Бюрократия и бюрократизм: особенности, методы борьбы

Бюрократия и бюрократизм - понятия, широко используемые для характеристики современных систем управления. Эти слова вошли в обиход, приобрели устойчивые негативные коннотации. Однако в научном плане они нуждаются в уточнении и анализе.

Определение бюрократии

Бюрократия (от франц. bureau – контора, канцелярия и греч. kratos – власть) в широком смысле означает власть канцелярии, конторы, столоначалие. Этот термин может употребляться в различных значениях.

  • Во-первых, бюрократия – это определенный тип организации государственного управления. В этом смысле бюрократия характеризует рационально организованную систему управления с развитой иерархией, четким разделением компетенции, формализованными процедурами принятия решений. Такое понимание бюрократии было дано М. Вебером.
  • Во-вторых, под бюрократией понимается извращенная, неэффективная форма организации государственного управления. Здесь бюрократия оценивается негативно и рассматривается как социальная аномалия.
  • В-третьих, бюрократией называют совокупность государственных служащих, составляющих аппарат управления. Таким образом, бюрократия отождествляется с бюрократами.

Наконец, бюрократией иногда называют специфический стиль управления – бюрократизм. Этот стиль характеризуется формализмом, волокитой, бездушием по отношению к людям.

Таким образом, термин «бюрократия» многозначен. Общим является указание на тесную связь бюрократии с государственной властью и управлением. Бюрократия - это всегда особый способ осуществления государственной власти.

Бюрократия как способ организации власти

Как было отмечено ранее, одно из значений термина «бюрократия» - это определенный способ организации государственной власти и управления. В этом аспекте бюрократию можно рассматривать как альтернативу демократии.

Демократия означает власть народа, народовластие. При демократии власть принадлежит всем гражданам, которые управляют государством непосредственно или через своих представителей.

Бюрократия же предполагает сосредоточение власти в руках профессионального аппарата чиновников. Этот аппарат действует от имени народа, формально являясь его представителем, но фактически подменяет собой народ как источник власти. Так происходит отчуждение власти от населения.

Таким образом, демократия и бюрократия - это два противоположных способа организации государственной власти. При демократии власть принадлежит народу, при бюрократии - бюрократическому аппарату.

Следует отметить, что бюрократия может проявляться не только в государственном управлении, но и в управлении общественными организациями. При этом также наблюдается отчуждение власти от рядовых членов организации.

Таким образом, бюрократия - это не просто определенный стиль управления, а целый способ организации власти, основанный на ее отчуждении от населения.

Объективная основа бюрократизма

Бюрократизм - это извращенная форма организации власти, проявляющаяся в подмене власти народа властью бюрократического аппарата. Возникает вопрос - что же является объективной основой, порождающей бюрократизм?

Такой основой, прежде всего, выступает само существование государства как особой политической организации общества. Государственная власть по определению предполагает отделение аппарата управления от населения, которым управляют.

Кроме того, для эффективного управления обществом требуется профессиональный бюрократический аппарат. Управленческие функции настолько сложны, что не могут выполняться на непрофессиональной основе.

Таким образом, само существование государства, разделение общества на управляющих и управляемых порождает бюрократию как власть аппарата управления. А там, где есть власть, всегда таится опасность ее вырождения в свою противоположность - власть ради власти, власть в интересах самой бюрократии.

Другой важной предпосылкой бюрократизма является недостаточный уровень политической и правовой культуры в обществе. Если граждане пассивны, не проявляют интереса к участию в управлении, не контролируют власть, то бюрократия получает возможность подменить собой власть народа.

Наконец, бюрократизму способствует отсутствие четких правовых механизмов, ограничивающих произвол чиновников. Там, где закон недейственен, а права граждан незащищены, бюрократия неизбежно вырождается.

Таким образом, бюрократизм имеет объективные предпосылки, связанные с сущностью государства. Однако полностью искоренить его невозможно. Можно лишь сводить бюрократизм к разумному минимуму посредством демократических процедур и правовых механизмов.

Конкретные проявления бюрократизма

Бюрократизм как извращенная форма организации власти проявляется в различных негативных чертах и тенденциях.

