Потребность - это стимул
С самого зарождения психологии, социологии, философии, экономики, ученые дают различные определения термину «потребности». Можно сказать, что потребность — это осознанная нужда. В пище, безопасности, самовыражении, любви. Да в чем угодно.
Также потребность — это мощная движущая сила. Мы совершаем те или иные поступки, стараясь удовлетворить определенную нужду. Хочешь есть — ищешь пищу, замерз — одеваешься. С более сложными потребностями точно так же.
Исследователи разделяют на группы или классифицируют потребности, опираясь на различные признаки и критерии. Например, физиологические, основные или базовые потребности: пища, сон, безопасность.
Коммуникативные, социальные или социогенные. В общении, труде, самовыражении, обучении, потребность в любви, наконец. Духовные: творчество, познание окружающего мира и своего собственного места в нем.
Физиологические (или витальные) потребности обусловлены конкретной биологической необходимостью. Энергия, самосохранение, продолжение рода. Коммуникативные и духовные — формируются в процессе жизни, воспитания, социализации личности.
Что же влияет на формирование потребностей? Во-первых, внутренние факторы. Личные интересы, вкусы, наклонности, привычки, ценности. Во-вторых, внешние: окружающая среда, социальное положение, семья, круг общения, территориальный фактор, мода, финансовое состояние.
Потребности могут разделять по видам активности человека. Они могут быть связаны с трудом (познание, созидание), развитием (игра, самореализация), общением (социализация).
Стремление удовлетворить потребность — это сильнейшая мотивация. Именно осознание нужды в чем-либо толкает нас на определенные действия. Можно выстроить такую цепочку: выявление потребности — постановка цели — деятельность по ее достижению. Например, вы хотите отдохнуть в тропической стране. Для этого необходимо заработать определенную сумму, договориться об отпуске на рабочем месте и купить путевку.
В современной жизни есть все условия для удовлетворения базовых или физиологических потребностей. Мы уже рождаемся в домах, нам не нужно бороться за еду или выживание, как далеким предкам. Зато все больше появляется сложных или высших потребностей.
Одной из наиболее сильных в нашем обществе стала потребность в общении. Она формируется с самого начала нашей жизни. Уже в первые месяцы младенец пытается взаимодействовать с родителями. Годам к трем у него есть желание расширить этот круг.
Мы все хотим говорить о себе, своих интересах, увлечениях. Нам постоянно нужна новая информация. Даже у тех людей, кому сложно общаться в силу физического состояния или психологических особенностей, есть возможность реализовать эту потребность в интернете. Этому способствуют социальные сети, форумы, блоги, чаты.
Есть еще одна немаловажная потребность. Это любовь, привязанность. Ее хочется не только получать, но и давать. Это желание быть частью чего-то. Пары, семьи, круга друзей, общества по интересам.
Две эти потребности тесно связаны. Человек — существо социальное. Для комфортного существования ему нужна не только еда и крыша над головой. Нам необходимо общаться, любить и быть любимыми. Иначе жизнь перестает быть полноценной.