Этот век характеризуется изменением не только во взглядах на живопись и культуру. Как известно, на культуру немалое влияние оказывает политическая и экономическая ситуация в мире. В зависимости от того, какие темы актуальны в обществе, творятся и произведения искусства.
Живопись 19 века сформировалась на тле международных событий. В конце 18 века феодализм начал отходить в прошлое, а на смену ему пришел прогрессивный
общественный строй - буржуазия. И, соответственно, принес с собой новую касту населения - буржуа. Подобием их в современном мире являются частные предприниматели. Вот в таких условиях формировалась европейская живопись 19 века.
Жанры и ведущие мотивы европейской живописи 19 века
В результате смены общественного строя значительно изменились и взгляды на искусство. Живопись 19 века более склонна к романтике. Изображения детей, беззаботно играющих на лужайке или счастливо поедающих вкусности, стали основными, изображаемыми на картинах тогдашних живописцев. Мир воспринимался как идеальное творение, а детство - как беззаботная пора. Безмятежные и веселые дети в представлении живописцев приравнивались к самому прекрасному явлению на свете. Их веселье, счастливые улыбки и полные приключений игры изображались на картинах чаще всего. Немалое место в мыслях живописцев занимал процесс воспитания детей.
Художники воспринимали процесс воспитание как самое благородное дело на земле, поскольку нового человека готовили для жизни, прививали ему благородные качества, учили представлению о красоте, разграничивать понятия красивого и уродливого. Вот в таком оптимистическом, беззаботном и гармоничном свете жила французская живопись 19 века. А вот ближе к 20 веку в творчестве художников начали проявляться более реалистичные мотивы. Нереальный мир красоты, любви и гармонии отошел в прошлое, актуальным стало изображение настоящих детских будней из бедных семей. Ужасающие картины детских страданий из-за недостатков, недоедания стали ведущими мотивами в творчестве европейских и
французских художников. В этот период изображали в основном портреты, главной целью которых, было передать не только внешние черты человека, а также показать его характер, изобразить портретируемого нераздельно с эпохой, в которую он живет. Представители: Луи Давид, Мадарас, Брожик, Матейка, Франсиско Гойя, Доминик Энгр, Эжен Делакруа, Оноре Домье, Франсуа Милле.
Российская живопись 19 века
Живопись 19 века в России шла в ногу с европейской. Романтизм преобладал в изобразительном искусстве. Тяга к совершенству, в результате разочарования Французской революцией конца 18 века, привела романтические и идеальные мотивы в российскую живопись.
Нереальные представления об идеальном мире, его усовершенствование, изображалось на картинах того времени. В ходе развития темы идеального мира нередко изображалась его истинность. Тяжело работающие люди, бытовые проблемы, грязные и голодные дети неоднократно посещали полотна художников. Представители: В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, А . А, Иванов, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов. Живопись 19 века пополнилась еще одним шедевром из казны российских художников. Наверняка, все знают произведение К. П. Брюллова о погребенном городе во время
извержения вулкана в 79 г. до н. э.
"Последний день Помпеи".