  • Во-первых, это стремление бюрократического аппарата к самоуправлению и самовоспроизводству. Чиновники начинают заботиться в первую очередь о собственных интересах, а не интересах общества.
  • Во-вторых, бюрократизм порождает формализм и волокиту. Деятельность чиновников сводится к бесконечному оформлению бумаг, соблюдению формальных процедур в ущерб реальному результату.
  • В-третьих, бюрократизм проявляется в игнорировании интересов и запросов граждан. Чиновники начинают смотреть на людей свысока, обращаться с ними высокомерно и пренебрежительно.
  • В-четвертых, бюрократизм ведет к сращиванию бюрократического аппарата с другими властными и финансовыми группировками. Возникают коррупционные связи между чиновниками и бизнесом.
  • В-пятых, бюрократизм проявляется в стремлении монополизировать власть, устранить конкурентов и критиков. Создается атмосфера подозрительности и доносительства.
  • В-шестых, бюрократизм ведет к неэффективности управления, игнорированию реальных общественных проблем. Управленческий аппарат становится громоздким и малоподвижным.
  • В-седьмых, бюрократизм проявляется в падении трудовой дисциплины и профессиональной этики чиновников. Распространяется халатность, взяточничество, прогулы.
  • В-восьмых, бюрократизм ведет к необоснованному росту управленческого аппарата и увеличению его финансирования в ущерб другим сферам.

Таков далеко не полный перечень конкретных проявлений бюрократизма. Все они в совокупности свидетельствуют об извращении принципов организации власти и деформации управленческой деятельности.

Бюрократия и бюрократизм: соотношение понятий

В научной литературе и публицистике понятия «бюрократия» и «бюрократизм» зачастую употребляются как синонимы. Однако между ними есть определенные различия.

Бюрократия - это прежде всего способ организации власти, основанный на профессиональном аппарате управления. Бюрократия сама по себе нейтральна, она может быть как эффективной, так и неэффективной.

Бюрократизм же представляет собой извращенную, выродившуюся форму бюрократии. Это патология власти, проявляющаяся в формализме, волоките, коррупции и прочих негативных чертах.

Таким образом, бюрократизм - это пороки и изъяны бюрократии как системы организации государственного управления. Бюрократизм - болезнь, поражающая бюрократию.

Можно сказать, что бюрократия - это форма, а бюрократизм - содержание этой формы. Бюрократия сама по себе может быть эффективной или неэффективной. Бюрократизм же всегда означает ее извращение и вырождение.

Таким образом, бюрократия - это явление объективное, а бюрократизм - субъективное. Борьба должна вестись не с самой бюрократией, а с ее негативными проявлениями, то есть с бюрократизмом.

Бюрократия vs демократия

Бюрократия и демократия - это два противоположных способа организации власти в обществе. Между ними существует принципиальное противоречие.

Демократия означает власть народа. При демократии источником власти являются сами граждане, которые осуществляют управление обществом непосредственно или через своих представителей.

Бюрократия же означает власть бюрократического аппарата управления. Этот профессиональный аппарат подменяет собой власть народа, фактически присваивая ее.

При демократии власть открыта и подконтрольна обществу. При бюрократии власть замкнута и самодостаточна.

Демократия предполагает инициативу и активное участие граждан в управлении. Бюрократия формирует у людей иждивенческие настроения.

Демократия ориентирована на интересы и запросы людей. Бюрократия игнорирует эти интересы.

Демократия создает условия для самореализации личности. Бюрократия превращает человека в винтик безликой системы.

Демократия ведет к росту политической культуры общества. Бюрократия консервирует политическую пассивность.

Таким образом, демократия и бюрократия - это два полярных способа организации власти. Первая максимально приближает власть к народу, вторая максимально отчуждает ее от народа.

Уровни проявления бюрократизма

Бюрократизм может проявляться на разных уровнях государственного управления.

  • Во-первых, бюрократизм может поражать отдельных чиновников. Это выражается в некомпетентности, халатности, грубости, вымогательстве взяток и т.п.
  • Во-вторых, бюрократизм бывает присущ отдельным государственным органам и учреждениям. Это проявляется в формализме, волоките, невнимательном отношении к людям.
  • В-третьих, бюрократизм может охватывать целые звенья государственного аппарата. Например, сильно бюрократизирована исполнительная вертикаль власти.
  • В-четвертых, бюрократизм может поражать государственный аппарат в целом. Тогда бюрократические порядки становятся повсеместными.
  • В-пятых, бюрократизм иногда выходит за рамки собственно госаппарата, охватывая смежные сферы - экономику, образование, науку и т.д. Происходит сращивание государственной бюрократии с другими властными и финансовыми группировками.

