандиозные погребальные сооружения и поистине ювелирную технику мумификации.

Культы богов-животных - отголоски тотемизма

В Древнем Египте многие боги изображались в образах животных или имели животные атрибуты. Это было связано с доисторическим тотемизмом, когда отдельные виды животных почитались как священные в определенных местностях. Со временем культы животных трансформировались в антропоморфных богов, но связь с тотемным животным сохранялась.

  • Бык Апис считался воплощением бога Птаха в Мемфисе, а корова Хатхор - богини неба.
  • Сокол Гора почитался в Египте как солнечное божество, позже отождествлен с богом неба.
  • Кошка Бастет была богиней-покровительницей Бубастиса, ее образ эволюционировал от львицы к домашней кошке.

Особым почетом пользовались крокодилы, ибисы, шакалы, змеи как воплощения определенных божеств. Животные содержались при храмах, им приносили жертвы. Это было связано с древними представлениями о тотемах - покровителях рода или местности.

Животное Божество
Бык Апис Птах
Сокол Гор

Таким образом, культы животных в Древнем Египте уходят корнями в тотемизм и анимизм - веру в одушевленность природы. Со временем они трансформировались в сложную мифологию антропоморфных божеств.

Бальзамирование и мумификация

Одним из важнейших элементов погребального культа древних египтян было бальзамирование и мумификация тел умерших. Эти обряды были направлены на сохранение тела после смерти для обеспечения загробной жизни.

Согласно религиозным представлениям египтян, после смерти душа продолжала жить в ином мире, но для этого ей было необходимо сохранить связь с телом. Поэтому тела умерших подвергались сложной процедуре бальзамирования и заворачивались в льняные бинты, превращаясь в мумии.

Процесс мумификации совершенствовался на протяжении тысячелетий. Сначала тело просто обрабатывали смолами и оборачивали тканями. Но к Новому царству мумификация превратилась в развитую систему:

  1. Через специальный разрез извлекались внутренности, а в полости тела помещали благовония.
  2. Тело обезвоживалось с помощью солей натрия.
  3. Мозг извлекался через нос специальным крючком и уничтожался.
  4. В полости тела помещали смолы, для сохранности мумии.
  5. Тело обматывали льняными бинтами с амулетами и заклинаниями.

Особым почетом пользовалась процедура мумификации фараонов. Их тела бальзамировались по специальному обряду. Мумии фараонов хранились в гробницах вместе с необходимыми для загробной жизни предметами.

Таким образом, бальзамирование и мумификация играли важнейшую роль в религии древних египтян, отражая их веру в загробную жизнь души в вечном теле. Эти обряды позволили сохранить мумии в неповрежденном состоянии на тысячелетия, дав бесценные сведения о культуре Древнего Египта.

Пирамиды - «дома вечности» фараонов

Одним из важнейших элементов погребального культа и религиозных представлений древних египтян было строительство гробниц для фараонов и знати. Особое значение имели пирамиды - грандиозные сооружения из каменных блоков в форме пирамиды.

Пирамиды строились в качестве усыпальниц фараонов в эпоху Древнего и Среднего царства. Самые известные находятся в Гизе под Каиром. Крупнейшая пирамида Хеопса имеет высоту около 140 метров.

Согласно религиозным представлениям египтян, фараон после смерти становился богом и отправлялся в загробный мир. Для этого перехода ему были необходимы нетленное тело и усыпальница, достойная божественной сущности фараона.

Пирамиды возводились как «дома вечности» - вечные обители фараонов в загробном мире. Это подтверждают тексты пирамид, высеченные на стенах внутри гробниц.

Таким образом, пирамиды Древнего Египта неразрывно связаны с религиозными представлениями о загробной жизни фараонов и их божественной сущности. Эти грандиозные памятники почитались египтянами как «дома вечности» правителей в Царстве мертвых.

Солнечные культы Ра, Атона и Амона-Ра

В религии Древнего Египта большую роль играли солнечные божества. Наиболее значимыми были культы бога солнца Ра, Атона и Амона-Ра.

Культ Ра возник еще в доисторический период. Ра считался творцом вселенной, правителем богов и людей.

В эпоху Нового царства фараон Эхнатон попытался заменить традиционных богов единым культом солнечного диска Атона. Но после смерти Эхнатона культ Атона был отменен.

Затем главным богом стал Амон - бог-творец. При объединении Верхнего и Нижнего Египта он отождествился с Ра, образовав бога Амона-Ра, главу пантеона во всем Египте.

Таким образом, солнечные культы играли центральную роль в религиозных представлениях древних египтян на всем протяжении истории этой цивилизации.

