Конструкторы в СССР: игрушки для будущих инженеров

Конструкторы в СССР выполняли важную педагогическую функцию. Они развивали у детей самостоятельность, творческое мышление, политехнические знания. Существовало множество разновидностей этих игрушек. В статье подробно рассказывается о сборно-разборных, тематических и схематических конструкторах, а также об их металлических и деревянных разновидностях.

Виды советских конструкторов

Конструкторы играли важную роль в воспитании и обучении советских детей. Они позволяли развивать технические навыки, логическое мышление и творческие способности. Существовало несколько основных видов советских конструкторов:

  • Сборно-разборные модели. Эти конструкторы состояли из деталей с конкретной формой, предназначенных для сборки определенных моделей (автомобилей, самолетов и др.). Их можно было многократно разбирать и собирать.
  • Тематические конструкторы. Они включали наборы деталей для создания разных моделей в рамках одной темы (например, радиотехника, строительство).
  • Схематические конструкторы. Это универсальные наборы стандартных деталей (пластин, балок, колес и др.), из которых можно было собрать конструкции по схемам.

Схематические конструкторы делились на подвиды в зависимости от материала:

  • Металлические (самые распространенные).
  • Деревянные. Из них создавали несложные модели.
  • Пластмассовые. Отличались ярким дизайном и удобными деталями.

Таким образом, советские конструкторы отличались разнообразием и позволяли детям творить и учиться, развивая инженерно-технические навыки.

Сборно-разборные модели

Сборно-разборные конструкторы были одним из самых популярных видов советских детских игрушек. В отличие от простых сборных моделей, которые склеивались, в них все детали соединялись без клея, что позволяло многократно разбирать и собирать модели.

Такие конструкторы выпускались для детей разных возрастов. Для малышей существовал «Автоконструктор» с простыми кузовами машин, которые нужно было соединить с шасси. А старшие ребята могли собрать настоящую заводную машинку из «Автоконструктора» с пружинным механизмом.

Очень популярна была серия «Собери сам». Первые наборы 1950-х годов позволяли создать микроскоп и подзорную трубу из металлических деталей и оптического стекла. Позже появился усовершенствованный «Оптикон» для сборки пяти оптических моделей. Также под маркой «Собери сам» выпускали авто- и радиоконструкторы.

Еще одним примером сборно-разборных конструкторов был «Юный часовщик» для создания ходиков и будильников. А набор «конструктор ссср» позволял смастерить работающий телефон или телеграф.

Такие игрушки идеально подходили для развития мелкой моторики, внимательности и инженерного мышления. Ребенок мог воплотить в жизнь свои технические идеи, раз за разом пересобирая любимые модели.

Тематические конструкторы

Тематические конструкторы отличались от сборно-разборных тем, что включали наборы деталей для создания моделей в рамках одной конкретной темы или области техники.

Очень популярны были конструкторы на тему строительства. Например, «Конструктор-строитель» No1, 2, 3, «Юный строитель» и другие. Из них можно было возводить здания, мосты, башни. Эти наборы развивали навыки инженерного проектирования.

Не менее интересными были радиотехнические конструкторы вроде «Радиоконструктора» или «Электротехника». Они позволяли собрать радиоприемники, усилители, другие устройства и понять принципы радиоэлектроники.

С помощью авиационных конструкторов можно было построить различные модели самолетов и вертолетов. А судомодельные наборы давали возможность создать корабли и катера.

Тематические конструкторы «конструктор ссср» отражали специфику определенной отрасли техники и позволяли детям погрузиться в интересную для них тему, получив базовые навыки в этой сфере.

Схематические конструкторы

Схематические или универсальные конструкторы состояли из стандартных деталей - пластин, балок, шестеренок, колес и других элементов. В отличие от тематических наборов, их детали не имели конкретного назначения. Схематические конструкторы давали простор для фантазии и позволяли собирать самые разные модели.

Такие конструкторы выпускались с разным количеством деталей - от десятков до тысяч. Простые наборы для младших детей включали сто или чуть больше элементов. А старшие ребята могли собирать сложные механизмы из конструкторов с сотнями или тысячами деталей.

Схематические конструкторы часто делились на уровни сложности с постепенно возрастающим количеством деталей. Например, популярные «Конструкторы-механики» №№ 1, 2, 3 с 115, 230 и 340 деталями соответственно. Из простого «Конструктора-механика» можно было собрать тележку или стул, а из № 3 уже - подъемный кран или другие сложные модели.

Особо стоит отметить металлические конструкторы типа «конструктор ссср». Их прочные детали позволяли возводить большие и функциональные механизмы. Также выпускали деревянные и пластмассовые схематические наборы. Но металлические конструкторы пользовались особой популярностью за универсальность и долговечность.

Металлические схематические

Металлические схематические конструкторы были одними из самых популярных в СССР. Их прочный материал позволял создавать действительно работающие механизмы, а универсальные детали давали простор для фантазии.

Самые простые металлические наборы вроде «Маленького конструктора» содержали около 50 деталей. Из них можно было собрать тележки, столы, стулья. Более сложные конструкторы «Конструктор-механик» состояли из сотен деталей и позволяли создавать действующие автомобили, краны, конвейеры.

Отличительной чертой металлических конструкторов было наличие зубчатых колес, шкивов, тяг и других деталей передачи движения. Это позволяло оживить модели, сделав их подвижными. Также в наборы часто входили электродвигатели для моторизации конструкций.