Чем выше уровень проявления бюрократизма, тем опаснее его последствия. Особенно негативно сказывается охват бюрократизмом государственной системы в целом.

Для успешного противодействия бюрократизму необходим комплекс мер, направленных на все уровни бюрократической системы - от отдельных чиновников до госаппарата в целом.

Динамичность бюрократизма

Бюрократизм представляет собой динамическое явление. Это означает, что степень бюрократизации властно-управленческой системы может варьироваться. В одних случаях бюрократизма может быть больше, в других - меньше. Эта особенность бюрократизма определяет возможность и необходимость борьбы с ним.

Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму в разной степени. Наиболее склонна к бюрократизации система профессионального государственного аппарата управления, в первую очередь - исполнительной власти. Это связано с тем, что исполнительная власть представлена штатом оплачиваемых государственных служащих, для которых государственная служба является профессией. Такие чиновники заинтересованы в сохранении и упрочении своего положения, что может вести к использованию должностных полномочий в личных или корпоративных интересах.

В меньшей степени подвержены бюрократизму органы государственной власти, формируемые на демократической основе путем выборов. К таким органам относятся представительные (парламентские) органы власти. Их деятельность в большей мере открыта для общественного контроля. Кроме того, народные избранники, в отличие от профессиональных чиновников, не заинтересованы в сохранении должностного положения любой ценой.

Бюрократизация различных властных систем

Бюрократизм может поражать любой уровень государственной власти - от отдельного должностного лица до государственного органа или государства в целом. Однако степень бюрократизации различных властных систем неодинакова.

Наиболее подвержена бюрократизму система профессионального государственного управления. Это объясняется тем, что профессиональные управленцы заинтересованы в сохранении и упрочении своего властного положения. А это может вести к использованию властных полномочий в личных или корпоративных интересах. Таким образом происходит отчуждение государственной власти от общества.

В меньшей степени склонны к бюрократизации органы государственной власти, формируемые путем демократических выборов. К ним относятся парламенты и другие представительные органы. Их деятельность более открыта и подконтрольна обществу. Кроме того, народные избранники, в отличие от чиновников, не заинтересованы в сохранении власти любой ценой.

Особого внимания заслуживает бюрократизация судебной власти. С одной стороны, профессиональные судьи также могут быть подвержены корпоративным интересам и злоупотреблениям. С другой стороны, чрезмерное вмешательство общественности в отправление правосудия чревато нарушением принципа независимости судей.

Таким образом, оптимальный баланс между профессионализмом и подконтрольностью власти должен быть найден для каждого вида государственных органов. Эффективная борьба с бюрократизмом требует комплексного системного подхода с учетом специфики каждого элемента механизма государства.

Радикальные методы борьбы

Борьба с бюрократизмом возможна и необходима. Существуют радикальные и тактические методы этой борьбы. Радикальные методы предполагают коренное, системное решение проблемы путем устранения самой основы бюрократизма.

Как отмечалось ранее, объективной основой возникновения и развития бюрократизма является разделение субъекта и объекта власти, их отчуждение друг от друга. Именно это порождает опасность обращения властвующим субъектом полученных полномочий в свою пользу в ущерб интересам общества.

Следовательно, радикальным средством борьбы с бюрократизмом государственной власти может служить лишь коренное изменение принципа организации этой власти и всей системы управления обществом. Речь идет о переходе к самоуправлению.

Под самоуправлением понимается такая организация власти, при которой ее субъект и объект совпадают полностью или частично. Полное совпадение характерно для первобытнообщинного строя. Частичное - когда властный центр локализован, но включен в объект управления.

Таким образом, идея замены государства общественным самоуправлением в обозримой перспективе вряд ли реализуема. Однако частичный переход различных сфер жизни общества и отдельных территорий на самоуправленческие принципы вполне осуществим.

В частности, самоуправление может быть реализовано в форме разветвленной системы органов местного самоуправления. Также возможно самоуправление внутри отдельных негосударственных организаций и объединений граждан. Широко распространено самоуправление в сфере экономики в формах кооперации и акционерных обществ.