Религиозная реформа Эхнатона

Одним из важнейших событий в религиозной истории Древнего Египта была реформа фараона Эхнатона в XIV веке до н.э. Он попытался заменить традиционных богов на единственное божество - солнечный диск Атон.

До Эхнатона в Египте почитались многочисленные боги, такие как Ра, Амон, Птах, Бастет и другие. Но Эхнатон решил ввести культ единого божества - солнечного диска Атона, отвергнув других богов.

Для утверждения новой религии Эхнатон основал совершенно новую столицу и построил храм, посвященный только Атону. Фараон объявил себя единственным жрецом Атона и запретил почитание других богов в Египте.

Религиозная реформа Эхнатона носила радикальный характер. Были стерты имена традиционных богов с храмов по всей стране. Эхнатон и его жена Нефертити поклонялись только диску Атона.

Однако после смерти Эхнатона его реформа потерпела крах. Жрецы Амона восстановили власть своего культа при поддержке народа. Культ Атона был отменен, имя Эхнатона предано проклятию.

Таким образом, попытка Эхнатона утвердить монотеистический культ Атона провалилась. После его смерти Египет вернулся к традиционной политеистической религии с почитанием множества богов во главе с Амоном.

Магия и жрецы

Важную роль в религии древних египтян играли магия и жрецы. Египтяне верили, что с помощью магических обрядов можно повлиять на богов и природные силы.

Жрецы выступали посредниками между людьми и богами. Они совершали ежедневные обряды в храмах, приносили жертвы, толковали сны и предзнаменования. Также жрецы практиковали магические ритуалы.

Магия применялась и в повседневной жизни простых египтян. Заклинания использовались для исцеления больных, защиты дома, плодородия полей. Распространены были обереги и амулеты от злых сил.

Особое значение магия имела в погребальном культе. На мумии накладывались специальные амулеты для защиты умершего в загробном мире. Тексты пирамид также имели магическое значение.

Таким образом, магия и жречество играли важную роль в религиозных представлениях египтян. С помощью обрядов и заклинаний египтяне надеялись обеспечить благосклонность богов и контролировать силы природы.

Загробный мир и Царство мертвых

Важнейшей частью религиозных представлений древних египтян была вера в загробный мир и Царство мертвых.

Согласно верованиям египтян, после смерти душа покойного отправляется в иной мир и продолжает свое существование там. Для достижения вечной жизни необходимо было сохранить тело через мумификацию и пройти испытания в загробном царстве.

Царство мертвых представлялось подземным миром, которым правил бог Осирис. Душа умершего совершала там путешествие, встречаясь с богами и демонами. На каждом этапе проводился суд, где взвешивались добрые и злые дела человека при жизни.

Чтобы облегчить путь души в загробном мире, в гробницы вкладывались так называемые «Тексты пирамид» и папирус «Книга мертвых» с магическими заклинаниями и путеводителем.

Если душа проходила все испытания, она попадала в райское Царство мертвых, где обретала вечное блаженство. Так египтяне надеялись обеспечить себе продолжение жизни после смерти.

Миф об Осирисе и Исиде

Одним из важнейших богов древнеегипетского пантеона был Осирис. Согласно мифам, он был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Его женой была Исида - покровительница женщин и семьи.

Бог зла Сет, брат Осириса, из зависти убил его и разрубил тело на части, разбросав их по всему Египту. Исида нашла все части тела мужа и с помощью магии воскресила Осириса. От союза Исиды и воскрешенного Осириса родился Гор - мститель за отца, бог войны и покровитель фараонов.

Таким образом, миф об Осирисе символизировал ежегодную смену времен года, а также идею возрождения и бессмертия. Культ Осириса был тесно связан с представлениями египтян о загробной жизни.

Таким образом, миф об Осирисе играл важную роль в религии древних египтян, объяснял цикличность природы и связывал поколения людей узами родства.

Священные животные египтян

Одной из отличительных черт религии древних египтян было обожествление и почитание животных. Этот культ уходил корнями в тотемизм первобытных племен долины Нила. Определенные звери, птицы, пресмыкающиеся и насекомые считались воплощениями или священными животными того или иного божества.

Среди священных животных особое место занимал бык Апис - воплощение бога плодородия Осириса. Аписа содержали в специальном храме в Мемфисе, а после его смерти тщательно искали нового быка с определенными отметинами. Еще одним почитаемым животным была корова Хатхор - олицетворение одноименной богини любви и радости. Храмы Хатхор находились по всему Египту.

Однако более других почиталась кошка - священное животное богини Бастет, покровительницы плодородия и деторождения. В некоторых городах в честь Бастет возводили огромные храмы, где содержались тысячи кошек. Убийство кошки каралось смертью. После смерти кошек хоронили и мумифицировали.