Из «конструктора ссср» можно было построить настоящий завод с конвейером, подъемными кранами и другими механизмами. А добавив электрические цепи с лампочками, звонками, выключателями - создать модель автоматизированного производства. Такие конструкторы идеально подходили для изучения основ инженерии.

Деревянные схематические

Деревянные схематические конструкторы также пользовались популярностью в СССР, особенно среди младших школьников. Их детали отличались экологичностью, теплотой на ощупь и приятным запахом натурального дерева.

Простейшие деревянные наборы 1950-х годов назывались «Деревянный конструктор № 1» и «Деревянный конструктор № 2». Они включали наборы брусков, пластин, колес, соединительных элементов. Из них собирали несложные тележки, транспортные средства.

Более продвинутые конструкторы «Юный архитектор» содержали сотни деталей. Их хватало на воплощение целых архитектурных ансамблей - домов, мостов, башен. Такие наборы идеально подходили будущим дизайнерам и архитекторам.

Особой разновидностью были палочные конструкторы. Они включали наборы деревянных палочек разной длины и одинакового диаметра. Из них можно было собирать как плоские, так и объемные композиции.

Качественные материалы позволяли деревянным конструкторам служить не одному поколению детей. А натуральная красота дерева вдохновляла на создание гармоничных и эстетичных моделей.

Пластмассовые конструкторы

Пластмассовые конструкторы завоевали популярность в СССР в 1960-1970-х годах. Они отличались ярким цветовым оформлением и разнообразием функциональных деталей.

Отечественные пластмассовые наборы производства завода «Огонек» содержали универсальные кубики, бруски, пластины. Из них получались красочные плоские и объемные композиции.

Особо стоит отметить конструкторы немецкой фирмы PEBE. Эти функциональные наборы в красочных коробках включали специальные блоки с окнами, дверцами, крышами. Из них можно было возводить целые города и поселки.

Богатые возможности для творчества предоставлял конструктор «Гигант». Его цветные пластмассовые кирпичи, фигурные элементы позволяли воплотить любые архитектурные фантазии.

Легкие и прочные детали делали пластмассовые конструкторы удобными в использовании. А их эстетичный вид способствовал развитию художественного вкуса и композиционных навыков.

Электронные конструкторы

Электронные конструкторы стали логическим продолжением развития технического творчества советских детей. В отличие от простых механических или деревянных наборов, электронные конструкторы позволяли собирать по-настоящему действующие модели, оснащенные источниками питания, лампочками, динамиками и прочими атрибутами настоящей радиотехники.

Одним из первых электронных конструкторов, который появился еще в конце 50-х годов, был «Юный радиоконструктор». Он представлял собой набор радиодеталей и проводов, из которых можно было собрать несколько простейших схем: радиоприемник, усилитель звука, источник тока. Хотя внешне модели не производили особого впечатления и были далеки от современных гаджетов, с точки зрения обучения принципам работы радиоаппаратуры это был отличный вариант.

В 60-70е годы на смену «Юному радиоконструктору» пришли более совершенные наборы – «Юный техник», «Электроника», «Знаток». Они уже включали в себя не только радиодетали, но и готовые функциональные узлы – генераторы, усилители, выпрямители и др. Это позволяло ребенку, не вдаваясь в тонкости схемотехники, собрать работающий прибор – радиоприемник, электронные часы, метеостанцию, домашний кинотеатр.

Вершиной развития советских электронных конструкторов можно считать знаменитый «Квант». Этот конструктор выпускался с 1971 по 1991 год и выделялся среди аналогов большим количеством деталей и широкими возможностями по сборке схем. В набор входило около 300 деталей, из которых можно было собрать более 200 различных моделей – от простого транзисторного радиоприемника до моделей вычислительных машин и робототехнических устройств.

Советские электронные конструкторы стали важным этапом в техническом образовании нескольких поколений отечественных школьников. Они не только развивали конструкторские навыки, но и закладывали базовые знания в области радиоэлектроники, которые в дальнейшем оказались востребованы в различных областях науки и техники.

Игрушки для будущих инженеров

Детские конструкторы занимали особое место в истории советской игрушечной индустрии. Они не только развлекали детей, но и решали важную образовательную задачу - знакомили подрастающее поколение с основами инженерного дела, развивали техническое мышление и конструкторские навыки.

Конструкторы советского периода отличались разнообразием - это были как простые деревянные или металлические наборы для сборки несложных моделей, так и сложные электронные конструкторы типа «Знаток» или «Квант». Последние позволяли собирать по-настоящему работающие электронные схемы и устройства.

Особенностью советских конструкторов было не только их высокое качество и продуманность конструкции, но и наличие подробных инструкций по сборке. Эти иллюстрированные альбомы с пошаговыми схемами моделей сами по себе имели обучающую ценность.

Многие из тех, кто в детстве с увлечением собирал модели из «конструктора СССР», впоследствии стали инженерами, конструкторами, учеными - то есть внесли огромный вклад в развитие советской и российской науки и техники. Так что в известном смысле можно сказать, что эти игрушки закладывали фундамент будущих достижений.

И сегодня, несмотря на появление множества современных гаджетов и развивающих игр, детские конструкторы остаются актуальным и востребованным видом игрушек. Они по-прежнему развивают воображение, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление детей. И это значит, что традиции советских конструкторов будут жить и в XXI веке.

Комментарии