Таким образом, постепенный отказ от принципа бюрократической организации государственной власти в пользу самоуправленческих начал мог бы стать радикальным решением проблемы бюрократизма.

Тактические меры ограничения бюрократизма

Бюрократия и бюрократизм являются неизбежными спутниками государственной власти, основанной на разделении властующих и подвластных. Однако степень их проявления в конкретной властной системе может существенно варьироваться. Поэтому вопрос о тактических мерах ограничения бюрократизма имеет большое практическое значение.

  • Установление четких правил и процедур принятия решений, исключающих произвол чиновников.
  • Регламентация сроков рассмотрения дел и исполнения решений.
  • Упрощение bureaucraticprocedures.
  • Внедрение электронного документооборота и оказания госуслуг в электронном виде.
  • Повышение прозрачности и подотчетности госорганов.

Эффективность борьбы с бюрократизмом во многом зависит от политической воли и решимости руководства страны. Необходим комплексный и системный подход, а не разрозненные меры. Важную роль играет формирование антибюрократической культуры и нетерпимости к проявлениям бюрократизма со стороны общества.

Перспективным направлением является развитие механизмов общественного контроля за деятельностью госорганов, расширение возможностей для обратной связи и участия граждан в принятии решений. Это позволит ограничить бюрократию, не разрушая властную вертикаль и государственные институты.

Роль обратной связи

Обратная связь играет ключевую роль в ограничении бюрократизма государственного аппарата. Бюрократия и бюрократизм возникают и укореняются там, где разорвана связь между властью и обществом, где чиновники перестают быть подконтрольны и подотчетны народу.

Установление устойчивых каналов обратной связи позволяет гражданам контролировать деятельность чиновников, оперативно реагировать на факты бюрократизма и злоупотреблений. Это дисциплинирует бюрократический аппарат, заставляет его считаться с общественным мнением и интересами простых людей.

В качестве каналов обратной связи могут выступать различные институты:

  • Выборность ключевых должностных лиц и возможность отзыва депутатов.
  • Регулярные отчеты чиновников перед избирателями о своей работе.
  • Публичные слушания по важным вопросам.
  • Электронные сервисы для подачи и мониторинга обращений граждан в госорганы.
  • Механизмы общественного контроля и мониторинга госорганов со стороны НКО.

Чем теснее обратная связь власти и общества, тем меньше возможностей для бюрократического произвола и отрыва чиновников от реальных проблем людей. Государственный аппарат вынужден становиться более открытым, прозрачным и ориентированным на удовлетворение общественных потребностей. Это ключ к преодолению бюрократизма.

Укрепление обратной связи с гражданским обществом должно стать приоритетом в борьбе с бюрократией. Никакие административные меры не дадут должного эффекта без вовлечения самого населения в мониторинг и контроль за деятельностью госаппарата.

Перспективы ограничения бюрократии

Бюрократия и бюрократизм никогда полностью не исчезнут, пока существует государство и разделение власти и народа. Однако их негативные проявления можно минимизировать посредством комплекса мер организационного, правового и культурного характера.

  • Во-первых, это оптимизация структуры и функций госаппарата, ликвидация дублирования полномочий различных ведомств. Чем проще и понятнее построена система управления, тем меньше возможностей для бюрократических извращений.
  • Во-вторых, жесткое нормативное закрепление процедур и сроков предоставления госуслуг, исключающее необоснованные отказы и задержки. При этом важно обеспечить реальные механизмы контроля и наказания за нарушения.
  • В-третьих, цифровизация взаимодействия госорганов с гражданами и бизнесом. Электронные сервисы существенно сокращают бюрократические издержки.
  • В-четвертых, привлечение институтов гражданского общества к мониторингу деятельности чиновников, регулярная оценка эффективности госорганов со стороны независимых экспертов и активистов.

Наконец, ключевую роль играет формирование в обществе нетерпимости к проявлениям бюрократизма, ответственного и активного отношения граждан к своим правам и возможностям контроля над властью. Без культурных изменений любые организационные меры окажутся недостаточно результативными.

Таким образом, ограничение бюрократии требует системной работы по оптимизации госаппарата, нормативному регулированию, внедрению новых технологий и формированию активной гражданской позиции в обществе. Только комплексный подход может минимизировать негативные проявления бюрократии и бюрократизма в системе государственного управления.

Комментарии