Из птиц наиболее почитаем был сокол - символ солнечного бога Ра и его сына Гора. Соколу поклонялись во многих городах Египта под разными именами, но повсеместно он ассоциировался с небом и солнцем. Фараоны носили головной убор и корону в виде сокола, подчеркивая свою божественную власть. Ласточка тесно связана с культом Исиды, а ибис - с Тотом, богом мудрости.

Из пресмыкающихся обожествлялись змеи и крокодилы. Змеи ассоциировались с богами подземного царства, охранявшими усопших. Крокодилы почитались как воплощение бога плодородия Себека. Главные храмы культа крокодила находились в городах Крокодилополь и Омбос. Там этих рептилий кормили, поили молоком и умащали благовониями.

Таким образом, культ священных животных был важной частью религии древних египтян. Эти поверья уходили корнями в тотемизм и анимизм. Египтяне верили, что боги могут вселяться в определенных животных и олицетворять важные силы природы или стихии. Поклонение этим священным тварям составляло часть культа соответствующих божеств.

Храмы - центры религиозной жизни

Храмы играли центральную роль в религиозной жизни древних египтян. Каждый храм был посвящен определенному божеству и служил местом его обитания на земле. Вокруг главного храма часто возникал целый религиозный комплекс.

Первые египетские храмы строились из дерева и тростника. Со временем они обрели монументальный вид - каменные колонны, массивные стены, величественные пилоны (входные башни). Внутри размещались залы для ритуалов и поклонения статуям богов. Центральную часть храма египтяне называли «чистым местом» - обиталищем божества. Рядом обычно располагались различные хозяйственные постройки.

Огромные храмовые комплексы возводились в честь главных богов Египта - Амона, Птаха, Ра.

К важнейшим центрам паломничества относился Исидеион на острове Филе. Комплекс включал храм богини Исиды и множество других сооружений. В городе Бубастис находился огромный храм, посвященный кошачьей богине Бастет. В храмах совершались ежедневные ритуалы, приносились жертвы, в праздники устраивались шествия священных статуй и ладьи богов.

Таким образом, храмы являлись центром религиозной жизни древних египтян на протяжении всей истории этой цивилизации. Грандиозные по архитектуре, богато украшенные, они служили обиталищем богов и местом поклонения им.

Влияние религии на искусство Древнего Египта

Религиозные представления оказали огромное влияние на развитие искусства в Древнем Египте. Вера в загробную жизнь породила потребность сохранить тело умершего. Это привело к возникновению искусства мумификации. Считалось, что ее основателем был бог Анубис, который забальзамировал тело Осириса.

Создание усыпальниц и гробниц для фараонов и знати также требовало участия лучших художников и ремесленников. На стенах гробниц изображали сцены из жизни и мифов о богах, что должно было обеспечить покойному благополучную загробную жизнь. Так зародилась традиция настенных росписей и рельефов.

Огромное влияние религия оказала на скульптуру. Египетские мастера создавали статуи богов из дерева, камня и металлов. Обычно статуи выполнялись по строгим канонам и подчеркивали величие и могущество божества. Также изготавливали статуэтки покойников и различные культовые предметы для храмов.

В архитектуре главенствующую роль играли культовые сооружения - грандиозные храмы в честь Амона, Птаха, Ра и других богов с высокой степенью художественности в оформлении фасадов и интерьеров. Таким образом, религия стала определяющим фактором для всего искусства Древнего Египта.

Представления египтян о душе и загробной жизни

В религии древних египтян центральное место занимали представления о душе и загробном мире. Согласно этим верованиям, после смерти душа человека отправляется в потусторонний мир и предстает перед судом Осириса. Результат суда определяет ее дальнейшую судьбу.

Первоначально египтяне полагали, что у человека несколько душ, отвечающих за разные функции - Ка (жизненная сила), Ба (личность), Ах (сияющая душа). Со временем представления эволюционировали в сторону единой души с разными ипостасями. Душа наделялась способностью покидать тело и снова возвращаться.

Египтяне верили, что для комфортного существования в загробном мире душе необходимо сохранить тело. Это послужило толчком к развитию бальзамирования и мумификации. Ритуалы по сохранению тела, а также строительство гробниц с необходимым снаряжением требовали больших материальных затрат.

Представления о загробном мире менялись с течением времени. Сначала это была мрачная обитель мертвых под землей. Затем появились идеи о прекрасных «полях Иалу», где души праведников обретают вечное блаженство подобно богу Осирису. Туда могли попасть те, кто выдержал суд Осириса, где взвешивались сердце и грехи умершего.

Таким образом, вера в загробную участь человека играла огромную роль для древних египтян и во многом определяла их представления о справедливости. Эти верования оказали большое влияние на развитие погребальных обрядов и всей материальной культуры Египта.

Комментарии